ИСТОРИЯ В ЛЕТАЮЩЕЙ ТАРЕЛКЕ
ИСТОРИЯ В "ЛЕТАЮЩЕЙ ТАРЕЛКЕ"
МУЗЕЙ АО "МОСКВИЧ"
В ноябре 1981-го на юго-востоке Москвы, в Текстильщиках, открывали музей АЗЛК. Это стало событием. Еще бы! Заводские коллекции, включающие не только лишь документы и макеты, да и живы авто, были у нас тогда (ну и на данный момент!) большой редкостью. К тому же само здание в форме летающей тарелки - работа Евгения Малинина, в ту пору головного конструктора АЗЛК, - завлекало внимание.
Относительно маленькую, но увлекательную экспозицию равномерно пополняли. Естественно, тут далековато не весь модельный ряд. В "тарелке" нет даже других серийных машин, не то что прототипов. Кстати, еще пару лет вспять в музее стояли достойные внимания эталоны 70-х годов - предшественники "Москвича-2141". В недавнешние печальные и смутные для завода времена их перевезли на старенькую местность. Видимо, было надо высвободить место плодам воображения последнего промышленного управления - наспех скроенным стретчам и купе. Пока ветераны-прототипы как бы живые. Так же как и стоящие в "тарелке" миллионные "москвичи", авто пятидесятых-семидесятых, в том числе достаточно редчайший вэдовый "Москвич-410".
Вообщем представление о редкостях изменяется сегодня стремительно. Помните обычные "москвичи"-фургоны, которых кажется совершенно не так давно на каждой улице было пруд пруди? Издавна таковой встречали? В музее "Москвича" есть 434-й, сохраненный в уникальном виде.
В золотом фонде коллекции раритетный "Форд-А", полуторка ГАЗ-АА, с которых начиналась история предприятия. Рядом КИМ 10-50, судя по всему, единственный сохранившийся из приблизительно 500 малолитражек, выпущенных в 1940-1941 гг., гоночные машины. Такие "москвичи" помнят сейчас немногие.
Авто для кольцевых гонок - одна из увлекательных страничек летописи столичного завода. Их на МЗМА (потом АЗЛК) строили практически два десятилетия. На "москвичах" заводские водители не один раз выигрывали титулы и завоевывали призовые места на чемпионатах СССР. В 1965-м они занимали весь подий чемпионата страны.
Если б коллекцию в Текстильщиках пополнять, пока многие (уже не все!) модели можно разыскать в применимом для реставрации виде, то для истории страны сохранилась бы уникальная экспозиция, ценность которой с возрастом будет только возрастать. Но весной сегодняшнего года о заводском музее вновь заговорили совершенно по другому поводу. Судебные приставы и атлетического сложения господа, "почистив" витрины с экспонатами, пробовали вывезти в неведомом направлении и машины. Спасибо любителям старины и журналистам: через пару дней авто возвратили.
Будущее полуразоренного завода неопределенно. А музея, на дверцах которого замок? Решение навязывается само собой: коллекцию, наверняка, идеальнее всего передать самому большому национальному техническому музею страны - столичному Политехническому. При этом совместно с "летающей тарелкой". Казино и ресторанов в Москве хватает, а авто музеи в Рф можно сосчитать по пальцам. В одной только ФРГ, как не так давно докладывал ЗР, их 170! В конце концов мы же не Иваны, не помнящие родства.
МУЗЕЙ АО "МОСКВИЧ"
Москва, Волгоградский пр., 42
(сейчас музей не работает).
Редчайший в Рф "Форд-А" - родственник первой модели столичного завода. Закрытых машин в Москве не выпускали.
Гоночный "Москвич-Г5А" со 124-сильным движком объемом 1,8 л развивал 200 км/ч.