Lada Priora CNG ВАЗ и газ
Lada Priora CNG: ВАЗ и газ
Этой темой на АВТОВАЗе занимаются не первый год. С уходом «десятки» эстафету схватила «Приора» – уж очень интригующе заместо дорогого бензина использовать дешевенький метан, припасов которого у нас в стране не счесть!
Движок фактически не изменился. Из отечественных девайсов в газовой версии только баллоны производства компании «Лем», а все остальное, от редуктора до форсунок, включая контроллер управления, – марки «Бош».
ЕДИНСТВО И БОРЬБА
Четыре 20- либо 24-литровых баллона упрятаны под днищем машины. Так удалось сохранить объем багажника, понизить риск повреждения емкостей при аварии и не нарушить развесовку автомобиля. Недостаток – уменьшение дорожного просвета. Редуктор, снижающий давление газа с 200 до 7,5 атм, размещен в моторном отсеке на месте адсорбера. Завышенное по сравнению с бензиновой системой давление необходимо для того, чтоб мотор получал подабающее количество газа – ведь его плотность существенно меньше, чем у бензина. Кстати, для обычной работы системы давление в баллонах нельзя опускать ниже 25 атм, потому восьмая часть газа должна оставаться неприкосновенной.
Голубое горючее впрыскивают газовые форсунки, установленные рядом с бензиновыми. Управление интегрировано в систему впрыска, а контроллер дополнен программкой для работы мотора на газе. Прорабатывается метод, обеспечивающий насыщенный разгон, даже когда газа в баллоне практически не осталось, – автоматическое переключение на бензин, к примеру при резких обгонах. Для облегчения запуска в мороз система проверит температуру воздуха и охлаждающей воды и сама решит, на каком горючем пускать двигатель – на газе либо на бензине. Для последнего оставлен 15-литровый бак, что в соответствии с международными требованиями позволяет именовать автомобиль однотопливным (бензин считается запасным горючим).
До кризиса подразумевали, что газификация подымет стоимость машины на 35 тысяч рублей, но с учетом выросшего курса евро ориентироваться придется тыщ на пятьдесят. Вобщем, создание таковой машины до сих пор под вопросом, имеющиеся газовые версии пока представлены в виде прототипов.
ЗА И ПРОТИВ
Допустим, газовая «Приора» будет дороже бензиновой на 50 тысяч рублей. На эти Энциклопедия грузовых автомобилей можно приобрести без малого 3 тонны бензина и обогнуть на них земной шар по экватору (40 тысяч км)! Найдутся ли у метана более сильные козыри?
Заправка газом занимает от 6 до 20 минут, а сколько его закачали, точно не скажешь. Означает, наверное будет недолив-недодув, уменьшение припаса хода и переплата.
Баллоны-торпеды под брюхом хотя и не занимают багажник, зато съедают дорожный просвет, что для многих хозяев неприемлемо. Не считая того, хлопотна зимняя эксплуатация газового автомобиля. Прохладный запуск вероятен только на бензине. При этом перейти на него необходимо загодя – лишняя забота. Машина на центнер тяжелее, мощность и момент мотора снижены на 10–15 процентов, в результате налицо приметная утрата энерговооруженности.
Сейчас о надежности и долговечности. Прогар выпускных клапанов мотора, долгое время работающего на газе, – обыденное дело. Избежать этого без существенного роста степени сжатия нереально, но тогда придется запамятовать о бензине.
Выходит, что переход на сжатый газ решающих преимуществ не дает. Потому, кстати, только немногие автоконцерны более или менее массово выпускают газовые версии.
Встанет ли на конвейер предлагаемый вариант «Приоры» и будет ли он нужен? Осмелюсь представить, что, невзирая на существенную экономию в цене горючего, до массового производства все же не дойдет. Как и до перевода кухонных плит на бензин.