ПАПАША БЕНЦ
ПАПАША "БЕНЦ"
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
/БЫЛОЕ
ПАПАША "БЕНЦ"
115 Годов назад КАРЛ БЕНЦ ПОЛУЧИЛ
ПАТЕНТ НА 1-ый АВТОМОБИЛЬ
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ
Бюрократ, оформлявший патент на "экипаж с газовым движком", не мог представить для себя, с открытием какого масштаба он имеет дело. Не достаточно ли развелось чудаковатых изобретателей, таскающих сюда кипы бумаг и рулоны чертежей. Наверняка, и сам соискатель, герр Бенц, не до конца понимал, что 29 января 1886 года тихо и буднично состоялась реальная революция...
Пятнадцать годов назад юный инженер, бросив благополучную службу на машиностроительном заводе в Пфорцхейме, открыл собственное дело в Мангейме. Но не начатое тут создание скоб для крепления труб и иной строительной арматуры было главной целью Бенца. Мысли его занимало другое - движок и самодвижущийся экипаж.
Отец Карла был механиком на сладком заводе, выбился в машинисты (тогда это было престижно!), но проработал в новейшей должности совершенно недолго - схватил пневмания в открытой всем ветрам кабине паровоза и погиб еще до рождения отпрыска. Мама желала, чтоб он стал бюрократом, но Карл увлекся "железяками". Карманные Энциклопедия грузовых автомобилей ученик гимназии городка Карлсруэ зарабатывал ремонтом башенных часов. Много лет спустя, редактируя воспоминания Бенца, его зять доктор Фольк постарался придать неким фактам биографии величавого тестя романтичный нрав. Так, история с часами обрела практически магический смысл: типо конкретно "музыка шестерен" обусловила весь актуальный путь конструктора.
Получив образование, юный инженер работал на приличных машиностроительных предприятиях, но заняться легким движком, применимым для транПодвескаа, не выходило. Зато Карл повстречал Берту Рингер. Дочери везучего плотника предстояло сыграть не последнюю роль не только лишь в судьбе Бенца, да и в истории автомобиля.
Где это видано, чтоб германская женщина из неплохой семьи востребовала у отца приданое еще до женитьбы? Берта была непоколебима: Карлу необходимы Энциклопедия грузовых автомобилей, чтоб купить у приятеля, стремительно остывшего к умопомрачительным проектам, принадлежавшую тому часть не так давно образованной компании. Стараниями жены Бенц все-же стал единоличным обладателем маленький мастерской.
Конструктор получил вожделенную свободу. Но приданое Берты стремительно таяло, треклятая строительная арматура доходов не приносила, а всегда и силы отымал проект мотора. Периодически семья, пополнившаяся 2-мя мальчуганами, практически голодовала. Конструктор с трудом находил кредиторов, но не задумываясь расставался с ними, если партнеры теряли веру в будущий мотор. Исключительно в конце 1879 года 1-ый двухтактный агрегат был готов. Четырехтактный движок нельзя было запатентовать - в Германии еще действовал патент Н.А. Отто.
"Мастер художественного слова" доктор Фольк украсил сцену запуска мотора новогодним колоритом. Типо Карл и Берта Бенцы пришли в мастерскую 31 декабря, около полуночи, и 1-ые такты музыки мотора соединились с боем часов городской ратуши.
Эта прекрасная история вправду смотрелась бы символично, если б в жизни семьи чего-нибудть поменялось. Но достатка как и раньше не было. Прошло практически 5 лет, пока 1-ые движки удалось реализовать.
Жизнь Бенцев не стала более сытой - все свободные Энциклопедия грузовых автомобилей конструктор вкладывал в создание нового четырехтактного мотора и подходящего для него экипажа. К концу 1885 года мотор и его "носитель", который в целях упрощения решено было сделать трехколесным, представляли собой практически завершенную работоспособную конструкцию.
Одноцилиндровый движок рабочим объемом 984 см3 развивал, по оценкам Бенца, 0,75 л. с. при 250-300 об/мин. Замеры, проведенные много позднее, проявили реальные 0,9 л. с. при 400 об/мин. Повышенное внимание конструктор уделял понижению веса, понимая, что тяжкий агрегат просто не двинет себя с места. Мотор Бенца весил 69 кг, а самые известные в ту пору стационарные "Дойц" - 660 кг.
Движок стоял горизонтально сзади, у ведущих колес. Для запуска раскручивали маховик поперечником 0,7 м. Испарительная охлаждающая система представляла собой бак с водой, установленный на цилиндре. От коленвала вращение передавалось через конические шестерни и ремень к дифференциалу, расположенному приблизительно в центре повозки, а к колесам шли две цепи. Коробки не было, для начала движения ремень переводили с холостого шкива на рабочий. В январе 1886 года машина была защищена патентом. 20 девятое число можно считать именинами первого "законнорожденного" автомобиля...
Вот и свидетельство получено, а реальных испытаний еще не было - двор Бенцев очень тесен. Выезжать на улицы конструктор не рисковал. Горожане и так считали его если не безумным, то странным чудаком. 1-ый выезд состоялся за городом в вечерних сумерках 3 июля 1886-го. Бенца аккомпанировал отпрыск, отвечающий за долив бензина. Ведь бака у машины не было, а полтора литра горючего из карбюратора движок производил достаточно стремительно. Зато автомобиль ехал! И развивал 15 км/ч!
Величавое событие свершилось. Но таким оно было только для семьи конструктора. В Мангейме шептались: "У папаши Бенца не все дома". Гласили, что на самобеглую повозку нашелся клиент, но сделка не свершилась - смельчак угодил в безумный дом. А еще толковали, что Бенц... изобрел бензин. Ведь в германском языке Benz и benzin вправду смотрятся как однокоренные слова. А пока повозка "папаши" не начала часто дымить на городских окраинах, об этой воды многие не знали совсем - не достаточно ли что продают малеханькими пузырьками... в аптеках.
К 1888 году Бенц выстроил еще две машины, при этом модернизированных. Фронтальное колесо подвесили на рессоре, движок закрыли кожухом, а для ездоков поставили раскладной тент. Автомобиль получил Огромную золотую медаль мюнхенской промышленной выставки, о нем заговорили газеты. Правда, самодвижущееся волшебство нередко оценивали как никчемный в практическом отношении технический курьез.
А Берта Бенц так и не научилась жить в обычных для германских дам понятиях: кухня, кирха, малыши. В один прекрасный момент, воспользовавшись отсутствием супруга, мама семейства завела стоящую во дворе машину и, прихватив с собой отпрыской, отправилась на родину в Пфорцхейм. Пугая лошадок и ошеломляя прохожих, удивляя аптекарей количеством приобретаемых флакончиков с бензином, ремонтируя повозку средствами находящимися под рукой, Бенцы преодолели 180 км и въехали в город, где некогда судьба так счастливо свела Карла и Берту.
В том же 1888-м вышло очередное более знаменательное событие. Один из "бенцев" купил француз Эмиль Морде. Он решил показать публике способности бензинового экипажа и сделать создание подобных машин на родине.
...Пройдут годы, автомобиль станет обычным и нужным, а историки начнут спор: кто же был первым? Выплывут имена австрийца Маркуса и француза Деламара-Дебутвиля, других профессиональных изобретателей. Кто-то из их спроектировал автомобиль и даже запатентовал его, некие воплотили чертежи в дереве и металле, а другие, по легенде, даже проехали несколько 10-ов метров. Вроде бы то ни было, моторная повозка, сделанная и патентованная Карлом Бенцем, стала первым по-настоящему работоспособным бензиновым автомобилем, произведенным к тому же в нескольких экземплярах. Сейчас основным результатом собственного труда конструкторы и испытатели считают момент, когда макет преобразуется в серийный, товарный автомобиль. Неловкая трехколесная машина Карла Бенца тоже стала товарным автомобилем. Первым из миллионов.
1-ый проспект компании "Бенц" -
1-ая в истории реклама автомобиля
(1888 г.). За рулем машины - Карл Бенц.
Берта Рингер - еще не фрау Бенц (фото 1870 г.). Супругу величавого конструктора по праву можно именовать мамой автомобиля.