ЕЩЕ ГОД ВОЙНЫ
ЕЩЕ ГОД ВОЙНЫ
СТАТИСТИКА ДТП
Статистические сводки опять полны волнения. Число дорожно-транПодвесканых происшествий, резко – на 12% – подскочившее в 2002 году, в прошедшем возросло еще на 10,8%! Год 2003-й тут стал печально-рекордным: 204 267 аварий, в каких погибло 35 602 человека (+7,1%) и 243 919 ранено (+13,1%).
СЧИТАЕМ Утраты
Числа убитых и покалеченых в дорожно-транПодвесканых происшествиях издавна напоминают у нас сводки с театра военных действий. Ни один вооруженный конфликт за последние полста лет не сравнится по тяжести последствий с казалось бы очевидными ДТП. Это означает, что сейчас в Рф на дорогах каждый денек обрывается жизнь практически 100 человек, а еще 670 получают увечья и травмы. Жутко поразмыслить…
В особенности трагично, когда погибают малыши. В прошедшем году 1561 ребенок (+8,2%) стал жертвой аварий, а травмы получили 25 291.
Рост аварийности был зарегистрирован в большинстве регионов страны, при этом в особенности значимый в Тюменской области (+58,5%), Карелии (+50%), Алтайском крае (+ 44,6%). Исключение составила Смоленская область, где аварийность внезапно снизилась на 7%.
С КОГО СПРОСИМ?
Ответственность за большая часть ДТП (77,6%) лежит на водителях – 158 606 аварий (+12,4%), в каких погибло 28 653 человека (+6,9 %), а 203 375 было ранено (+14,8%). Виновники тут различные, отметим только, что водителей-профессионалов на «казенных» машинах посреди их сравнимо малость – меньше 9%, и показатель этот не изменяется из года в год. Чего не скажешь об автовладельцах – обладателях ТС. По их вине вышло 82% (+13,8%) всех ДТП (130 097).
Государственной неудачой остается дебоширство за рулем. В 2003 году по этой причине вышло 23 829 ДТП (+5,6 %), в их погибло 4039 человек, ранено 33 430. По вине опьяненных водителей в стране случается любая шестая катастрофа, около 2 млн. в год задерживают за управление автомобилем в нетрезвом состоянии, но число желающих покуражиться за рулем после выпитой рюмки никак не идет на убыль. А здесь еще Дума вернула проект ужесточения наказаний за это грех… Видимо, у депутатов – своя статистика. А настоящая такая: больше всего опьяненных водителей выявлено в Таймырском АО (+71,4%), на Алтае (+67,8%), в Тюменской области (+64,4%), Ингушетии (+40%), Ивановской области (+32,7%).
Большую лепту в рост аварийности, как обычно, занесли и пешеходы – по их вине вышло выше 54 635 происшествий (+5%) – практически каждое третье!
Рекордсмены – Столичная область (за год погибло 1049 и ранено 2990), Москва (524 и 3219 соответственно), Санкт-Петербург и Ленинградская область (546 и 3326).
Еще одна причина бед на дорогах – неисправный транПодвеска. Половина автопарка страны – это машины-ветераны старше 10 лет. Добавим, что и новые российские авто высочайшим качеством не мучаются. В 2003 году из-за неисправности транПодвесканых средств было зафиксировано 4363 аварии (+21%!), в их погибло 888 человек, 5728 – получили увечья. Абсолютный фаворит здесь – Ставропольский край, где любая 5-ая катастрофа из-за технических изъянов (рост – в 9 раз!). Остается только представить, что техосмотр там отменен вообщем.
В прошедшем году зафиксирован также рост ДТП из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог – их было 50 685 (+3%): погибло 9059 человек, 59 845 обратились за мед помощью. Из-за нехороших дорог в стране происходит каждое 4-ое ДТП! В полтора раза выше, чем в среднем по Рф, эти характеристики в Астраханской, Волгоградской, Пермской, Саратовской и неких других областях. А вот в Северо-Западном федеральном окружении аварии из-за отвратительного состояния дорог случаются в 1,5 раза пореже, чем в среднем по РФ. Завидный пример.
Очередной грустный результат: все почаще виновники ДТП пробуют скрыться с места аварии, бросив дохнуть покалеченых. В 2003 году сбежали 14 567 водителей (+10,8%). По их вине погибли 2712 человек, а 12 699 получили травмы. В 2,5 раза почаще, чем в других, это происходило в Ивановской области, в 2 раза – в Хабаровском крае, в полтора раза – в Архангельской и Иркутской областях, Чувашии.
Несколько почаще, чем в 2002 году, «авторами» ДТП оказались Различное в милицейской форме (+6,7%). По их вине произошла 641 катастрофа, где погибло 93 человека, а 941 был ранен. Аварийность по вине стражей порядка больше всего выросла в Читинской области и Карелии – в 2,5 раза. При том, что в ряде регионов (Мордовия, Хакасия, Еврейская АО) сотрудники МВД не допустили ни одной аварии! (А может быть, просто не сказали о их?)
ЗАДУМАЕМСЯ НА Минутку
Словом, итоги ужасающие – аварийность на дорогах страны вырастает и конца этому не видно. Броско и то, что в наших критериях количество и тяжесть ДТП в итоге не зависит ни от числа автомобилей, состоящих на учете, ни от плотности населения, ни от протяженности автодорог. Сравнивая эти характеристики, мы придем к феноминальному заключению: посреди самых «аварийнобезопасных» районов страны есть и те, кого статистика именует посреди чемпионов по аварийности – Архангельская, Владимирская, Столичная и Тюменская области, Ханты-Мансийский АО и Хабаровский край. Тут относительные характеристики аварийности на 100 тыс. человек и 10 тыс. автомобилей в 1,5 раза ниже средних по стране. В столице же, где автомобилей более 2 млн., а обитателей уже издавна выше 10 млн., опасность для водителя попасть в катастрофу вдвое меньше, а пешеходу – угодить под машину в полтора, чем, скажем, в «среднестатистической» Вологодской области! Да, и на Законодательство, и на аварийность оказывают влияние многие причины – качество дорог, квалификация водителей, работа ГАИ и другое. Все это тоже нужно подразумевать, но вроде бы то ни было, годичная статистика принуждает глубоко задуматься.
В Европе, к которой мы себя гордо причисляем, аварийность непреклонно понижается, так же как число погибших и покалеченых. Все, что связано с Законодательствою движения – в числе первейших задач всех уровней власти – президентов, канцлеров, парламентов, мэров и т. д. Какой-либо один процент роста жертв на дорогах – чрезвычайное происшествие! У нас же и 10–12% – нипочем.
Может, все-же эти числа привлекут внимание властей, принудят поразмыслить хотя бы о грозных и непредотвратимых наказаниях – продолжительном лишении «прав», больших штрафах и т. д. для тех, кто превращает наши дороги в поле боя.
Сходу слышим возражения: «В нашей бедной стране Различное высочайшие штрафы не потянут». Но почему бедной? Напротив, очень богатой, если мы можем просто для себя позволить каждый денек хоронить по 100 погибших в ДТП, терять в дорожных происшествиях миллионы и млрд рублей.