КАЖЕТСЯ, МЫ ВСЕ СОШЛИ С Разума
КАЖЕТСЯ, МЫ ВСЕ СОШЛИ С Разума
После 3-х летнего безудержного роста главных характеристик аварийности в прошлом году отмечено сокращение числа погибших в ДТП (на 3,1%), некоторое «замедление темпов прироста количества происшествий (+2,1% против +10,8% в 2003 г.) и числа раненных в их людей» (+3,1% против +13,1%).
Это, естественно, не может не веселить, но только если подразумевать относительные характеристики. Абсолютные же способны неподготовленного человека привести в состояние шока. В прошедшем году в стране было записанно 208 506 ДТП (а сколько еще неучтенных!), погибло 34 506 и ранено 251 386 человек. Если посчитать, то раз в день на дорогах Рф обрывается жизнь 95 наших с вами граждан, а еще 689 становятся инвалидами. Каждый денек! Еще въедливые спецы подсчитали, что социально-экономический вред от ДТП и их последствий составил за год 369 миллиардов. рублей, а от смерти людей – еще 186, 2 миллиардов.
По количеству ДТП мы – абсолютные фавориты в Европе и одни из глобальных «чемпионов» (впереди только Китай и Индия, где население издавна перевалило за млрд). Опережаем всех мы и по тяжести последствий аварий (12 погибших на 100 пострадавших). Есть у нас и целые регионы-«рекордсмены»: в Эвенкии из 100 пострадавших гибнут… все 100 (!), в Ингушетии и Дагестане – по 23, в Туве – 22… В целом же у россиянина шансы погибнуть на дороге в 5 раз выше, чем у гражданина Австрии, Англии, Германии, США либо Швеции.
Обстоятельств тому огромное количество, и одна из основных – только 20% пострадавших в ДТП получают помощь на месте либо по пути в поликлинику (по данным минздрава), 70% водителей не имеют понятия, как воспользоваться аптечкой, а у половины ее нет совсем. В итоге не доезжает до лечебниц и гибнет 30% (а в неких регионах и все 90%!) покалеченых… Много лет уже управляющий Всероссийской службы медицины катастроф Сергей Гончаров призывает прирастить число пт мед помощи в городках и на самых оживленных трассах (в том числе и на больших АЗС), хотя бы прирастить количество дорожных указателей, где их отыскать, но… «Везде есть указатели населенных пт, кафе, магазинов, других объектов, но нигде на дорогах не отыщешь стрелочки, как проехать к наиблежайшей больнице», – возмущается С. Гончаров. А еще неплохо бы сделать во всех регионах центры медицины катастроф со своими мобильными отрядами, психическими бригадами, мед учреждениями, но пока это только пожелания докторов.
В собственном отчете ГИБДД в качестве основных причин, влияющих на рост ДТП, именует социально-экономические. С каждым годом, к примеру, вырастает диспропорция меж темпами развития улично-дорожной сети и численности автомобилей в стране; состояние многих улиц и дорог оценивается как неудовлетворительное. Средняя скорость движения транПодвескаа в огромнейших городках за последние 5 лет снизилась практически на 40%! Другая «уважительная» причина – старение автопарка: более половины всех транПодвесканых средств у нас старше 10 лет, а около 5 млн. машин раз в год признают неисправными…
А еще мы на святой Руси очень любим садиться за руль зело выпивши; по этой причине (которую тоже можно отнести к числу социально-экономических) в прошедшем году случилось 13% (!) всех ДТП. При этом пьют и водители, и пассажиры, и пешеходы: в 2004-м из-за этого погибли 4790 человек, а выше 38 тыс. получили ранения. Наилучшие друзья «зеленого змия» живут у нас, как оказывается, в Коми-Пермяцком окружении (33% всех ДТП), Костромской области (31,5%) и на Алтае (30,3%).
В общем, все это отдало основания Главному муниципальному автоинспектору Русской Федерации В.Кирьянову заявить, что «аварийность на авто транПодвескае является одной из острейших социально-экономических и демографических заморочек, которая представляет опасность безопасности на муниципальном уровне». А в качестве одной из основных мер в борьбе за сокращение ДТП он именовал необходимость внести «целый ряд конфигураций и дополнений в Кодекс об административных правонарушениях; в особенности это касается грубых и периодических нарушений Правил дорожного движения».
Кто б спорил? Непременно, все произнесенное справедливо; никто, кажется, сейчас не будет возражать против того, что 50 рублей – забавнй штраф за такое, например, наигрубейшее нарушение, как проезд на красноватый свет. Проекты законов, неоднократно увеличивающие степень наказаний, уже ориентированы на рассмотрение в Госдуму и через какое-то время будут приняты. Только вот что поменяется от этого на дорогах – вопрос спорный, так как, как понятно, в Рф строгость законов сосуществует с необязательностью их выполнения. Может быть, главную причину безмерно высочайшего числа ДТП в стране нужно находить и в другом?
Сейчас органы безопасности дорожного движения, их структура, задачки и мотивация служащих не соответствуют настоятельным требованиям времени. О чем гласить, если официальная средняя заработная плата сотрудника ГИБДД меньше 5 тыс. руб. за месяц при очень нелегких критериях труда – нужно нести службу и на морозе, и в жару, при стршной загазованности… Скажите, положа руку на сердечко, много ли найдется в нашей бедной стране реальных добросовестных рыцарей правопорядка, готовых к такому подвигу? Наверняка, имеет смысл поразмыслить, а нужно ли держать в стране целую армию (наибольшую в Европе!) потенциально нищих инспекторов (их у нас выше 100 тыщ!), которые к тому же не в состоянии пресечь лавину правонарушений на дорогах. Может, лучше иметь маленькое войско, но высокопрофессиональное, отлично снаряженное современной техникой? За примерами ходить далековато не нужно – Великобритания, ФРГ, Скандинавия под боком. А «социально-экономические причины»? Что ж, их всегда можно отыскать для разъяснений в вышестоящих структурах – была бы в том нужда