РАФИНИРОВАННАЯ СОЛЯРКА
РАФИНИРОВАННАЯ СОЛЯРКА
/СЛОВА, СЛОВА…
РАФИНИРОВАННАЯ СОЛЯРКА
ТЕКСТ / Миша ГЗОВСКИЙ
ДЛЯ Кого-либо – «РАФИК»
Каждый автомобилист сумеет отличить автомобиль от хэтчбека. Но бывают задачки и посложнее: в чем, например, разница меж мини-вэном, микровэном и универсалом завышенной вместимости? А может быть, это просто одно и то же?
Родословная понятий ведет к 80-м годам, когда появился новый тип легковых автомобилей, которые в нашей стране назвали универсалами завышенной вместимости (УПВ). Споры о том, кто же стал родоначальником нового класса, с возрастом только разгораются с новейшей силой. Америкосы убеждены, что им был « Крайслер Вояджер», «Рено» желает созидать в пионерах «Эспас», предъявляют свои права на авторство и жители страны восходящего солнца. Кстати, не без оснований: конкретно в Стране восходящего солнца 1-ые прототипы нынешних УПВ начали демонстрировать на автосалонах еще посреди 70-х. Нельзя не упомянуть и российский макет – такси ВНИИТЭ, которое разработали еще в 1963–1965 гг.
Так либо по другому, но скоро эти машины стали именовать мини-вэнами и в США, и в Европе. Тут в авторстве янки не откажешь: в Штатах фургоны и микроавтобусы всегда назвали вэнами. Потому применение термина мини-вэн к малогабаритным УПВ представляется полностью естественным Вместе с ним можно повстречать и аббревиатуру MPV (Multi Purpose Vehicle – многоцелевой автомобиль), но она все таки не настолько популярна. Весело, что в Рф хоть какой однообъемный автомобиль с числом мест более 5 в обиходе могут именовать «рафиком» (по инерции, видимо… продукт рижской фабрики был-таки автобусом, а не легковой машиной).
Время не стоит на месте: с середины 90-х моделей мини-вэнов стало на порядок больше. Появились сравнимо маленькие машины, которым впору пришлось неофициальное заглавие микровэн либо компактвэн. Если родоначальники жанра могли перевозить семерых либо даже восьмерых пассажиров, то микровэны, сделанные на базе автомобилей гольф-класса, берут на борт менее 5 путников. Их главное отличие от хэтчбеков в том, что просторный кузов выполнен однообъемным и поболее функционален. Так, сидения складываются либо демонтируются, образуя бессчетные варианты планировки, а салон изобилует карманами и закуточками для мелочи.
ФРАКЦИОННАЯ БОРЬБА
Солярка... Это слово, которым именуют дизельное горючее, почаще вызывает нехорошие ассоциации. Так и представляешь для себя чадящие «икарусы» и КамАЗы. Откуда же взялось выражение? Что это – арготическое словечко либо проф сленг? Откроем учебник химии.
Дизельное горючее, как и бензин, получают в итоге перегонки нефти. Если важной чертой бензина служит октановое число, то качество дизельного горючего находится в зависимости от так именуемого цетанового числа: чем оно больше, тем горючее лучше. После перегонки на самой низшей ступени оказываются остаточные продукты, просто говоря, мазут, который сжигают в топках теплоэлектростанций и судовых силовых установок. На другом конце «иерархической лестницы» незапятнанное авто горючее – его-то и заливают в баки современных дизельных машин. В процессе производства получают фракции еще нескольких видов, в том числе керосиновые, газойлевые и соляровые. Как вы уже додумались, заглавие одной из фракций и содействовало возникновению в обиходе прозвища, знакомого каждому дальнобойщику. Оно не имеет никакого дела к проф сленгу, так что словечко «солярка» никогда не услышишь от химиков и технологов. Более того – на АЗС также хорошо употребляют аббревиатуру ДТ… но «в быту» борьба с «соляркой» пока безуспешна. z
В модельном ряду «Тойоты» практически третья часть машин – мини-вэны. Не так давно хэтчбек «Ярис» мутировал в микровэн «Ярис Версо».
Двенадцать годов назад «Крайслер» лицезрел таким мини-вэн грядущего: концепт-кар «Плимут
Вояджер III».