АВТОПАРК Рф ВПЕРЕД, В БУДУЩЕЕ!
АВТОПАРК Рф: ВПЕРЕД, В БУДУЩЕЕ!
СТАТИСТИКА
К огорчению, пока осталась неосуществленной мысль показать структуру всего «иностранного» парка Рф не только лишь по маркам, да и по моделям. Если победителей посреди российских автомобилей найти еще можно (1-ые места делят меж собой VAZ 2101 и VAZ 2106), то с импортными машинами все еще труднее.
Сумятицу в стройную картину занесли «праворукие» авто из Стране восходящего солнца, которые сейчас составляют около 28% всех забугорных. В Стране восходящего солнца была (и существует доныне) очень непростая, запутанная система маркировки: одна и та же модель могла в различные годы (а то и сразу) носить совсем различные имена. Полных каталогов соответствия на российском языке, как мы знаем, не существует, потому пока нереально подсчитать, скажем, сколько всего по нашим дорогам бегает автомобилей « Тойота Королла». Под таким именованием она выпускалась для евро и южноамериканского рынка, а на внутреннем и азиатском могла быть и «Короллой», и «Терселом», и «Спринтером» (у этих моделей малые отличия), «Карибом» (универсал), а то и совсем «Алтисом». На рынках других государств она тоже появлялась под самыми различными именами – здесь и «Алтис», и «Тазз», и «Призм»…
И это только одна модель (на данный момент, например, у «Тойоты» на конвейерах их 57, а сколько было?), но ведь еще есть и «Ниссан», и «Мицубиси», и другие… В различное время различными способами они попали в Россию, осели в различных ее уголках и были записаны в регистрационных отделах ГИБДД как бог на душу положит. Помните, даже в «образованной» столице на учете стоят 100 автомобилей с записью в техпаПодвескае «иномарка» (еще у 30 записано «самодельная иномарка»!) – что уж гласить о глухой провинции… Итог – в далековато не самой «автомобилизированной» Республике Коми 150 тыщ автомобилей, состоящих на учете, представляют 720 моделей, а в Краснодарском крае (на учете 977 тыщ) их уже 1230! Разобраться в этом море, как-то классифицировать модели ни нам, сотрудникам журнальчика, ни компу пока не под силу. Что все-таки – в планах редакции последующий выпуск сборника «Россия за рулем», где мы возлагаем надежды дать более полную и подробную картину авто жизни страны. Ну а пока предлагаем вашему вниманию «рейтинг популярности» отдельных моделей в неких регионах европейской части Рф – не самых бедных, не самых богатых, но – различных.
В 3-х из 4 регионов первую 10-ку составили только российские авто. При этом во всех на первом месте – «шестерка» VAZ 2106, на втором – «копейка» VAZ 2101 (снята с производства 20 лет тому вспять!), дальше в разной последовательности «запорожцы» ZAZ 968, «четыреста двенадцатый» и «сороковой» «москвичи»… Гласить о популярности импортных машин в этих регионах пока не приходится: в Коми лишь на 29-м месте возникает «Audi 100» (0,7% парка), в Краснодарском крае на 28-м – « Фольксваген Пассат» (0,5%), он же в Астраханской области 35-й (0,4%). И исключительно в самой западной – Калининградской области иномарки «правят бал», да и там в 10-ке фаворитов все те же «копейка», «Запорожец» и «Moskvich 2140». Ну и зарубежные машины юностью, судя по всему, не блещут: 5 из 7 моделей уж лет 10 как сняли с производства в Германии, ну и другие две навряд ли представляют последнее поколение. А стоит углубиться в перечень чуток далее, видно: в автопарке «западноевропейской» Калининградской области ЗАЗ-966 чуток больше, чем «народных» «фольксвагенов-поло» (583 и 582 соответственно). Вот такая мы Европа…
В Северо-Западном окружении иномарки составляют 37% автопарка, а в Южном – всего 16% (в среднем по РФ – 19%). С одной стороны, ассоциировать их не совершенно корректно. Но с другой – количество зарубежных автомобилей различается не очень очень (850 и 520 тыс.), а по возрасту они и совсем близки. И в Северо-Западном, и в Южном окружении в прошедшем году добавилось только по 3% совершенно новых автомобилей, а старенькые (старше 7 лет) составляют три четверти – 76% парка. На Северо-Западе автомобилей до 3-х лет 9%, от 3 до 7 – 15%, на Юге – 10 и 14% соответственно. Так что куда ни кинь взор – Родина у нас одна… Радостно то, что актуальный уровень пусть медлительно, но все-же увеличивается, а означает, автопарк вырастает (стремительно) и молодеет (пока медлительно).
Основания для такового оптимизма есть. Во-1-х, доходы населения постепенно вырастают, если автопарк раз в год дополняется практически миллионом легковых автомобилей (в 2003-м – на 869 675 штук, и это с учетом выбывших!). По прогнозам аналитиков, к 2010 году в стране будет 31–32 млн. автомобилей (на данный момент, напомню, 23,3 млн.). Это подразумевает каждогодний прирост в 5%. Только за счет роста доходов такового не достигнуть (разве что нефть будет по 100 долл. за баррель – тьфу-тьфу-тьфу!), потому – во вторых – больше автомобилей продается в кредит. К огорчению, и здесь четких цифр и суровой аналитики не настолько не мало: имеющиеся оценки объема таких продаж расползаются в 2–3 раза! Например, по одним данным, каждый 2-ой ВАЗ продается в кредит, а к концу 2004 года объемы кредитования покупателей могут достигнуть уже 70%. По другим данным, этот уровень в 2003 году оценивался в 15–20% от полного количества. Беря во внимание прирост продаж в кредит в 2004 году на 50–70%, можно смело гласить о том, что в 2005-м таким макаром будет продаваться 25–35% автомобилей. До США, где в кредит приобретают 95% автомобилей, нам еще, естественно, далековато, но тенденция явна.
При этом в предстоящем парк станет пополняться приемущественно новыми импортными машинами. Например, в прошедшем году их реализации выросли на 93,7% по сопоставлению с 2002-м! И в этом году подразумевается рост на 65–80%; реализации впритирку приблизятся к отметке 400 тыс. штук. При всем этом толика импортных машин, сделанных в Рф, должна возрости в общем объеме реализации с 25 до 32%.
Изменяется наш рынок и в ценовом нюансе. Самыми высочайшими темпами вырастают реализации в секторе от 10 до 15 тыс. долл. (сначала по кредитным схемам) – в 2,7 раза всего за год! Вдвое больше за год россияне выложили в 2003 году за дорогие авто (выше 50 тыс. долл.). Это если считать по сумме затраченных средств, а вот по количеству проданных автомобилей лидируют, естественно, дешевые иномарки (10–13 тыс.), собранные в Корее и Рф. Совместно с новыми русскими автомобилями (ценой 6–9 тыс. долл.) они и составят базу русского парка в наиблежайшие 5 лет.