Торговец ВОЗДУХА - НИТЕВОЙ Либо ПЛЕНОЧНЫЙ?
Торговец ВОЗДУХА - НИТЕВОЙ Либо ПЛЕНОЧНЫЙ?
Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) занимает особенное место в «подкапотной» табели о рангах впрыскового мотора. По собственной трудности он уступает разве что контроллеру, к тому же его нельзя просто так взять и поменять схожим от другой модели. Точнее, можно, но давайте все по порядку, по другому не разберемся, какой из 5 обретенных нами датчиков можно устанавливать под капоты газовских машин.
ОТКУДА ЧТО БЕРЕТСЯ И КАК ЭТО РАБОТАЕТ?
ДМРВ относится к датчикам так именуемого термоанемометрического типа. Он определяет массу поступающего в движок воздуха, помогая найти нужное для впрыска количество горючего. Его устанавливают меж воздушным фильтром и дроссельным патрубком.
Первыми русскими автомобилями, познавшими впрыск, были «волги», укомплектованные системой «Бош». По понятным причинам «бошевскому» ДМРВ с каталожным номером 0 280 212 014 сразу стали подыскивать местных «единомышленников», способных выдавать точную копию выходной свойства «иностранца». В конечном итоге на рынке появилось три поставщика – к «бошевскому» изделию (фото 1) добавились два арзамасских, сделанных соответственно в АОКБ «Импульс» (фото 2) и на «Арзамасском приборостроительном заводе» (фото 3).
Задачка ДМРВ – поддерживать на неизменном уровне сопротивление термозависимого чувствительного элемента. Можно сказать и по другому – не сопротивление, а температуру. В этом случае идет речь о терморезисторе – нити из платино-иридиевого сплава. По долгу службы он разогревается до фиксированной температуры, превосходящей окружающую. Проходящий через него поток воздуха повсевременно оказывает влияние на рассеиваемое им количество тепла – чем больше воздуха, тем лучше остывание и ниже температура. В итоге сопротивление нити меняется – чтоб возвратить его к прежнему уровню, электрическая внутренность меняет проходящий через нее ток. Последний практически уже может служить мерой определения массового расхода воздуха, но на практике употребляют не ток, а напряжение. Для любознательных отметим, что на первых впрысковых ВАЗах устанавливались ДМРВ компании «Дженерал моторс», в каких функцией массового расхода воздуха была частота выходного сигнала…
Вообщем говоря, термозависимых частей в датчике не один, а два. Один, как мы уже узнали, измеряет расход, 2-ой же определяет внешнюю температуру, компенсируя вероятную температурную ошибку. В любом случае понятно, что чем выше температура разогрева чувствительного элемента, тем меньше температура среды оказывает влияние на выходной сигнал.
Во всех датчиках предусмотрена самоочистка чувствительного элемента – нити. Конструктивно они состоят из трубчатого корпуса и сенсорного модуля. На входе и выходе «бошевского» корпуса установлены железные сетки – в арзамасских изделиях стоят пластмассовые решетки. Сенсорный модуль включает систему чувствительных частей (детекторов), расположенных снутри корпуса, и сервисную электронику. Габаритно-присоединительные размеры датчиков однообразные. Кстати, у всех находится винт регулировки СО.
От сходства – к различиям. Поперечник нити у датчиков различный – 0,07 мм у «Боша» против 0,1 мм в арзамасских изделиях. Отличается и метод крепления нити в стойке – иноземцы употребляют петлевое зацепление на упругие подвесы и контактную сварку – наши предпочитают лазерную сварку. Геометрия нити тоже различная: П-образная у «Боша», «квадратная» у «Импульса» и V-образная у АПЗ. Не считая того, несколько различаются конструкции стоек. Опытные электронщики считают, что «квадратная» несколько лучше, так как понижает зависимость свойства ДМРВ от угла поворота чувствительного элемента вокруг оси.
ТАК В Чем все-таки Неувязка?
Если все три датчика с этого момента взаимозаменяемы, так в чем все-таки дело? А в том, что с недавнешних пор ГАЗ перебежал на новое поколение ДМРВ – так именуемого пленочного типа.
Как и в случае с первым поколением, все началось с германского датчика – сейчас HFM 62C/11 производства компании «Сименс» (Siemens). Потом его поменял брат-близнец – датчик производства НПП «АВТЭЛ», Калуга (фото 4), который на данный момент и устанавливают на авто ОАО «ГАЗ». Если откинуть прекрасные слова про «нашенское» создание, то калужский датчик являет итог импорта по льготным таможенным ценам – только и всего. Ничего российского, не считая наклейки, в нем пока нет. Другими поставщиками, как и в случае с нитевыми датчиками, выступили арзамасцы (фото 5), которым, но же, пришлось вести разработку и подготовку производства фактически с нуля.
Механизм работы нитевых и пленочных датчиков схож – просто в последних греется не нить, а платиновая пленка, нанесенная на стеклянную подложку. Температура разогрева – 100–105°С. У нитевых температура повыше – 140°С у «Боша» и 170–180°С у российских. Точность нитевых датчиков составляет ±1%, а пленочных ±4%. Что касается подмены «шила на мыло», то следует держать в голове: ДМРВ, контроллер и жгут проводов можно поменять только комплексно, но об этом чуток позднее.
Для чего пригодились пленочные изделия? Их создание обходится дешевле, и это беспристрастный фактор. Запад отказался от нитевых датчиков, как нетехнологичных, – читай, дорогостоящих. Высочайшее быстродействие, отменная точность и остальные достоинства ушли при всем этом на 2-ой план. Такие трудозатратные операции, как установка чувствительного элемента либо тарировка на продувочной установке, для пленочных датчиков очень удалось заавтоматизировать: это и решило финал борьбы в их пользу.
В Европе внедрение пленочных ДМРВ стало вероятным благодаря неотклонимому применению лямбда-зондов, позволяющих корректировать состав топливовоздушной консистенции по содержанию кислорода в отработавших газах. Поменялась производительность форсунок, «ушла» черта ДМРВ – зонд скажет, а контроллер подправит. Что касается ГАЗа, то у него особенного выбора не было – или остаться с российским нитевым датчиком, или фактически за те же Энциклопедия грузовых автомобилей перейти на более надежный импорт с «Сименса». ГАЗ избрал последнее. Заметим, что точность и быстродействие пленочных датчиков сейчас увеличивают методом внедрения флэш-микроконтроллеров, тонких подложек и других конструктивных решений. Кстати, регулировка СО в таких ДМРВ отсутствует – крутить больше нечего… Подходящий параметр хранится сейчас в энергонезависимой памяти блока управления: хочешь «подкрутить» – бери диагностический тестер и вперед!
КТО ЧТО УМЕЕТ?
Наконец установилась очередь определенных измерений. Их как бы и малость, но давненько не приходилось указывать в таблицах величину напряжения с точностью до 4-ого знака… Нам подфартило – все приобретенные изделия оказались полностью применимыми «к строевой».
Напоминаем, что переход на пленочные ДМРВ востребовал адаптации прежних контроллеров. Не считая того, из-за различных электронных соединителей пришлось видоизменять жгуты проводов. Отметим также, что корпус пленочного ДМРВ оказался короче нитевого собрата. В общем, заморочек с подменой 1-го типа датчика на другой будет достаточно много. Напомним, что нитевые датчики используются с контроллерами МИКАС-5.4 и МИКАС-7.1 в выполнении 241.3763-01, а пленочные – с МИКАС-7.1 в выполнении 241.3763-31. В текущее время ГАЗ употребляет автэловские ДМРВ 20.3855 – готовится к поставке на ГАЗ партия датчиков от «Импульса» ИВКШ.407282.001.
Какой датчик избрать? Если родной нитевой исправен, не вздумайте его подменять на пленочный только моды ради – никаких экономий и улучшений вы не получите. Если же старенькый датчик начал «дурить», лучше прикупить нового нитевого арзамасца – другие варианты очевидно дороже. Все другие «пути», по-видимому, приведут вас к знакомству с пленочными датчиками и их вышеупомянутым окружением – контроллером, жгутами и т. п. А возможность оборотного перехода с пленочного датчика на нитевой на практике равна нулю.
Заявленный изготовитель –
«Бош» (Bosch),
Германия
Обозначение – HFM 0 280 212 014
Тип – нитевой
Приблизительная стоимость – 4000 руб.
Заявленный изготовитель –
ОАО АОКБ «Импульс», Арзамас
Обозначение – ИВКШ.407282.000
Тип – нитевой
Приблизительная стоимость – 1000 руб.
Заявленный изготовитель –
ОАО «АПЗ»,
Арзамас
Обозначение – М ЛГФИ.407282.001
Тип – нитевой
Приблизительная стоимость – 1200 руб.
Заявленный изготовитель –
НПП «АВТЭЛ»,
Калуга
Обозначение – 20.3855
Тип – пленочный
Приблизительная стоимость – 2000 руб.
Заявленный изготовитель –
ОАО АОКБ «Импульс», Арзамас
Обозначение – П ИВКШ.407282.001
Тип – пленочный
Приблизительная стоимость – 1400 руб.
Результаты испытаний нитевых (сверху) и пленочных (снизу) ДМРВ ГАЗ. По горизонтали – уровень выходного сигнала (В), по вертикали – расход воздуха (кг/ч).
Зона допуска выделена цветом.