ПРОГНОЗ Либо ФАКТ?
ПРОГНОЗ Либо ФАКТ?
Естественно, не было этих цифр и у нас в редакции. Потому в канун нового года мы решили заместо отсутствующей статистики предложить свои прогнозы, касающиеся производства и продаж в 2004 году, а заодно обозначить тенденции, которые, на наш взор, могут возобладать в этом году на русском рынке. Кстати, посреди января, когда появятся официальные данные, нам самим будет любопытно оценить точность наших «предсказаний».
ПРОРОКИ В Собственном ОТЕЧЕСТВЕ
Аналитики убеждены: русский автопром сработает в 2004 году на уникальность успешно и произведет в общей трудности приблизительно 1 080 000 легковых автомобилей, что практически на 8% больше, чем в 2003-м. При всем этом на долю «старых» компаний придется около 950 тыс. машин. АвтоВАЗ выпустит 720 тыщ (что больше запланированного), «Иж-Авто» – около 100 тыс. (меньше плана), ГАЗ – 70 тыс. Приблизительно 60 тыс. микролитражек «Ока» сойдут с конвейеров в Набережных Челнах и Серпухове.
По этим же данным профессионалов, более приметный количественный скачок совершат новые сборочные фабрики. На СП «Джи-Эм–АвтоВАЗ», как и было обещано, соберут практически 55 тыс. вседорожников « Chevrolet Нива» и седанов «Вива», во Всеволожске – 35 тыс. «фокусов», в Таганроге – 25 тыс. «акцентов» и «сонат», в Калининграде – 15 тыс. КИА, БМВ, «шевроле» и «хаммеров». Итого – 130 тыс. машин, что в 2,3 раза больше, чем за год ранее!
У «старых» производств резервов для роста сейчас нет. Линия «Калины» на АвтоВАЗе пока не в счет – она в 2005 году будет только набирать обороты. Основной прирост ожидается от заводов, собирающих иномарки, – как уже заявивших о для себя, так и новых, возникновение которых в Рф ожидают в 2005-м. Предпосылки для этого, и очень основательные, есть. Минэкономразвития вместе с Минпромэнерго на данный момент готовят проект постановления Правительства о понижении таможенных пошлин на автокомплектующие с 10–20 до 2%, а то и о частичной их отмене. Подразумевается, что это приведет к понижению цены собираемых в Рф импортных машин на 7–10%, даст толчок к созданию новых сборочных производств и в конечном итоге подымет на новейшую ступень российский автопром, который сейчас все в большей и большей степени проигрывает «иностранцам». И пусть никого не вводит в заблуждение, что на его долю приходится около 60% всех проданных в Рф в 2004 году автомобилей. В «деньгах» он издавна и серьезно отстает…
Будем считать, что «чисто российских» машин было продано на 6 миллиардов. долл., собранных в РФ импортных машин – на 2,7 миллиардов., а новых иноземцев – на 6,5 миллиардов. Еще приблизительно на 2 миллиардов. долл. в страну ввезли старых импортных машин. Несложно подсчитать: граждане Рф готовы были издержать (и издержали!) на покупку машин больше 17 миллиардов. долл., при всем этом наши фабрики оказались в состоянии поставить автомобилей лишь на сумму 8,7 миллиардов. (ну и то с учетом собранных у нас «фордов», «хёндэ» и пр.). Кстати, не догадаетесь, какую модель по объемам продаж (в штуках) в Рф можно будет именовать «автомобилем года» в 2004-м? Вазовскую «семерку», разработанную 40 годов назад! Этих машин продано приблизительно 130 тыс. штук. Для сопоставления: куда более современных «десяток» – около 90 тыщ.
Заокеанские ГОСТИ
Здесь все без сюрпризов. 1-ое место гарантировано «Шевроле»: полагаем, это практически 57 тыс. проданных автомобилей. Основной вклад здесь – от СП «Джи-Эм–АвтоВАЗ», где за год собрано и продано более 55 тыс. «нив» и «вив». И в 2005 году «русским американцам» обеспечен солидный отрыв от всех соперников: вырастает сборка в Тольятти, на рынок выходит четыре новых, относительно дешевых «Шевроле»: «Авео», «Лацетти», «Эванда», «Реццо». Колебаний в том, что они будут отлично продаваться, ни у кого нет.
На втором месте – южнокорейский концерн «Хёндэ». Он сделал на нашем рынке рекордный скачок: в три с излишним раза! В 2003 году корейцы продали у нас 14 561 автомобиль и занимали в рейтинге только шестое место. В 2004-м должно быть реализовано 49 тыс. машин, что позволит впритирку приблизиться к фавориту. Кстати, основная награда в этом – Таганрога. Тут собрали 25 тыс. «корейцев». Назовем предполагаемых фаворитов продаж за год: таганрогский «Акцент» (выше 20 тыс.), «Гетц» (10 670), «Элантра» (7600) и «Соната» (5000).
Суммарно же все зарубежные производители продали в Рф выше 400 тыс. новых импортных машин. Кто бы мог поразмыслить о таком 5 годов назад! Да и это не предел. Четкие данные о производстве и продаже автомобилей в РФ будут размещены в одном из ближайших номеров.