ЗОЛУШКА НА Царском БАЛУ
ЗОЛУШКА НА Царском БАЛУ
ЭКОНОМИКА
ОПЫТ
ЗОЛУШКА НА Царском БАЛУ
Чешская авто индустрия становится все более "западной".
Лена ВАРШАВСКАЯ. Фото создателя и компании "Эффект Медиа"
Бывают деньки в году, когда четырехсоттысячное население чешского города Брно возрастает чуть не в два раза. Разъясняется "демографический взрыв" просто: не только лишь чехи, да и обитатели близкорасположенных Словакии, Австрии и Германии съезжаются на каждогодную международную выставку автомобилей, которая проводится в Чехии вот уже 10 лет.
С того времени как популярная германская ярмарочная компания "Мессе Дюссельдорф" заполучила огромную часть акций выставочного центра, его жизнь становится все более оживленной и насыщенной. Для "сухарей", всюду ищущих объективные факты, вот они. Общая площадь выставочного комплекса Брно - 86 800 м2, количество павильонов - 17. "Автосалон" - интернациональная выставка легковых автомобилей - проводится в нечетные годы, "Автотек" (грузовые и коммерческие машины) - в четные. Всего в Брно раз в год организуют около 50 интернациональных мероприятий.
На открытии "Автосалона-99" президент Ассоциации авто компаний Вратислав Кулханек произнес: "Чешская авто индустрия закончила быть Золушкой посреди западных сестер..." Конкретно на выставке в Брно понимаешь, какой путь она прошла за последние 10 лет. Чехи гордятся своими традициями - автомобилестроительная ветвь живет уже столетие. Вобщем, всего 10 годов назад гордиться особо было нечем: наикрупнейший чешский производитель легковых автомобилей - "Шкода" имела долги перед бюджетом в размере 200 млн. баксов.
Наше, видимо, еще более богатое правительство терпит и не такие задолженности. Но чехи рассудили по другому - начали выбирать действенного собственника. В конкурсе на приватизацию поначалу участвовало 16 компаний, позже - четыре, позже остались "Рено" и "Фольксваген". Итог известен... Правительство продало "Фольксвагену" сходу 30% акций "Шкоды", позже - еще. И на данный момент германская компания обладает 70% капитала завода (это - не предел, могут приобрести еще более).
Став собственником предприятия, "Фольксваген" начал находить местных поставщиков (еще бы, рабочаая сила тут чуть не в три раза дешевле!). Провел аудит многих чешских компаний, посоветовал кого-либо кому-то из собственных обычных партнеров. И процесс пошел. Германские (в главном) компании стали участвовать в приватизации местных заводов. Сейчас в общем уставном капитале чешского автопрома 50,6% принадлежит иноземцам, 39,6% - чешским гражданам, а остальное - государству. В местной автомобилестроения работает 82 предприятия с толикой зарубежного капитала от 20 до 100%.
При всем этом никаких льгот забугорным фирмам правительство не предоставляет. Только в сегодняшнем году стали мыслить на данную тему, и на данный момент готовится решение: те иноземцы, которые вложат в чешское предприятие более 10 млн. баксов, получат налоговые послабления.
Вобщем, автопромышленности этот закон касаться уже практически и не будет. Забугорные компании активны в этом секторе экономики и без него. Грузовое отделение "Рено" получило акции автобусного завода "Кароса", "Форд" сделал СП с "Аутопалом" (кстати, поставщиком АвтоВАЗа), "Континенталь" стопроцентно обладает компанией "Барум"... Перечислять можно длительно. Опять-таки для любителей сухой инфы - несколько цифр. Автопромышленность Чехии - самая оживленно развивающаяся ветвь. Дает 11,5% общего объема производства страны и 14% экПодвескаа. Сбыт автомобилей "Шкода" раз в год возрастает на 6-7%, в первом полугодии 1999 года продано около 200 тыс. шт., из их более 180 тыщ - за границей. Внешнеторговый баланс в автомобилестроения положительный, экПодвеска больше импорта на 35 млрд крон (с учетом импорта новых машин).
Кстати, конкретно ввоз автомобилей из Европы, в особенности старых, волнует управление страны. С 1991 до начала 1999 года в Чехию ввезли 906 тыщ старенькых машин, и до сего времени этот поток не иссякает (родная новенькая "Шкода" в Чехии не каждому по кармашку, к тому же у многих местных обитателей ее репутация ужаснее, чем у "импортных машин"). Практически половина местного автопарка - зарубежные машины. Казалось бы, в интересах своей экономики - затруднить импорт. Но... Чехия вступает в Европейский Альянс со всеми вытекающими из этого обязанностями. Если до 1997 года таможенные пошлины составляли 19%, то уже сейчас они - 17,1% на неевропейские машины и 3,4% на те, что выпущены в странах ЕС. А с 2001 года авто, произведенные в Европе, будут ввозить в Чехию беспошлинно. "Шкоде", сегодняшнему монополисту, придется соперничать изо всех сил...
А вот "Лада", сдается, может выбыть из игры. Ведь Наша родина - не член ЕС, и на ее продукты можно сохранять пошлины. Вобщем, только ли здесь причина?
Это тоже хотелось выяснить на выставке в Брно. Посреди бьющего в глаза великолепия зарубежных машин, в свете отмены пошлин на западноевропейскую продукцию и фурроров местной, "офольксвагененной "Шкоды", как смотримся мы? Каково тут "скромное притягательность" АвтоВАЗа, ругаемого и своей, не настолько пристрастной клиентурой?
Щит "ЧС АвтоЛада", официального представителя Волжского автозавода в Чехии, находился в одном из самых оживленных павильонов. Сходу изумило, что гостей на нем толпилось не меньше, чем у именитых производителей. Естественно, сказать, что к продукции АвтоВАЗа показали больше энтузиазма, чем к "Фольксвагену" либо "Мерседесу", было бы лукавством, но... Вокруг "10-ки" не иссякал поток гостей. При этом рассматривали они машину не как любознательный экспонат, а утилитарно. Спрашивали о ходовых и эксплуатационных качествах, изучали прайс-листы.
"10-ки" в Чехии стоят малость дешевле "Фелиции", около 300 000 крон (8500 баксов). При том что они сильнее, емче, смотрятся солидней. До сего времени в стране записанно более 200 тыщ ВАЗов, так что российскую марку тут не запамятовали. И новенькая модель вызывает полностью приземленный энтузиазм. Уже более 150 автомобилей продано и, похоже, спрос, в особенности после выставки, будет расти. А пока более продаваемая русская машина в Чехии - "Нива". В прошедшем году ее владельцами стали 450 человек.
Выставка в Брно поведала о большем, ежели о новых моделях, выходящих на рынок в сегодняшнем и следующем году. Она описала жизнь нынешней авто Чехии. В социалистические времена автосалон окрестили бы "смотром достижений российскей индустрии". На данный момент он показал, быстрее, обратное - врастание в западную экономику, соединение с зарубежными компаниями. Когда видишь это на выставке, другими словами напоказ, воспринимаешь совершенно точно - как фуррор. О том же молвят и числа. А что задумываются Различное? Как относятся к происходящим переменам те, кто работает в самой "авангардной" отрасли чешской экономики? Рассказ о "непарадной" жизни автопрома Чехии - в последующем номере "За рулем".
"Шкода" - принцесса чешского автопрома.
Пока папа глядит на реальную "Шкоду", отпрыск привыкает к игрушечной.
Новые "Лады"? Любопытно...