ДЕЛО О ТЕЛЕФОННОМ ЗВОНКЕ
ДЕЛО О ТЕЛЕФОННОМ ЗВОНКЕ
СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ
СЛЕДСТВИЕ ВЕДЕТ ЗР
ДЕЛО О ТЕЛЕФОННОМ ЗВОНКЕ
СЕРГЕЙ ВОЛГИН
Андрей Н. ехал на собственной «девятке» по Столичной кольцевой. Рядом лежал свежайший номер «За рулем». Андрей купил его только вчера и прочесть успел совершенно малость. Запомнилась статья про «подставлял» – там тоже речь шла про МКАД. Правда, никаких поводов для беспокойства не было: предупрежден – означает, вооружен, тем паче, что машина застрахована...
Андрей решил заправиться и начал аккуратненько перестраиваться. Вдруг – легкий толчок в правое заднее крыло! Он здесь же, как учили, тормознул, не меняя полосы движения, включил «аварийку» и стал ожидать. Из остановившегося в том же ряду VAZ 2115 вышли двое юных людей, произвели осмотр свое значительно помятое левое фронтальное крыло. На заднем бампере машины Андрея светились только две свежайшие царапинки. Наружность у юных людей была полностью мирная, и разговор они начали очень обходительно, будто бы ничего не вышло.
– Что все-таки вы так невнимательно ездите? – спросил один. – У вас машина застрахована?
Получив утвердительный ответ, юноша обрадовался, сказав, что тогда никаких заморочек нет: за все заплатит страховая компания, жалко только времени.
– Давайте отъедем на заправку, а то вон какое движение, – предложил он. – На данный момент можно документы и без ГАИ оформить, если пострадавших нет. А позже в вашу страховую компанию заедем – и все дела!
Логика и вежливость пострадавших подкупили Андрея, и он расслабленно поехал прямо за «пятнадцатой». Вправду, он сам кое-где слышал, что ГАИ можно не вызывать. Только двигаясь на заправку за VAZ 2115, Андрей направил внимание, что у машины нет номеров. Может, владелец ехал ставить автомобиль на учет…
На заправке пострадавшие опять подошли к Андрею и предложили для начала позвонить в его страховую компанию, уточнить, как верно действовать. «Зачем вам тратиться, звоните с моего телефона, он анлимитный, – предложил шофер «пятнадцатой». – Диктуйте номер, я наберу». Андрей продиктовал номер, записанный в полисе; юноша поздоровался, попросил соединить с менеджером, который занимается ДТП, и протянул трубку Андрею.
Сотрудник страховой компании представился, пристально выслушал Андрея, позже спросил номер полиса и несколько секунд помолчал, проверяя данные по компу. «Да, вы наш клиент, но – как досадно бы это не звучало! – вы нарушили правила страхования, уехали с места происшествия, потому с выплатой у вас будут трудности. И оплатить ремонт придется вам. А если на вас в трибунал будут подавать, то дело это драгоценное, потому расходы могут возрасти неоднократно. Да еще, не дай боже, арест на имущество наложат… Кстати, вы помните – к тем, кто попадает в аварии, применяется завышенный коэффициент, потому в будущем году страховка вам обойдется намного дороже...»
В общем, картина вырисовывалась малоприятная. «Так как мне поступить?» – растерянно спросил Андрей. «Мой вам совет – если сумма вреда маленькая, заплатите на месте, ну и разъезжайтесь с миром. Но это меж нами», – подытожил менеджер. Расстроенный Н. дал трубку обладателю, даже не посмотрев, какой номер был набран... После недолгих переговоров стороны сошлись на сумме возмещения в 5 тыс. руб. (и они здесь же перешли в кармашек потерпевшего). Попрощались, и «пятнадцатая» скрылась в потоке.
На последующий денек Андрей засомневался, а все ли верно он сделал, и позвонил в страховую компанию. И что все-таки выяснилось? Менеджера с таковой фамилией там нет и вообщем об этом ДТП в компании никто не слышал. С кем говорил Андрей по телефону, остается загадкой, так же как и фамилия обходительного юного человека на VAZ 2115, которому он подарил свои кровные 5 тыщ. Тогда Н. и пришел к нам в редакцию. К огорчению, посодействовать ему мы не могли, да он и не просил помощи. Просто желал поведать свою историю, чтоб его ошибки не повторили другие. Что мы и делаем совместно с маленькими комментами.
А БЫЛО ЛИ НАРУШЕНИЕ?
Итак, вернемся к рассказу Андрея. То, что он проехал на АЗС, с одной стороны, можно квалифицировать как сокрытие с места происшествия. С другой – это не так, так как меж водителями было достигнуто согласие относительно событий ДТП. А раз так, то в согласовании с пт 2.6 ПДД водители могли не вызывать на место ДТП служащих ДПС, а без помощи других оформить происшествие (такое положение закреплено и в Правилах страхования). Правда, это ни при каких обстоятельствах не значит, что не надо обращаться в милицию. В таковой ситуации следует без помощи других нарисовать схему происшествия и с ней проехать к наиблежайшему посту ДПС (либо в отделение милиции) для дизайна документов. Так что никакого сокрытия с места происшествия в этом случае не было и никаких Правил страхования Андрей не нарушил.
Что касается страхового возмещения, то, как понятно, Правила предугадывают всего только одно основание для отказа в выплате – если не было страхового варианта. А им, напомню, является хоть какое причинение вреда в итоге ДТП в период деяния контракта страхования. Это значит, что, даже если застрахованный шофер и нарушил требования каких-либо пт (к примеру, не заполнил бланк уведомления, не представил в срок документы о ДТП либо даже находился опьяненный за рулем), компания не вправе отказать в выплате возмещения потерпевшему. Это разъясняется просто. Закон об неотклонимом страховании имеет чисто соц нрав и ориентирован на наивысшую защиту потерпевших при дорожно-транПодвесканых происшествиях. Они должны получить возмещение в любом случае! Позже страховая компания вправе в ряде строго обсужденных случаев предъявить регрессные требования к тому, кто причинил вред (к примеру, управлял автомобилем в нетрезвом состоянии). Таких случаев совершенно малость: причинение вреда вследствие умысла потерпевшего либо в состоянии опьянения; отсутствие права управления транПодвесканым средством; сокрытие с места ДТП; внедрение транПодвесканого средства в период, не предусмотренный контрактом неотклонимого страхования. И тут выходит, что никаких нарушений Правил страхования со стороны Андрея не было совсем.
Единственное, что от него требовалось – нарисовать схему ДТП, заполнить уведомление о страховом случае и ехать к наиблежайшему посту ДПС (благо на МКАД их предостаточно). После чего все оформленные документы передать в страховую компанию и запамятовать об этом. Хотя, думаю, если б Андрей востребовал оформить происшествие, энтузиазм «подставлял» к нему сходу бы пропал…
Про непременное страхование уже написано и сказано много. Когда только воспринимали закон, считали, что «подставлялы» пропадут сами собой. Вправду, кто будет платить Энциклопедия грузовых автомобилей на месте, если все застраховано? Как указывает жизнь, этот «бизнес» перестраивается под новые реалии, но не исчезает. Нам же остается хорошо защищаться от мошенников. Посодействовать в этом может сам закон, ваше хладнокровие и умение отстаивать свои права.