Редчайшие Чайки . Креста на их не было
Редчайшие "Чайки". Креста на их не было
Через некоторое количество дней ночной спектакль повторили, исключительно в другой пещере. Все деяния – как в боевых критериях. Только ценного груза – тела вождя вьетнамского социализма Хошимина – в «Чайке» не было.
Учения прошли удачно. Русские спецы – москвичи и рижане – с облегчением вздохнули: особо принципиальная скрытая работа принята, можно собираться домой.
История необыкновенных «чаек» началась посреди 1970-х (четкой даты даже участники событий не припомнят), когда в Ригу на РАФ пришло письмо с красноватой полосой. Такие исходили с самого верха – из ЦК либо правительства и содержали в большинстве случаев необыкновенные заказы – срочные и сложные. На этот раз предстояло выстроить из 2-ух стандартных «чаек» санитарные машины по заказу 4-го Головного управления Минздрава, обслуживавшего больших партийных и муниципальных чиновников. В истории СССР пришло время, когда вождям более, а быстрее более, чем парадные автомобили с откидным верхом, требовались мед универсалы. Кстати, два схожих автомобиля выстроили в 1974-м в Москве на базе ЗИЛ-114. Почему за переделку «чаек» не взялся ГАЗ? Может быть, горьковчане смогли открутиться от муторного заказа, а может быть, наверху учли опыт производства на РАФе санитарных микроавтобусов. И то, что тут работали модельщики очень высочайшего класса.
1-ый макет ГАЗ-13С с пластилиновой еще надстройкой крыши.
На базе ГАЗ-13С для Вьетнама сделали два фургона.
«Чайки»-седаны из Горьковатого разбирали и резали, сразу готовя наброски универсала. В работе участвовал узнаваемый инженер Эйсерт – управляющий группы, создавшей авангардный для собственного времени РАФ-2203 (ЗР, 2005, № 4). Отвечал за заказ начальник бюро спецавтомобилей Юрис Пенцис. Сначала лепили из пластилина высшую крышу, но позднее от настолько суровой переделки кузова отказались. Запасное колесо убрали в нишу за левой задней дверцей. Над ней в салоне поставили столик, рядом с носилками отвели два места для персонала, установили шкафчики. Остальную начинку авто получали уже в Москве.
Санитарные «чайки» ГАЗ-13С штучно собирали до 1982 года.
Все, что в СССР обычно «доставали» и «пробивали», для такового заказа, очевидно, возникало как по волшебству: стекла, блестящий прут для занавесок из дорогой белоснежной материи, Ремонт и эксплуатация для крышки багажника. Очевидно, никакой санитарной символики – бардовых крестов, надписей – на машинах не было.
Так как конструкция автомобилей принципно не изменялась, их испытаний не предугадывали, но, полагая, что таковой заказ может быть не последним, подготовили рабочие чертежи ГАЗ-13С. И точно: подобные бумаги с красноватой полосой стали приходить раз в год. До 1982-го делали приблизительно по 5 универсалов в год, отличавшихся только деталями, а в восемьдесят втором два универсала из изготовленных ранее возвратили в Ригу с еще больше необыкновенным заданием: выстроить экипажи для вывоза тела Хошимина из мавзолея в случае войны с Китаем, чьи дела с Вьетнамом тогда обострились. У автомобилей должно было быть только два боковых окна в фронтальных дверцах, но главное – их предстояло оснастить кондюками. В Ханое под мавзолеем работал целый завод, обеспечивающий снутри памятного места температуру плюс 16 градусов. В «Чайке» она должна оставаться таковой же. И это – в тропическом климате!
Пробовали пристроить в ГАЗ-13 российский кондюк. Не достаточно того, что для установки 300-килограммового монстра пришлось строить необыкновенную телегу, работало это «чудо» очень плохо. Забыв, что «у русских собственная гордость», дали предпочтение японской «Тошибе». Климатические тесты прошли в Горьком: кропотливо выслеживали все температуры, прямо до масла в коробке. Но на этом эпопея не кончилась.
Рано днем два фургона ГАЗ-13 в сопровождении ГАИ через Красноватую площадь, где движение запрещено, выехали в Шереметьево. Там – в самолет и дальше с посадками в Минеральных Водах, Исламабаде, Бомбее – в Ханой. Юрису Пенцису предстояло сдать машины заказчику и управлять постройкой специального гаража для их. В одном из больших кабинетов рижанина напутствовали: из Ханоя ты либо с почетом вернешься в Ригу либо… в Сибирь. Чиновничьи шуточки в СССР отличало своеобразие.
Две «чайки» перед отправкой на климатические тесты. Последний слева – начальник бюро спецавтомобилей РАФ Юрис Пенцис, рядом водители-испытатели Юрис Сникирес и Арнольд Ошс.
Универсал на базе «Чайки» ГАЗ-14, сделанный в 1983-м на РАФе.
Санитарный ГАЗ-14 (по газовской систематизации ГАЗ-РАФ-3920) изнутри. Автомобиль уже перекрашен в белоснежный цвет.
В столице Вьетнама груз встречала группа товарищей в форме и гражданском и бронетранПодвескаер сопровождения. Из самолета машины выгоняли задом. Длиннющий хвост «Чайки» коснулся бетона… и встречающие тотчас же приподняли большой фургон руками и придерживали, пока рижане медлительно скатывали его по трапу. Три месяца ушло на строительство гаража. А когда машины загнали туда и поставили на яму, обнаружилось, что из картера главной передачи одной из «чаек» подкапывает масло – эвакуация из самолета не прошла даром. Делему решили «на правительственном уровне» – срочно выписали инженера с запчастями из Горьковатого и всего за некоторое количество дней отремонтировали машину. Позже были те ночные учения – поездки в скрытые горные пещеры, но с москвичами, которые их строили, рижанам разговаривать не позволили. Патологическая секретность распространялась даже на дорогих гостей из Союза.
Юрис Пенцис возвратился в Ригу, а не в Сибирь. А через год, в 1983-м, вновь получил бумагу с красноватой полосой. На этот раз из Горьковатого на переоборудование пришли две «чайки» ГАЗ-14. Требования вновь необыкновенные: в машинах должны быть кондюки и носилки – длиной 2,3 м (заместо стандартных 2,1). «Чайки» предстояло выслать на Кубу, фаворита которой, как понятно, отличает богатырский рост. Чтоб при всем этом уместить в машине кондюк и прочее оборудование, пришлось поднять у «Чайки» крышу. Макет сделали из фанеры, по нему гнули и варили железные листы.
Поставив российский кондюк, машины отогнали в Тольятти – в климатическую камеру, но как-то не поразмыслили, что «Чайка» побольше «жигулей». Чтоб пристроить ГАЗ-14 в камере, ее отчасти пришлось разобрать. После испытаний универсалы перекрасили в белоснежный цвет, а заодно… отказались от российского кондюка. Сейчас терпение лопнуло, когда он в очередной раз выплюнул фреон в салон автомобиля. Пришлось, к неудовольствию высочайшего управления, снова довериться японской технике. Заказчики торопили: оборудование им передали совместно с машинами – от услуг русских профессионалов по его монтажу, к радости последних, кубинцы отказались…
В рижском кабинете Юриса Пенциса (сегодня он занимается разработкой мед оборудования) рядом с лицензиями и дипломами висит заслуга за создание необыкновенных «чаек» – вьетнамская медаль «Дружба народов». Она – напоминание о дальной уже истории. Настолько необыкновенной, что юным, не заставшим эру развитого социализма, наверняка, покажется анекдотом либо выдуманной легендой.
Через некоторое количество дней ночной спектакль повторили, исключительно в другой пещере. Все деяния – как в боевых критериях. Только ценного груза – тела вождя вьетнамского социализма Хошимина – в «Чайке» не было.
Учения прошли удачно. Русские спецы – москвичи и рижане – с облегчением вздохнули: особо принципиальная скрытая работа принята, можно собираться домой.
История необыкновенных «чаек» началась посреди 1970-х (четкой даты даже участники событий не припомнят), когда в Ригу на РАФ пришло письмо с красноватой полосой. Такие исходили с самого верха – из ЦК либо правительства и содержали в большинстве случаев необыкновенные заказы – срочные и сложные. На этот раз предстояло выстроить из 2-ух стандартных «чаек» санитарные машины по заказу 4-го Головного управления Минздрава, обслуживавшего больших партийных и муниципальных чиновников. В истории СССР пришло время, когда вождям более, а быстрее более, чем парадные автомобили с откидным верхом, требовались мед универсалы. Кстати, два схожих автомобиля выстроили в 1974-м в Москве на базе ЗИЛ-114. Почему за переделку «чаек» не взялся ГАЗ? Может быть, горьковчане смогли открутиться от муторного заказа, а может быть, наверху учли опыт производства на РАФе санитарных микроавтобусов. И то, что тут работали модельщики очень высочайшего класса.
1-ый макет ГАЗ-13С с пластилиновой еще надстройкой крыши.
На базе ГАЗ-13С для Вьетнама сделали два фургона.
«Чайки»-седаны из Горьковатого разбирали и резали, сразу готовя наброски универсала. В работе участвовал узнаваемый инженер Эйсерт – управляющий группы, создавшей авангардный для собственного времени РАФ-2203 (ЗР, 2005, № 4). Отвечал за заказ начальник бюро спецавтомобилей Юрис Пенцис. Сначала лепили из пластилина высшую крышу, но позднее от настолько суровой переделки кузова отказались. Запасное колесо убрали в нишу за левой задней дверцей. Над ней в салоне поставили столик, рядом с носилками отвели два места для персонала, установили шкафчики. Остальную начинку авто получали уже в Москве.
Санитарные «чайки» ГАЗ-13С штучно собирали до 1982 года.
Все, что в СССР обычно «доставали» и «пробивали», для такового заказа, очевидно, возникало как по волшебству: стекла, блестящий прут для занавесок из дорогой белоснежной материи, Ремонт и эксплуатация для крышки багажника. Очевидно, никакой санитарной символики – бардовых крестов, надписей – на машинах не было.Так как конструкция автомобилей принципно не изменялась, их испытаний не предугадывали, но, полагая, что таковой заказ может быть не последним, подготовили рабочие чертежи ГАЗ-13С. И точно: подобные бумаги с красноватой полосой стали приходить раз в год. До 1982-го делали приблизительно по 5 универсалов в год, отличавшихся только деталями, а в восемьдесят втором два универсала из изготовленных ранее возвратили в Ригу с еще больше необыкновенным заданием: выстроить экипажи для вывоза тела Хошимина из мавзолея в случае войны с Китаем, чьи дела с Вьетнамом тогда обострились. У автомобилей должно было быть только два боковых окна в фронтальных дверцах, но главное – их предстояло оснастить кондюками. В Ханое под мавзолеем работал целый завод, обеспечивающий снутри памятного места температуру плюс 16 градусов. В «Чайке» она должна оставаться таковой же. И это – в тропическом климате!
Пробовали пристроить в ГАЗ-13 российский кондюк. Не достаточно того, что для установки 300-килограммового монстра пришлось строить необыкновенную телегу, работало это «чудо» очень плохо. Забыв, что «у русских собственная гордость», дали предпочтение японской «Тошибе». Климатические тесты прошли в Горьком: кропотливо выслеживали все температуры, прямо до масла в коробке. Но на этом эпопея не кончилась.
Рано днем два фургона ГАЗ-13 в сопровождении ГАИ через Красноватую площадь, где движение запрещено, выехали в Шереметьево. Там – в самолет и дальше с посадками в Минеральных Водах, Исламабаде, Бомбее – в Ханой. Юрису Пенцису предстояло сдать машины заказчику и управлять постройкой специального гаража для их. В одном из больших кабинетов рижанина напутствовали: из Ханоя ты либо с почетом вернешься в Ригу либо… в Сибирь. Чиновничьи шуточки в СССР отличало своеобразие.
Две «чайки» перед отправкой на климатические тесты. Последний слева – начальник бюро спецавтомобилей РАФ Юрис Пенцис, рядом водители-испытатели Юрис Сникирес и Арнольд Ошс.
Универсал на базе «Чайки» ГАЗ-14, сделанный в 1983-м на РАФе.
Санитарный ГАЗ-14 (по газовской систематизации ГАЗ-РАФ-3920) изнутри. Автомобиль уже перекрашен в белоснежный цвет.
В столице Вьетнама груз встречала группа товарищей в форме и гражданском и бронетранПодвескаер сопровождения. Из самолета машины выгоняли задом. Длиннющий хвост «Чайки» коснулся бетона… и встречающие тотчас же приподняли большой фургон руками и придерживали, пока рижане медлительно скатывали его по трапу. Три месяца ушло на строительство гаража. А когда машины загнали туда и поставили на яму, обнаружилось, что из картера главной передачи одной из «чаек» подкапывает масло – эвакуация из самолета не прошла даром. Делему решили «на правительственном уровне» – срочно выписали инженера с запчастями из Горьковатого и всего за некоторое количество дней отремонтировали машину. Позже были те ночные учения – поездки в скрытые горные пещеры, но с москвичами, которые их строили, рижанам разговаривать не позволили. Патологическая секретность распространялась даже на дорогих гостей из Союза.Юрис Пенцис возвратился в Ригу, а не в Сибирь. А через год, в 1983-м, вновь получил бумагу с красноватой полосой. На этот раз из Горьковатого на переоборудование пришли две «чайки» ГАЗ-14. Требования вновь необыкновенные: в машинах должны быть кондюки и носилки – длиной 2,3 м (заместо стандартных 2,1). «Чайки» предстояло выслать на Кубу, фаворита которой, как понятно, отличает богатырский рост. Чтоб при всем этом уместить в машине кондюк и прочее оборудование, пришлось поднять у «Чайки» крышу. Макет сделали из фанеры, по нему гнули и варили железные листы.
Поставив российский кондюк, машины отогнали в Тольятти – в климатическую камеру, но как-то не поразмыслили, что «Чайка» побольше «жигулей». Чтоб пристроить ГАЗ-14 в камере, ее отчасти пришлось разобрать. После испытаний универсалы перекрасили в белоснежный цвет, а заодно… отказались от российского кондюка. Сейчас терпение лопнуло, когда он в очередной раз выплюнул фреон в салон автомобиля. Пришлось, к неудовольствию высочайшего управления, снова довериться японской технике. Заказчики торопили: оборудование им передали совместно с машинами – от услуг русских профессионалов по его монтажу, к радости последних, кубинцы отказались…
В рижском кабинете Юриса Пенциса (сегодня он занимается разработкой мед оборудования) рядом с лицензиями и дипломами висит заслуга за создание необыкновенных «чаек» – вьетнамская медаль «Дружба народов». Она – напоминание о дальной уже истории. Настолько необыкновенной, что юным, не заставшим эру развитого социализма, наверняка, покажется анекдотом либо выдуманной легендой.