В ОГНЕ НЕ Пылает
В ОГНЕ НЕ Пылает
ТЕХНИКА
Новинки
ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ОТКРЫТИЯ
МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛ АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ
В ОГНЕ НЕ Пылает
Что необходимо от бензобака? Хранить пожароопасное горючее и не пролить его в случае аварии, противостоять брутальной окружающей среде и быть легким... Сейчас этого недостаточно. Автомобиль компонуют так плотно, что часто места для параллелепипеда просто не отыскать либо оно не устраивает по суждениям безопасности. Чтоб очень отлично использовать каждый литр свободного места, делают "стационарные канистры" головоломной формы. Технологи иногда хватаются за голову - им ведь нужно сделать общее создание необычных сосудов.
Выручают пластмассы, дозволяющие воплотить всякую фантазию конструктора. Но в дело вмешались экологи из солнечной Калифорнии (ЗР, 2001, № 4). Выяснив, что отдельные пронырливые молекулы углеводородов находят лазейки через частокол молекул стен бака, калифорнийские законодатели поставили пластмассовые "бензохранилища" на грань вымирания. Экологи вновь подтолкнули металлургов и химиков на изобретательство.
Бензобак "Пермблок AS6", представленный германским отделением "Tи Ай Отомотив" в содружестве с французской "Aтофия", выполнен по технологии Ship-in-a-bottle (корабль в бутылке). Это, на самом деле... 6 баков, вставленных один в другой. Четыре слоя обеспечивают Законодательство и крепкость, а два - сберегают мир вокруг нас. Бак выдерживает температуру до 100°С, устойчив не только лишь к бензину, да и к спиртовым добавкам, не говоря уже о реагентах, которыми зимой посыпают дороги. "Пермблок" первым посреди пластмассовых баков обеспечил выполнение норм PZEV (автомобиль с практически нулевым выбросом).
Железные магнаты здесь же предложили кандидатуру: бак очень сложной формы из нержавейки, тоже не пропускающий пары горючего и устойчивый к коррозии. Стены изделия от "Круппа" имеют толщину всего 0,4-0,7 мм против 4-8 мм пластмассового соперника. "Металлический" бак вышел даже на 20% легче. А разработка гидроформования, разработанная учеными Дортмундского института, позволила сделать процесс производства не очень дорогим. Во всяком случае, по сопоставлению с шестислойным пластмассовым противником.
Возможно, фаворита в этом поединке так и не будет. Если, естественно, не считать выигрыш для среды.
Два варианта бензобака для "Нью Битла". Тонкие стены железного (а) варианта позволили вместить 74,3 л горючего против 71,5 л у пластмассового аналога (б).
Шестислойный бак "Перм-
блок AS6" сложен по форме, материалу и технологии. Зато снаружи... ничем не пахнет.