БОКАЛ МАРТИНИ ДЛЯ Прохладного Запуска
БОКАЛ МАРТИНИ ДЛЯ Прохладного Запуска
КОММЕНТАРИЙ ВОЕННОГО Профессионала
Какой аккумулятор приобрести – «Титан» либо «Мутлу», подольский либо тюменский, подороже либо подешевле? Этот выбор вы сделаете позднее, главное в другом! Основная идея, которую хотелось бы донести до читателей, звучит так:
«Аккумулятор должен быть свежайшим!»
Выкручивайте навыворот торговца, просите ткнуть вас носом в дату заливки батареи, решительно отметайте изделия «без возраста» – но не позволяйте дурачить себя! Будь батарея хоть три раза именитая, возраст и отсутствие подабающего ухода возьмут свое. Примеров тому, как мы увидим, предостаточно…
Optima BATTERIES RED TOP POWER, США
Тип – необслуживаемая в течение всего срока службы.
Приблизительная стоимость – 6000 руб.
Самая томная, самая дорогая и… самая наилучшая батарея: примененная «спиральная технология» показала, «кто есть кто». Большой ток разряда 815 А, уверенное превышение нормативных требований по стартерным чертам, отменная морозоустойчивость.
TYUMEN BATTERY, Наша родина
Тип – необслуживаемая, с доступом к заливным отверстиям. Газоотвод – через пробки.
Приблизительная стоимость – 800 руб.
Сибирячка» оказалась наилучшей по состоянию поставки – 100 минут с ходу! Подфартило? Нет – просто пред нами «осетрина первой свежести»! При проверке единым током прохладной прокрутки и на морозе – вновь в фаворитах. А если поглядеть на ценник, то понравится еще более.
Оценка: покупкой довольны.
TYUMEN BATTERY, Наша родина
Тип – необслуживаемая, с доступом к заливным отверстиям. Газоотвод – через пробки.
риентировочная стоимость – 800 руб.
Еще одна уроженка Тюмени, исключительно в другом наряде. А характеристики настолько же приличные, как и у «подружки». Вот для тебя и «вчерашние технологии» – если изделие свежее, то и результаты высочайшие. Ну и стоимость, опять-таки, очень применимая. Тяжеловаты, правда, – пуд с излишним…
Оценка: покупкой довольны.
MEDALIST, DELPHI, США
Тип – необслуживаемая. Газоотвод – центральный.
Приблизительная стоимость – 1300 руб.
Как и в 2-ух последних «зарулевских» тестах, американо-корейский «Медалист» от компании «Делфай» вновь не сбил ни одной «планки». Удостоился особенной записи в протоколе: «стабильность результатов тестовых проверок». Просто выдал как заявленный ток, так и 450 А. Для справки: дата выпуска – декабрь 2003 г.
Оценка: покупкой довольны.
TAB,
Словения
Тип – необслуживаемая, с доступом к заливным отверстиям. Газоотвод – центральный.
Приблизительная стоимость – 1160 руб.
Самая легкая батарея оказалась неплохого свойства – словенское изделие эталона августа 2003 года сначала серьезно не восприняли. Но в конечном итоге она оказалась в числе изделий, прошедших тесты без одного замечания. Клеммы закрыты, предусмотрены ручка и глазок.
Оценка: покупкой довольны.
MUTLU MEGA
CALCIUM
Тип – необслуживаемая, с доступом к заливным отверстиям. Газоотвод – центральный.
Приблизительная стоимость – 1400 руб.
Батареи «Мутлу» в Рф пользуются устойчивым спросом, но… клеммы открыты «всем ветрам», а ссылка на ноябрь 2002 года – это что-то… Не умопомрачительно, что старичок оказался последним по запасной емкости даже после подзарядки, но все-же оживился и уложился во все испытания.
Оценка: покупкой довольны.
VARTA SILVER DYNAMIC
Тип – необслуживаемая. Газоотвод – центральный.
Приблизительная стоимость – 2000 руб.
Венценосное имя обязывало быть на Олимпе, а вот дата рождения (январь 2003 г.) тянула вниз. В целом все обошлось, хотя стартерные свойства оказались, выскажемся так, неиндивидуальными. «Варта» должна делать нормативы с первой пробы – не так ли? Само собой, есть ручка и глазок, а клеммы защищены от касания.
Оценка: покупкой довольны.
SELENIUS,
Наша родина
Тип – необслуживаемая, с доступом к заливным отверстиям. Газоотвод – через пробки.
Приблизительная стоимость – 1100 руб.
Подольский «Селениус» оказался мартовским, но – 2003 года… Итог – заместо обещанных 95 минут запасной емкости выдал только 63 «по факту» и 83 – после «реанимации». Но даже такая батарея показала отличные стартерные свойства и достойно выступила при минус 30°С… Оценка: покупкой довольны.
АКОМ ГРАНД
Тип – необслуживаемая, с доступом к заливным отверстиям. Газоотвод – через пробки.
Приблизительная стоимость – 800 руб.
Новичок на аккумуляторном рынке угодил в лапы недобросовестного торговца – батарея пролежала без движения год. Это одномоментно отразилось на запасной емкости – итог один из худших. Отлично, что после нескольких циклов «заряд-разряд» ей полегчало: в целом результаты обычные.
Оценка: покупкой довольны.
MUTLU ELITE,
Турция
Тип – необслуживаемая. Газоотвод – центральный.
Приблизительная стоимость – 1550 руб.
Красивый «синий турок» – есть и ручка, и глазок, и спрятанные клеммы – как-то сходу «спрятался в тени». Запасная емкость – средняя, заявленные 450 А подтвердил только со 2-ой пробы… Пользующаяся популярностью в Рф батарея очевидно стала жертвой безучастных продавцов – с ноября 2002 года много электролита утекло…
Оценка: покупкой довольны.
«ТИТАН»,
Наша родина
Тип – необслуживаемая, с доступом к заливным отверстиям. Газоотвод – через пробки.
Приблизительная стоимость – 1100 руб.
«Титан» выдержал все тесты, оставаясь при всем этом кое-где «в толпе» для себя схожих. Это похоже на выигрыш в лотерею, ведь под видом нового аккума нам продали изделие годовой давности. Выпущенное в июне 2003 года, оно могло и «забрыкаться».
Оценка: покупкой довольны.
INCI AKU.. EXIDE,
США
Тип – необслуживаемая, с доступом к заливным отверстиям. Газоотвод – через пробки.
Приблизительная стоимость – 1300 руб.
Умеренные паПодвесканые 400 А полностью оправдали свою «малость» – при проверке заявленного тока прохладной прокрутки привлекательная «батарейка» выдержала аж 188 секунд! Вобщем, ее очевидно обслуживали – по другому бы с 2002 года не выдержать. Снова подфартило.
Оценка: покупкой довольны.
BOSCH SILVER,
Испания
Тип – необслуживаемая. Газоотвод – центральный
Приблизительная стоимость – 1570 руб.
Самый пользующийся популярностью брэнд – не в обиду остальным! – в который раз оказался не полностью свежайшим: осень 2003 года. Запасная емкость одна из худших: без генератора проедете всего 90 минут. Ток прохладной прокрутки «Бош» выдал только со 2-ой пробы – это разрешено, но несолидно.
Оценка: покупкой довольны.
SOLITE CALCIUM,
Корея
Тип – необслуживаемая, с доступом к заливным отверстиям. Газоотвод – через пробки.
Приблизительная стоимость – 1100 руб.
«Энергия, пришедшая от солнца…» Звучит прекрасно, но, похоже, эта батарея солнца так и не увидела… 36 минут фактической запасной емкости – наихудший итог. Заявленные 430 А отданы со 2-ой пробы.Возраст – неизвестен.
Оценка: покупкой довольны.
FORMULA FULMEN
Тип – необслуживаемая, с доступом к заливным отверстиям. Газоотвод – через пробки под крышкой и наклейкой.
Приблизительная стоимость – 1550 руб.
Бедняжка дожидалась два года: свидетельство тому – жалкая запасная емкость. 67 минут – с прилавка, 89 – после «тренировки»: очевидно мало. Выдать обещанные 510 А смогла со 2-ой пробы.
Оценка: покупкой довольны.
HANKOOK,
Корея
Тип – необслуживаемая. Газоотвод – центральный.
Приблизительная стоимость – 1550 руб.
Батарея продавалась в коробке – ну очень прекрасно… Но на этом «приятности» закончились – низкая запасная емкость, нежелание выдать с ходу обещанные 450 А (только со 2-ой пробы). Найти ссылки на возраст, как досадно бы это не звучало, не удалось. Но ведь работает…
Оценка: покупкой довольны.
VARTA BLUE
DYNAMIC
Тип – необслуживаемая. Газоотвод – центральный.
Приблизительная стоимость – 1700 руб.
Если б батарею сходу поставили под капот, то без генератора она бы протянула всего 53 минутки… А после циклов «заряд-разряд» – 90 минут: совершенно не достаточно. Ток 420 А она выдала только со 2-ой пробы, а 450 не осилила. Дата рождения – июнь 2003 года.
Оценка: покупкой недовольны.
Titan ARCTIC,
Наша родина
Тип – необслуживаемая, с доступом к заливным отверстиям. Газоотвод – через пробки.
Приблизительная стоимость– 1250 руб.
С сентября 2002 года «Арктик» очень сдал… встрепенулся было, но на короткий срок. Заявленные 510 А дались только со 2-ой пробы, при этом с большущим трудом. И что же это все-таки за Exaid на этикетке? Знаем только Exide!
Оценка: покупкой недовольны.
INCI AKU.. EXIDE EXMET, США
Тип – необслуживаемая, с доступом к заливным отверстиям. Газоотвод – через пробки.
Приблизительная стоимость – 1400 руб.
Пытаясь выдать 450 А, батарея не сдюжила по напряжению, а заявленные 510 А провалила. Может быть, свежее изделие повело бы себя более прогнозируемо, но что добиваться от батареи, выпущенной в марте 2002 года?
Оценка: покупкой недовольны.
DAEWOO
Тип – необслуживаемая. Газоотвод – центральный.
Приблизительная стоимость – 1200 руб.
Привлекательная зелененькая «батарейка» собственный возраст скрыла. А кошмары начались стремительно: выдать обещанный ток так и не смогла, «провалив» и вольты, и секунды… Морозильник поставил жирную точку – фиаско на первой же (!) секунде.
Оценка: покупкой недовольны.
HOPPECKE DUPLEX, Германия
Тип – необслуживаемая. Газоотвод – центральный.
Приблизительная стоимость – 1800 руб.
Германская батарея была обречена на провал – чуда не вышло. Специалисты нашли дату выпуска – июнь 2001 года (!): такое работать не должно! 1-ый «звоночек» прозвенел уже при заявленном токе, потом провал при токе 450 А и – погибель на 2-ой секунде в морозильнике.
Оценка: покупкой недовольны.
ISTA NOVA,
Европа
Тип – необслуживаемая, с доступом к заливным отверстиям. Газоотвод – центральный.
Приблизительная стоимость – 800 руб.
Дата выпуска – 3-й квартал 2003 года. На фоне других не так и издавна, но обещанные амперы не покорились никогда, а морозилка только закончила мучения на третьей секунде… Ни одна из цифр в итоговом протоколе не внушает оптимизма – беда по всем пт программки…
Оценка: покупкой недовольны.
Батареи обладали необыкновенной мощностью, …сила тока измерялась невиданным дотоле количеством ампер. Потому «Альбатрос» располагал практически неограниченным припасом электронной энергии.
Жюль Верн,
«Робур-Завоеватель»
Кому как, а нам кажется, что надежд Жюля Верна касательно аккумов потомки пока не оправдали. У него еще в позапрошлом веке и капитан Немо, и инженер Робур, и граф Матиас Шандор летали, ездили и плавали, щедро тратя ампер-часы – при этом без особенных заморочек…
Казалось бы, откуда трудности сейчас: покупаешь в магазине аккумулятор – свеженький, с гарантией! – и ставишь под капот. Мы тоже всегда так задумывались…
СОГЛАСНО ЗАКОНАМ ЖАНРА
Проверка аккумов – процедура долгая, на нее уходят месяцы. Эталоны для данной экспертизы закупали в марте 2004 года – как обычно, анонимно и исключительно в почетаемых магазинах. Чеки и остальные документы подшили «к делу», изделия сфотографировали – и вот 22 новые необслуживаемые батареи на 55 А.ч поехали по вешней Волгоградке в сторону подмосковных Бронниц. Там их ожидали ведущие спецы 1-го из оборонных НИИ – короче говоря, военные «аккумуляторщики». По окончании работ им предстояло оформить официальный протокол испытаний, который и лег в базу очередной статьи о текущей ситуации на прилавках.
Каждый брэнд представлен одним изделием. Батарея «Оптима» очевидно держится домом – вся из себя такая круглая и необыкновенная. Проверить ее хотелось очень издавна: «Оптима» куда поближе к фантазиям Жюля Верна, чем другие. Снутри свитые в тугой рулон пластинки из незапятнанного свинца и абсорбированный электролит: сопротивление – малое, ток – безумный… Такую хоть набок клади, хоть ввысь ногами: вытекать нечему! Только дорогая, стерва – за 200 баксов зашкаливает.
Правнучку жюль-верновских героев решили испытать вне конкурса – пусть задает планку остальным. К тому же с формальной точки зрения она выбивается из ровненького строя: и стоимость высочайшая, и емкость не 55 А.ч, а 57 – других просто нет! Зато другие батареи, на взор покупателя, фактически схожи: цены – сопоставимые, емкости – равные. Сейчас оценим вольты, амперы и… и, как выяснилось, месяцы и годы!
ТЕОРИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ
Самая таинственная категория у фантастов – это, конечно, время. При чем здесь батареи? Посмотрите на фото (№ 1–21) и ответьте на обычный вопрос: каковой возраст этих аккумов? Напоминаем: они сфотографированы сходу после покупки!
Исходя из убеждений покупателя, возраст, конечно, равен нулю! Если вы пришли не в комиссионку, а в фирменный магазин, где заполучили за полную цена необслуживаемую батарею, пригодную к незамедлительной эксплуатации, да еще получили чек и гарантию, то какие могут быть сомнения?
Исходя из убеждений производителя, возраст батареи находится в зависимости от… гражданства изготовителя и его мироощущения! К примеру, Тюменский аккумуляторный завод держится российских эталонов и ведет отсчет от момента схода батареи с сборочного потока. А для покупателей «бошей» возраст всех продаваемых аккумов официально равняется к нулю!
Исходя из убеждений торговца, возраст батареи – величина относительная. Он-то отлично знает, когда ее завезли на склад, сколько она там пролежала и когда в последний раз лицезрела ареометр, вольтметр либо зарядное устройство. Но дата заливки батареи торговцу, обычно, неведома.
Исходя из убеждений инженера, возраст находится в зависимости от даты выпуска батареи и корректности ее обслуживания. Практически в любом руководстве по эксплуатации крупно пропечатан срок гарантии, а ма-а-аленьким таким шрифтом – примечания и указания. К примеру, при хранении извольте не пореже раза за месяц держать под контролем плотность электролита, а по мере надобности – заряжать батарею. Бывают фразы и похлеще – дескать, нужен повторяющийся осмотр в фирменном сервисе… Если торговец честно это делал – батарею можно условно считать юный, но если нет – дряблой старухой. А какова точка зрения профессионала?
ГДЕ НАПИСАНО ПЕРОМ?
Совершив путешествие во времени, можно передохнуть. Батареи проходят экспертизу, а мы пока поищем намеки на их возраст…
У американо-корейского «Медалиста» дату отыскали сходу – вот она, с боковой стороны. У «сибирячек» из Тюмени ее наносят на верхнюю крышку батареи. А вот «Бош» тоже маркирует сверху, но… в зашифрованном виде – только для профессионалов! Например, приобретенная нами в марте 2004 года батарея имела код 389… На подавляющем большинстве изделий даты рождения или совсем отсутствуют, или нанесены в самых различных местах (отлично, что не изнутри…). Некие фабрики ставят на донышке дату производства корпуса – понятно, что он всегда несколько старше, чем сам аккумулятор.
Какие же числа мы нашли? От июня 2001 года до марта 2004-го! Надлежащие записи внесены в официальный протокол. Вобщем, удивляться не стоит – мы уже гласили, что возраст батареи – понятие относительное.
Кстати, «откуда» отсчитывается гарантия? Та же Тюмень заявляет открыто: обещанные заводом 24 месяца начинаются совсем не с даты вашего визита в магазин, а с момента выпуска батареи – он указан на крышке! «Бош» считает по другому – те же 24 месяца, но с момента реализации! Зато на батарею «Дэу» (Daewoo) нам дали аж три года гарантии, опять-таки с момента реализации. Естественно, торговец свободен установить свою гарантию на продаваемый продукт, но батарея от этого лучше не станет. Кстати, как раз на «Дэу» поиск даты выпуска ничего не отдал…
И – снова о главном. Что все-таки получает клиент – ухоженное по всем правилам изделие известного производителя либо залежалый продукт от разгильдяя-продавца? На данный момент выясним. Но для начала вспомним, как устроена батарея и что от нее требуется.
АМПЕРЫ В КИСЛОТЕ
В умопомрачительных романах загадочные предметы просто изменяют очертания и размеры на очах у героев. Итак вот – точно так же ведет себя аккумулятор! Кто не верует, пусть повнимательнее поглядит на его этикетку…
Вправду, чего там только не написано: EN, SAE, DIN… Но глаз невольно выискивает чего-нибудть знакомое: вот они – несчастные, «55 А.ч». А это много либо не достаточно? Отлично либо плохо? По сути, с жюль-верновских времен батареи поменялись не очень очень. Потому популяризаторы от науки разъясняют все очень просто: мол, электронный ток – это как вода в трубе. А аккумулятор подобен ведру с водой. Обширное ведро – емкость большая, узкое – емкость гораздо меньше. А уровень воды – это напряжение. Снизу – кран… Испил поллитра при пуске – возврати назад во время поездки! И чем посильнее открыт кран, тем больше сила тока… Но вот тут-то и начинается фантастика: обещанные вам 55 А.ч на очах «меняют очертания»! Чем больше пьешь, тем меньше становится ведро! Даже у Жюля Верна такового не было!
Меж иным, 55 А.ч вам никто и не обещал – не достаточно ли что написано на этикетке. Сия надпись значит только то, что в течение 20 часов батарея может отдавать ток 2,75 А, а напряжение на ее клеммах при всем этом не свалится ниже 10,5 В! Другими словами, количество воды в таком ведре зависит… от того, чем ты ее собрался черпать – наперстком либо ковшиком! При всем этом и мощность батареи, и ее энергия тоже зависят от силы разрядного тока!
Это еще не все. На морозе, как понятно, практически все сжимается – в том числе и обещанные ампер-часы. При перепаде температур от +50 до -50°С емкость полностью исправного аккума падает в 5 раз! Но этикетка гордо несет изначальную «рекламу» – 55 А.ч с этого момента и на века…
Короче, про ведро придется запамятовать, но есть другой вариант. Представим для себя бокал, заполненный некоторым напитком со льдом. Пока вы вяло посасываете этот «мартини» через соломинку, заморочек нет: лед повсевременно подтаивает и наслаждение можно растянуть навечно – как раз на 20 глотков… простите – часов при токе 2,75 А... Но стоит вам сделать мощнейший глоток, как «мартини» здесь же завершится, а кубики льда жажды не снимут… Как досадно бы это не звучало – наш «аккумулятор» разрядился: диффузия электролита в поры пластинок идет достаточно медлительно – приблизительно как таяние льда в бокале. И до того времени, пока генератор либо зарядное устройство не возвратят ему прежний уровень «мартини» – напряжения другими словами – утолить жажду вы не можете. Понятно, что при снижении температуры льда станет больше, а «мартини» – меньше: мы уже отмечали, что на морозе емкость батарей понижается приблизительно впятеро.
Чем обширнее наш бокал, тем больше его емкость. А уровень «мартини» – это напряжение: полный бокал – приблизительно 12,6 В, пустой – 10,5 В. Чем уже его горлышко, тем сложнее из него пить – тем наименьший ток он способен дать. Кстати, таковой бокал объясняет еще одну особенность поведения аккумов – несколько маленьких разрядов он переносит куда легче, чем один длиннющий. Лед-то потихоньку тает…
Такая вот фантастика – практически научная... А сейчас, посматривая на этот бокал, мы просто оценим практическую ценность приобретенных нами новых батарей.
ЕЕ ГОДА – ТВОЕ Достояние?
Пора в конце концов поглядеть на приобретенные батареи очами устройств. Проверяем два главных параметра – запасную емкость и ток прохладной прокрутки. Оценок будет тоже две. Если изделие работоспособно, то цепляться не будем – мы собственной «Покупкой довольны». Но если что-то совершенно не так, то извините – мы «Покупкой недовольны». Вобщем, читатель вправе выставить свою оценку. Поехали?
О Запасной ЕМКОСТИ
Этот параметр докладывает вам то время, в течение которого вы можете двигаться на собственном автомобиле при неисправном генераторе дождливой ночкой. Ток нагрузки при всем этом принимают равным 25 А.
Помните наш бокал? Берем «соломинку» потолще, начинаем «высасывать» из него по 25 А и засекаем время: ждем, когда он опустеет… Чем позже это произойдет, тем выше запасная емкость проверяемого аккума. Напоминаем – ее оценивают в минутках.
Вот тут-то и сказывается возраст. При попытке измерить запасную емкость «по факту» подопытные «бокалы» выдали то, что изображено на рис. 1. Левые столбики – это реальные способности батарей «с прилавка», правые – то же самое на 3-ем цикле «заряд/разряд».
В самом ничтожном состоянии нам достался «кореец» № 13, протянувший всего-навсего 36 минут… Заметьте – возраст батареи не указан.
Напротив, обе тюменские батареи № 1 и 2 выглядели фактически совершенно – 96 и 100 мин! После «реабилитации» общая картина стала лучше – вобщем, сами все видите…
О ТОКЕ Прохладной ПРОКРУТКИ
Параметр охарактеризовывает пусковые характеристики батареи в самых неблагоприятных критериях. При температуре минус 18°С аккумулятор должен выдавать заявленный ток в течение 10 с, не разряжаясь ниже 7,5 В. После паузы в 10 с разряд продолжают до остаточного напряжения 6,0 В током 0,6 от начального. Суммарное время такового двухступенчатого разряда должно составлять более 90 с.
Почему так трудно? Так как прохладный движок «крутить» куда тяжелее, чем тот, который уже «крутили» до тебя. Отсюда и коэффициент 0,6 – ток стартера после первых оборотов тоже понижается.
Как сопоставить батареи, изготовители которых обещают нам различные токи? Один атлет поднимает гири, а другой обходится гантельками…
Скажем, «Инчи Аку» заявляет всего 400 А, зато «Оптима» – аж 815… А поставим их в однообразные условия – попробуем «высосать» из каждого по 450 А!
Итог – на рис. 2. С большущим преимуществом одолела «Оптима», выдавшая на-гора целых 246 с заместо положенных 90. А вот «голубая Варта» № 16 и «Хоппеке» № 20 отстали – как по секундам, так и по вольтам. Сверимся со шпаргалкой: одной батарее – год, другой – около 3-х!
Что касается пусковых параметров при заявленных токах, то они представлены на рис. 3-1 и 3-2. Результаты более ровненькие, но не такие достойные внимания – сложнее оценить их весомость, так как токи у всех различные. Но впереди очередное испытание током: на этот раз – при минус 30°С!
При таких градусах от аккума требуют не соблюдения эталонов, а, выскажемся так, взаимности… Мол, милый – постарайся! Но три батареи скисли фактически одномоментно: «Дэу» № 19 – на первой же (!) секунде, «Хоппеке» № 20 – на 2-ой, а «Иста» № 21 – на третьей… Нет, ребята, в отставку: не в Африке! Зато другие старались как могли – графики представлены на рис. 4.
Направьте внимание: сопоставлять «морозные» результаты мы решили необыкновенным образом! Так как проверка велась при токах, обсужденных производителями, – а они отличаются у различных марок чуть ли не в два раза! – разумно будет умножить эти самые токи на время разряда каждой из батарей! Получатся, естественно, ампер-часы – самые что ни на есть добросовестные, добытые на свирепом холоде.
В фавориты вновь вышла «Оптима» – 11 с излишним ампер-часов. Это приблизительно 5-ая часть от заявленной емкости: все сходится с теорией! 2-ой итог показала тюменская батарея № 1 – 10,48 А.ч, третьим стал подольский «Селениус» № 7 – 9,9 А.ч.
А ЧТО ПРОДАЮТ Сейчас?
Да на что нападешь! Наш осенний набег на магазины имел одну цель – оценить возраст аккумов, продаваемых в реальный момент в столичных торговых точках. Итак вот – самой свежайшей из увиденных оказалась батарея июля 2004 года – зато другие произрастали корнями из 2003, 2002 и даже… 1999 года! А большая часть ловко прячет собственный настоящий возраст.
ЖДЕМ ПРОДОЛЖЕНИЯ
Думаете, мы окончили? Нет, это только начало дилогии: приблизительно как «Из пушки на Луну» у Жюля Верна. Но непременно будет продолжение – издавна хотелось поглядеть, как принимают заряд очень разряженные батареи. В особенности любопытно расставить акценты по заявленным технологическим особенностям – в чем, например, настоящая разница меж «кальциевыми» и «некальциевыми» батареями? Правда ли, что одни принимают заряд лучше, чем другие? Выяснив это, мы поведаем, кто выигрышнее других окончил собственный «полет» из пушки… простите – с завода по складам, прилавкам и лабораториям.
КОММЕНТАРИЙ ВОЕННОГО Профессионала
Батарея – продукт скоропортящийся… Дата ее производства – важная потребительская информация. Результаты экспертизы вновь подтвердили, что качество батареи впрямую находится в зависимости от ее возраста – не случаем дешевые тюменские батареи эталона марта 2004 года просто переиграли «пожилых» коллег, даже более дорогих и именитых.
Для справки: в армии подзарядку батарей проводят каждый месяц. А на заводах мы сейчас заказываем только залитые батареи, при этом производители хранят их у себя и обслуживают сами! К огорчению, в магазинах ситуация другая – на большинстве прекрасных этикеток вы не отыщите ни возраста батарей, ни тем паче ссылок о проведении регламентных работ.
Как, «не отходя от кассы», проверить настоящее состояние избранного вами изделия? Проще всего – цифровым вольтметром измерить напряжение на клеммах. Покажет 12,6 В – берите, намерите меньше – не рискуйте...
Как быть, если уже заполучил несвежую батарею? Наш совет – действуйте по обстановке: если к ее поведению нет претензий, то ездите в свое наслаждение. Но если «старушка» привередничает – просите подмену.