ПЕРСПЕКТИВЫ АВТОПРОМА. 2005 – ГОД ОБНОВЛЕНИЯ
ПЕРСПЕКТИВЫ АВТОПРОМА. 2005 – ГОД ОБНОВЛЕНИЯ
А вот все, что вы руками делаете, выходит плохо». С этим тяжело спорить, но назовите еще одну страну, где бы серийно выпускали авто по стоимости меньше 3-х тыщ баксов. Кто-то ухмыльнется: мол, это «Ока», а не авто! Но меж тем ее раз в год приобретают больше 40 тыс. россиян! Добавьте 10-ки тыщ «классических» «жигулей» и «од» за 4–5 тыщ, «газелей», в конце концов. Пусть они сегодняшним требованиям к авто никак не удовлетворяют, но расползаются на ура, при этом не только лишь в Рф.
И все-же это продлится недолго. Навряд ли людей начала нового века будут завлекать авто, разработанные 40–50 годов назад. Об этом молвят и итоги уходящего года.
Сбор ЗА ТРИ КВАРТАЛА
Смерть нашему автопрому за последние 10 лет предрекали многие, а он вот – выстоял и даже набирает обороты! Во всяком случае, итоги 9 месяцев 2004 года настраивают на жизнеутверждающий лад: выпущено 1 053 667 различных автомобилей – на 12,1% больше, чем за три квартала прошедшего года. При этом рост зафиксирован по всем позициям.
За 9 месяцев собрали 156 462 грузовика (+10%), и в первый раз повышение не за счет «газелей» и «соболей» (спрос на их на этом же уровне), а среднетоннажных (типа ГАЗ-3308 и 3309) и большегрузных (КамАЗ) машин. А это показатель того, что экономика страны на подъеме.
Автобусов выпустили на 5,6% больше – 58 153 штуки, что, естественно, еще недостаточно. А вот наибольший прогресс – у производителей легковых моделей: за 9 месяцев с конвейеров сошло 839 052 машины (+13%). Отметим, что основной прирост дали более современные авто семейств «Самара-2» и «Лада-110», также Главный же результат 9 месяцев – бурное развитие новых автосборочных компаний, о чем мы уже не раз писали. Судите сами: всеволожский «Форд» и калининградский «АвтоТОР» прирастили выпуск автомобилей в 1,9 раза, «Джи-Эм–АвтоВАЗ» – в 3,2 раза, а ТагАЗ и совсем в 5 раз! За 9 месяцев эти фабрики вместе собрали 92 тыс. автомобилей – практически в 2,7 раза больше, чем за то же время в прошедшем году. Это, меж иным, ни мало ни много 11% общего выпуска легковых автомобилей в Рф (в 2002 году всего 1,1%). В этом году старенькые и новые фабрики планируют сообща выпустить 1,1 млн. легковых автомобилей, что может стать абсолютным рекордом в отрасли.
НЕ «КАЛИНОЙ» ЕДИНОЙ…
Событие номер один в новеньком году, непременно, освоение на АвтоВАЗе серийной «Калины» (в 2005-м ее выпустят тиражом 50 тыщ!). Но это еще не все. К концу года сменит и внешний облик, и имя «десятка». Сейчас это будет «Приора».
А что на новых сборочных предприятиях? К концу весны запланировано начало серийного производства « Рено Логан» на «Автофрамосе» (французская сторона, как понятно, инвестирует в проект 250 млн. евро). Всеволожский «Форд» с мая приступает к выпуску освеженного автомобиля – «Фокуса-2», ТагАЗ, не считая моделей «Акцент» и «Соната», приступит к сборке грузовичков «Хёндэ-Портер». И это далековато не все.
На «Иж-Авто» смонтируют приобретенное в Корее оборудование, на котором в дальнейшем году сварят, окрасят и соберут 8 тыс. автомобилей «Спектра». Не забудем, что наше ведущее СП «Джи-Эм–АвтоВАЗ» выпустит 75 тыс. (!) « Chevrolet Нива» (из их 30% – с движком «Опель») и 7,5 тыс. автомобилей «Вива». Это уже впечатляет. Но не исключено, что в сентябре 2005 года на конвейере СП в Тольятти появится и 3-я модель. Ну и, в конце концов, очередной брэнд (уже 4-ый после КИА, БМВ и «Джи-Эм») готов прописаться на заводе «АвтоТОР» в Калининграде. Все это – из числа новостей ожидаемых.
А сейчас о новостях, еще обсуждаемых.
ПРОЕКТЫ – ДУХ ЗАХВАТЫВАЕТ!
В течение года не прекращались дискуссии о разработке новых сборочных производств в Рф, называли при всем этом и самых многообещающих кандидатов – «Тойоту» и «Фольксваген». Обе компании собственного энтузиазма к нам не скрывают, ведут какие-то исследования на этот счет и временами «подтверждают намерения». Но ни о каких определенных решениях пока нет инфы. Совместно с тем внезапно интенсивно повели себя две другие компании. Корейская «Хёндэ мотор», обогнавшая в Рф по продажам всех собственных соперников, похоже, торопится закрепить фуррор: по неким сведениям, переговоры с холдингом «Северсталь-Авто» об организации сборочного производства микроавтобусов «Старекс» и вседорожников «Терракан» на площадях УАЗа идут довольно активно. Мощность нового завода составит 100 тыс. автомобилей в год, и заработать он может уже в конце 2005 года, при том, что две легковые модели «Хёндэ» удачно собирают в Таганроге…
Более суровую заявку сделал «Ниссан» – 2-ой по величине японский производитель. Его руководители не ограничиваются общими фразами о намерениях. Как сказал вице-президент компании по европейским операциям Патрик Пелата, «Ниссан» серьезно прорабатывает несколько вариантов, посреди которых строительство завода «в чистом поле» либо кооперация с «Рено» на столичной площадке «Автофрамоса».
А сейчас, пожалуй, о самой важной анонсы, пока, правда, официально не подтвержденной, но испытанной нами по всем каналам, – разработке в Рф 2-ух новых моторных производств! Во-1-х, заканчивается работа над контрактом о строительстве в Тольятти завода бензиновых агрегатов и трансмиссий «Опель». Этот проект оценивается в 400–500 млн. долл. Во-2-х, «АвтоТОР» тоже близок к подписанию контракта с «Джи-Эм» об организации в Калининграде сборки дизельных движков для легковых автомобилей и легких грузовиков (объем выпуска – 250 тыс. агрегатов в год). Если два эти проекта будут реализованы, российский автопром получит полную палитру полностью современных движков и совместно с этим – «второе дыхание» для предстоящего рывка наверх.
Кстати, наше правительство тоже озаботилось созданием собственного дизельного мотора. Заместитель директора департамента индустрии Минпромэнерго Николай Сорокин сказал, что выделено 0,5 миллиардов. руб. Заволжскому моторному заводу для разработки палитры моторов объемом 2,2–3,4 л, что, по его словам, «позволит уже с 2005 года начать выпуск современных двигателей». Что ж, будем возлагать и на Заволжье…
В остальном же правительство в отношении родного автопрома, похоже, заняло выжидательную позицию – никаких особых шагов по поддержке отрасли пока не чувствуется, хотя вроде и не мешают (за что уже спасибо). Министерство на данный момент разрабатывает технические регламенты.
Еще есть И Клиент
С некой поры российские производители – как «старые», так и «новые» – не столько озабочены тем, как произвести больше автомобилей, сколько тем, как привлечь покупателя. А он становится все более требовательным…
Еще три года вспять, по данным социологических исследовательских работ, проведенных по заказу АвтоВАЗа, на первом месте посреди предпочтений клиентов при покупке автомобиля была малая стоимость. На данный момент ценности поменялись. На первом месте – надежность, дальше соотношение стоимость/качество, Законодательство, защита от коррозии, комфорт водительского места, маневренность. «Классика» этим требованиям не соответствует, и основная борьба за потребителя идет уже в секторе от 8 до 10 тыс. долл. («десятки» и самые «народные» иномарки – «Дэу», «Хёндэ», «Рено»). В наиблежайшие 3–5 лет «поле битвы» вероятнее всего двинется в спектр «от 10 до 12 тыс.» – авто, даже самые массовые, совершенствуются и при всем этом, обычно, дорожают.
Исходя из того, что самые пользующиеся популярностью свои модели («десятки», «калины») АвтоВАЗ хочет все-же позиционировать в спектре «от 8 до 10», заводские рекламщики считают, что «Лада» сумеет к 2008 году сохранить до 40% рынка (на данный момент чуток больше 50%). А вот дешевеньких «жигулей» к тому времени, видимо, не будет, и доступная машина класса С обойдется никак не меньше 6 тыс. долл. Столько сейчас стоят требования по безопасности и экологичности…
УСРЕДНЕННЫЙ ПРОГНОЗ ПРОИЗВОДСТВА И ПРОДАЖ
ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В Рф, ТЫС. ШТ.*
2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2008 г. 2010 г.
Русские автозаводы 1010 1020 1040 1140 1180 1200
Фабрики с ролью иноземцев 54 100 210 320 350 400
Завезенные из других стран авто 180 280 330 350 370 400
Ввоз старых импортных машин 350 350 400 400 350 310
Итого 1594 1750 1980 2210 2250 2310
*По оценке ОАО «АСМ-Холдинг».