«НЕСИ МЕНЯ, ОЛЕНЬ»?
«НЕСИ МЕНЯ, ОЛЕНЬ»?..
Вот в I квартале этого года ГАЗ понизил реализации на 34,7% – до 33 383 автомобилей. За три месяца автозавод через собственный торговый дом «Русские машины» продал 9,3 тыс. «волг» и 24 тыс. грузовиков и микроавтобусов (только по последним есть рост – 6,3%). Только, кажется, никого это не взволновало.
ГАЗ ПРОДОЛЖАЕТ... НО НЕ ВЫИГРЫВАЕТ!
Снаружи как бы ничего и не происходит: из ворот цехов строго по графику выезжают новые авто – легковушки и грузовики, в том числе и серии «Валдай». Рабочие и ИТР часто получают заработную плату, даже понижение продаж в I квартале, оказывается, было плановым.
– Да, спад продаж был, но его мы предсказывали еще сначала года, потому уменьшили создание, – разъясняет заместитель генерального директора ТД «Русские машины» Виктор Масленников. – Зато все, что произвели – продали.
Фактически, на этой нотке оптимизм всех, с кем пришлось разговаривать на ГАЗе, и заканчивался, так как ситуация на большом предприятии, где работает 58 тыс. человек, очень и очень сложная. Да, продукция расползается, заработную плату получают часто, но новых легковых моделей как не было, так и нет, а переговоры с возможными зарубежными инвесторами, хоть и проходят часто, завершаются ничем.
Но, как выяснилось, на ГАЗе есть не только лишь унылые анонсы.
– Поначалу о «Волге», – продолжает Виктор Масленников. – Обещанной новинки – GAZ 31107 не будет. Такое решение принято совсем. На автомобильном салоне в Москве мы покажем еще одну модернизацию модели GAZ 31105. В ней место под капотом займет движок «Крайслер» объемом 2,4 литра, соответственный нормам Евро III, а не считая того при помощи германской компании будет основательно обновлен интерьер. Параллельно дорабатываем мост и коробку – усиливаем надежность, снижаем шумность. При всем этом машина остается в той же ценовой нише, что и сегоднящая. Как перешагнем порог в 8000 долл., «Волгу» закончат брать, а мы пока занимаем с ней 4% рынка и долю свою отдавать не собираемся.
Будущее легкового направления связываем с зарубежным партнером. Кто это будет – пока вопрос открытый. Но сами тратиться на разработку не станем – затратно и нет времени. А вот куда мы вкладываем и хотят это делать впредь, так это коммерческий транПодвеска – наше истинное и будущее. И город, и село, и коммунальщики, и армия испытывают потребность в маленьких грузовиках и микроавтобусах, так что семейство «Газель» – объект нашего особенного внимания: будем его улучшать. Посреди среднетоннажных автомобилей основным игроком становится сейчас «Валдай» – у него очень хорошие перспективы, по последней мере на наиблежайшие 5 лет. В особенности если появится автобус на его базе.
Далее разговор свернул на болезненную для ГАЗа тему – о непрекращающейся в печати критике «газелей» с позиций безопасности.
– Какой уж год попорядку нас преднамеренно лупят и лупят за это! – кипятится В.Масленников. – По весне министр транПодвескаа, говоря нынешним языком (сам я не люблю это выражение), «наехал» на «Газель» – добивался вообщем убрать наш микроавтобус с рынка. Меж тем он отвечает всем требованиям по безопасности для машин этого класса. Участились аварии на дороге? Так в былые времена с начальника автобазы голову сняли, если б он такую машину и с таким водителем выпустил в рейс, а на данный момент контроля в большинстве автопарков вообщем нет. Прямо скажу: складывается воспоминание, что кто-то лезет из кожи вон, чтоб высвободить нашу нишу на рынке для маршруток другого производителя...
НЕТ ПРОРОКА В Собственном ОТЕЧЕСТВЕ
С этой антигазелевской кампанией на ГАЗе связывают повторяющиеся провалы в сбыте продукции автозавода. Потому подстраховываются и все более интенсивно в последние годы работают на наружных рынках. Установили отличные связи с ЮАР – микроавтобусы «Газель» идут там на ура. В перспективе завод будет отгружать туда до 30 тыщ машин раз в год! В планах – варианты поставок на Кубу, начался экПодвеска дизельных «газелей» в Турцию. В прошедшем году за рубежом удалось реализовать 50 тыс. автомобилей, в планах на этот – уже 60.
Меж тем всем понятно: легкой жизни у ветерана нашего авто производства не будет. На рынок Рф выходит могущественный соперник – автопром Китая.
– Пока китайцы только прощупывают почву, но их экспансия неизбежна, – гласит наш собеседник. – Они непременно постараются пробиться в нашу нишу. А что мы можем противопоставить такому напору? У их за спиной – целенаправленная поддержка страны экПодвесканых устремлений собственных заводов. А у нас? Кто готов защищать государственного автоконцерна? Тот же Китай, вступая в ВТО, вытребовал для себя большие льготы, а наши переговорщики об этом, похоже, запамятывают. Два года вспять приняли известную концепцию развития русского автопрома. Единственное, что там верно отражено – сегодняшнее состояние русских автозаводов. А что далее? Нам все почаще молвят об ответственности бизнеса перед обществом, перед государством, но никто никогда не слышал об ответственности страны перед делом. Вот ГАЗ. Он делает рабочие места, платит большие Энциклопедия грузовых автомобилей в бюджет в виде налогов, но вопрос выживания, кажется, тревожит только нас самих.
Прав наш собеседник либо нет – покажет время. Пока олень еще скачет...