МИНУЯ ПРОВАЛ
МИНУЯ ПРОВАЛ
КЛУБ Автовладельцев
/МАСТЕРСКАЯ
МИНУЯ ПРОВАЛ
ТЕКСТ / АНАТОЛИЙ ВАЙСМАН
Посреди моих клиентов как и раньше много сторонников карбюраторных машин. Мол, ординарны, а поэтому надежны. Все так: в этом приборе порядком деталей и систем, дружная работа которых дает желаемые результаты. Но отказ хотя бы какой-то из них приводит к тому, что на языке моих пациентов звучит как "не едет". Нужно осознавать: "не едет, как должно", но все-же - до гаража можно дотянуть.
И все-же: на что уделять свое внимание тем, у кого карбюратор, чтоб не попасть впросак? Советов малость, и, если следовать им, карбюраторная версия вправду окажется надежнее.
В большинстве случаев отказы объясняются попавшими в карбюратор соринками, скоплением грязищи. Означает, у того, кто не ленится впору чистить, мыть, продувать каналы и жиклеры, возможность таких отказов очень низкая. Кстати, при осторожном подходе к делу знать карбюратор во всех тонкостях просто ни к чему - только не путай местами жиклеры и другие Ремонт и эксплуатация при сборке! К огорчению, много автолюбителей другого сорта: "Машина - песня! Езжу два года, а под капот не заглядывал!" У таких "песня" обрывается всегда внезапно.
Вот примеры. В большинстве случаев сетуют на "пропавший холостой ход". Мотор в один момент глохнет - кому понравится? Если к нам приезжает автовладелец, который не лазил в карбюратор, мне даже легче: ясно, все Ремонт и эксплуатация на месте и убрать недостаток не займет много времени. Если карбюратор с электрическим клапаном в системе холостого хода, сходу его проверяем. В случаях, когда клапан, отказав, запирается, игла "затыкает" отверстие жиклера (фото 1). Неисправный клапан, естественно, заменяем новым. Но что стоило обладателю минутку поразмыслить и возвратить холостой ход обычным приемом? Не ездил бы в сервис, Энциклопедия грузовых автомобилей сберег! Дело нехитрое: если клапан неразборный - кончик иглы обламываем, у разборного - вынимаем полностью. (На снимке - разборная конструкция.) Приходится сожалеть, что такие простые приемы не многим известны.
Правда, проблемы с холостым ходом могут быть и по другим причинам (те, что не связаны с системой питания, на данный момент не обсуждаем). К примеру, обладатели "жигулей" выпуска после 1998 года часто сетуют на неуравновешенный холостой ход - он плохо поддается регулировке. Могу подтвердить: карбюратор "Озон" сейчас капризнее, чем лет 10 вспять. Его производитель ДААЗ упростил конструкцию (наверняка, на этом сберег!): ранее в системе холостого хода был кольцевой распылитель с круговыми отверстиями. Почему-либо эту "сложную" деталь аннулировали, а заместо нее (фото 2, 3) поставили обычное кольцо вроде "полудиффузора". Желаю предупредить: если как-то поменять его положение, перекосить и т.д., с холостым ходом могут появиться такие трудности, что впору брать новый карбюратор. Даже самому вкусившему вкус посоветую: при очистке, разборке и т.п. обращаться с этой деталью очень осторожно. Как указывает опыт, поставить кольцо на место так, чтоб система отлично работала, - неувязка! Очень бы хотелось выяснить мировоззрение профессионалов ДААЗа.
Еще одна проблема - и тоже от холостого хода. С ней обращаются к нам обладатели "самар", карбюраторных "десяток" и "нив" с карбюраторами "Солекс". Сетуют на то, что их автомобиль коптит на холостом ходу и "клюет носом", "проваливает" при ускорении. Мы издавна знаем, с чем это связано. Обычно, электрический клапан (если он есть) либо колпачок - держатель жиклера холостого хода (в варианте без клапана) недовернут. Этому "помогает" жесткое резиновое уплотнительное кольцо: если клапан обвертывать рукою, в некий момент кажется, что жиклер уже уперся в "седло" корпуса, хотя этого не вышло. По сути тут щель - и бензин проходит в систему не столько через жиклер, сколько минуя его. Состав консистенции на выходе очень обеспеченный, отчего в выхлопе темный дым, СО - процентов под 10, а винту токсичности (свойства) карбюратор не подчиняется.
При троганье же к этому "коктейлю" добавляется дополнительная доза бензина - от ускорительного насоса. Такая смесь в цилиндрах уже не пылает - следует "клевок", глубочайший провал.
Желаете убедиться в том, что жиклер недовернут? Снимаем провод с электрического клапана, тот щелкнул, закрылся, а мотор как ни в чем же не бывало работает! Чтоб "вылечить" недуг, необходимо только довернуть клапан до места. Если провод снят, этот момент просто контролируется - движок остановится. Труднее на машинах без электрического клапана: о посадке жиклера в седло судят по нраву работы мотора. Обычно, при нормализации состава консистенции приметно вырастают обороты холостого хода, в выхлопе исчезает копоть, а состав консистенции сейчас можно регулировать винтом свойства, добившись обычного СО.
Все понятно? Но желаю уберечь вас от ошибки. Убедившись, что жиклер в седле, не пытайтесь к тому же еще его подтягивать! Деталь теплая - тонкие стены сминаются, воздушные отверстия сжимаются - и конец! Необходимо брать новый. Еще ужаснее, если при всем этом будет повреждено и седло в корпусе, после этого ремонт нередко неосуществим. Только подмена.
Топливный жиклер холостого хода и игла.
"Полудиффузор"...
...и, видимо, так он размещен в корпусе (разрезано нами).