ГОРОД, КОТОРЫЙ ЕСТЬ
ГОРОД, КОТОРЫЙ ЕСТЬ
КЛУБ "Автовладелец"
у камина
ГОРОД, КОТОРЫЙ ЕСТЬ
Миша КОЛОДОЧКИН
"Как люблю я домой ворачиваться,
Как молитву читать номера ленинградских машин".
Александр Розенбаум
В честь кого назван этот город? Нет, не в честь Петра Первого! А какая питерская улица носит имя главной аква артерии городка? И снова ошибочно, если вы поразмыслили про Невский проспект... Вобщем, разве можно знать об этом Городке все?
На Столичном проспекте, недалеко от Обуховского моста, стоит старый верстовой столб - ему скоро ударит два века. Есть и надпись: "От Королевского села 22/2, от Москвы 673/2". Конкретно отсюда наши праотцы с 1820 года отмеряли версты до Москвы: если скакать всегда прямо и прямо, через Волхов, да через Волгу, то дня через два узреешь двуглавую птичку на Никольской башне Кремля... Ну, а циферка "2" под косой чертой предполагала более принципиальное расстояние - две версты до Зимнего...
В ЛЕНИНГРАДЕ ДОРОГ НЕТ, НО ПРОЕХАТЬ МОЖНО
Питерские дороги - явление настолько же непостижимое, как и сам город. Они есть - и в то же время их нет: попробуйте-ка безмятежно переехать через трамвайные пути где-нибудь в районе Охты... И уж совершенно нереально проехать от начала до конца по Садовой, не угодив в еще одну яму, которой еще вчера вроде и не было - ну очень похоже на государевы шутихи в Петергофе. Недаром издревле прогуливается тут смешной рассказ - на вопрос, будет ли 3-я глобальная война, горожане отвечают: "Не знаем, но Петербург окапывается..." Есть и стихотворные перлы - "В переулок Ильича не ходи без кирпича", "На улицу Наличная не ходи с наличными" и т. д.
О Невском - разговор отдельный: какое бы имя он ни носил, это всегда Проспект с большой буковкы - и на данный момент, и триста годов назад. Конкретно тут пролегла некогда Большая Першпектива - 1-ая бревенчатая дорога городка, которая тянулась от Адмиралтейства до Александро-Невского монастыря. И тут же предначертано было показаться одному из знаменитейших питерских мостов - в 1715 году Петр повелевает "На фонтанной реке по першпективе сделать мост". Инженер-подполковник Аничков уже пересчитывает выданный под строительство аванс - 50 рублев. А вот Петр Карлович Клодт еще не появился на свет - его четверка жеребцов прискачет сюда только через полтора века. Истинные же лошади пока вязнут тут по стремена - нет, в белокаменной дороги куда лучше...
До Москвы отсюда и не далековато, и не близко - ну и дорожка, выскажемся так, не ахти... Тем увлекательнее перевести версты в часы - кстати, это делали всегда, независимо от количества лошадиных сил. Еще у матушки Екатерины II был приближенный ко двору ямщик, который при наличии высокого повеления ухитрялся проходить трассу в один конец за 36 часов - без мигалок и сирены. Другие же двигались помедленнее: меж ямскими станциями было в среднем по 20-30 верст при чаевых на каждый перегон от полтинника до рубля. "Бомбилы" тех времен смиренно стояли около каждой станции со своим умиротворенно похрапывающим транПодвескаом - заслышав истошное "Лошадок!!!", тянули жребий: кто вытянет, тому и далее ехать. А нежели предшествующий сотрудник "сдает вахту" без криков, то и спешить нечего: пассажир - жмот, из-за копейки удавится... Зато уж если поднажать, то не достаточно не покажется - даже по нынешним меркам...
РАСПРАВЛЯЙТЕ НОЖКИ ПО ПИТЕРСКОЙ ДОРОЖКЕ
Поехали? Ну-ну... Лошади мчатся в режиме "газ в пол", ничего не объезжая - ни хвороста, ни упавших деревьев; при всем этом пассажиры временами вываливаются наружу и, проклиная российский сервис, ожидают, когда "водила" увидит их отсутствие и возвратится вспять. Зато с дорожным обслуживанием - никаких заморочек: нежели в экипаже ломается ось либо спица, то в ход идет фирменный инструмент под заглавием топор... Рубится дерево, делается экологически незапятнанная подходящая деталь и - прошу садиться!
В шоссейную дорогу первого класса Петербургско-Московский тракт преобразился исключительно в 1833 году. Горбатые участки прежнего "автобана" по способности распрямили, а бесконечные 250 км болот осушили и засыпали. Проезжую часть, ширина которой составляла сначала 6,5-8 м, уплотнили тяжеленными металлическими катками. Обитатели придорожных Яжелбиц и Миронушек настороженно приглядываются - вроде бы чего не вышло с этой новейшей дорогой... Но самодвижущиеся экипажи поедут по ней еще нескоро.
Подвескаивное освоение трассы мотоциклистами и автомобилистами вышло исключительно в 1899 году, потом соревнования повторялись в 1900 и 1901 гг. Некоторый г-н Дешан на трицикле мощностью "две кобылы с четвертью" промчался от Москвы до Королевского Села за 24 часа 23 минутки. А уже в 1907 году тут прошли 1-ые в Рф большие международные гонки под покровительством самого Сергея Михайловича Романова - внука 1-го Николая и дяди другого. Трассу поделили на семь шагов с судейскими контрольными пт - Клин, Тверь, Волочек, Крестцы, Новгород, Чудово, Царское Село. Символов "40" тогда еще не было, но правило "По городкам не гнать!" действовало верно - участникам предписывалось определенное время править с пониженной скоростью. Клину подарили 5 минут спокойствия, Твери - 15, Волочку и Новгороду - 10. А одолел тогда мсье Артур Дюре на 60-сильном "Лорен-Дитрихе" - конкретно эту эмблему чуток позднее прикрутит к собственной "Антилопе" Адам Козлевич. Время фаворита вызывает почтение - за 9 часов 22 минутки и сегодня-то трассу победит не всякий. Кстати, журнальчик "Самокат" по этому поводу увидел, что, дескать, российские дороги, служащие пугалом для автомобилистов всего мира, совсем не так плохи...
В ПИТЕРЕ ВСЕХ НЕ ОБЪЕДЕШЬ...
Естественно, требования петербуржцев и ленинградцев к транПодвескау и дорогам всегда опережали реальные способности городка. Вобщем, еще при Петре указом от 1720 года предписывалось стражникам и будочникам преграждать путь в город "лихим людям" и держать под контролем повозки. А при Анне Иоанновне появились 1-ые ПДД - "Ездить смирно и на жеребцах не скакать!". Скоро появилось 1-ое ограничение скорости - 12 верст в час (радаров, как мы знаем, еще не было...). Позже давались другие объяснения - так, бюрократам надлежало ездить по Питеру "со всяким опасением и осторожностью, смирно". А городовые девятнадцатого столетия должны были соответствовать точным аспектам, как-то: иметь благообразную наружность, беспорочное поведение, чистую речь, крепкое телосложение и острое зрение. Словом, практически как на данный момент...
Понятно, что из всех видов питерского транПодвескаа подольше всех выдержали лошади. Извозчики разделялись на легковых и ломовых - это приблизительно как "Волга" и "Газель". Последних к началу ХХ века насчитывалось приблизительно 25 тыщ. А еще было 10 тыщ личных жеребцов - в общем, значительно пахло. Были и "иномарки" из... Финляндии! Особенная категория извозчиков - "вейки" (по-фински - товарищ, друг) приезжали из собственных Турку и Хельсинки в обеспеченный Питер на извозный промысел. Ярко раскрашенные сани плюс празднично одетые "вейки" - в общем, уже тогда преимущество схожих "импортных машин" было естественным и катались на их с наслаждением. Кстати, финны держали демпинговые цены: "Хоть Шпалерная, хоть Галерная - все равно рицать копеек!".
Что касается прадедушек современных ленинградских трамваев (как-то уж принято именовать их конкретно ленинградскими), то 1-ая общественная карета - омнибус прошла от Невского до Полюстрова приблизительно в 40-х годах XIX века. Острые языки петербуржцев здесь же переименовали битком набитый транПодвеска в "Обнимусь"... А рельсовый транПодвеска существует тут с 1860 года - со времен крепостного права. Конно-железная дорога: конка с двуэтажным кузовом и мощностью в две живы лошадиные силы развивала крейсерскую скорость приблизительно 8 км/ч. За фабричными заставами все было поординарнее - мощности в одну дохлую клячу хватало лишь на 1-этажный кузов с принудительным ограничением скорости 5 км/ч... Фольклор отреагировал стремительно: "Конка - догони цыпленка...".
В конце XIX века лошадок из конки попробовали убрать, заменив их "дымопыркой" - маленьким локомотивчиком, тащившим по рельсам два-три вагончика. Что касается несчастных трамваев, то они загрохотали от Адмиралтейства на Васильевский достаточно поздно - исключительно в 1907 году. Причина обыденна - акционерное общество конно-железных дорог впору подсуетилось и заранее получило все договорные права на перевозку питерских пассажиров! Доходило до того, что в попытке как-то ввести современную технику, не нарушая закона, рельсы трамваев прокладывали... по льду замерзшей Невы! Зато к 80-м годам ХХ века Ленинград стал самым "трамвайным" городом Рф - протяженность торчащих из асфальта рельсов составила более 1000 км.
Троллейбусы пошли еще позднее - маршрут от площади Александра Невского до Площади Труда был открыт только в 1936 году. Зато автобус пустили еще в 1906 году - кстати, скорость его движения не должна была превосходить 12 верст в час на оживленных улицах и 18 - на иных...
Что до первого петербургского автомобиля, то он появился в городке 9 (21) августа 1895 года. По всей видимости, архитекторы тогда зарабатывали благопристойно - во всяком случае, г-н Жиргалев А. К. просто выложил за экзотичную игрушку целое состояние в 3000 руб. (лошадка стоила 50...)! Насчет марки машины представления расползаются - похоже, это была "Даймлер-Виктория". Скорость "игрушки" составляла около 27 км/ч, горючего хватало приблизительно на 6 часов езды. Но конкретно с того момента процесс автомобилизации Питера стал необратимым...
Петербург временами брался за самостоятельный выпуск автомобилей. Завод "Г. А. Лесснер" выпускал даже машины для перевозки преступников. Еще был "Российский авто завод И. П. Пузырева" - кстати, Иван Петрович замахнулся тогда на создание машины только из российских деталей и даже съездил на своем творении в Париж и назад... Завод "Красноватый путиловец", он же с 1934 года - Кировский, взялся за выпуск представительских автомобилей "Ленинград-1" (Л-1), позаимствовав по простоте духовной конструкцию южноамериканского "Бюика". И уж совершенно непонятное явление наблюдается сейчас - мы вновь записываемся в очередь на машины, желая приобрести местный " Форд Фокус"...
* * *
Кстати, так в чью же честь назван этот Город? Конечно, Святого Петра - величавый самодержец здесь ни при чем. А имя Невы носит Заневский проспект - Невский же просто припоминает о том, что ведет к одноименному храму.
А город, в каком есть дорога к храму, будет жить вечно.
Понимаете, как смотрелся плашкоутный мост? А вот он - слева.
Понизу - таксист и "секьюрити", извините - извозчик и будочник.
Мост адамовых времен? Да, Мало-Конюшенный мост через Мойку проектировал инженер Е. Адам!
Когда-то мост Ломоносова через Фонтанку был разводным. Но ни ЛиАЗ-158, ни ЛАЗ-695 этого не помнят. А вот трамвайные пути около Старо-Калинкиного моста не меняли собственный вид издавна...