ЗИМНИЕ КАНИКУЛЫ
ЗИМНИЕ КАНИКУЛЫ
ЕСЛИ НЕЛЬЗЯ, НО ОЧЕНЬ Охото
Зимой даже дороги автополигона покрываются снегом и льдом. Результаты замеров разгонной и тормозной динамики автомобиля, в отличие от приобретенных на сухом асфальтобетоне, сейчас справедливы только для определенных критерий теста. Ведь покрытие на зимней дороге неустойчиво, температура и влажность в прохладное время года тоже очень нередко изменяются. Коэффициент сцепления шин на заснеженной либо оледенелой испытательной трассе не только лишь значительно миниатюризируется, да и «плавает» в очень широких границах – приблизительно от 0,2 до 0,6. Ясно, что время разгона до 100 км/ч либо характеристики эластичности автомобиля будут совершенно другими, ежели на сухом асфальте.
Естественно, создав безупречные, а точнее, равные условия, машины можно ассоциировать: на совсем ровненьком льду, с полностью схожими шинами... Ну и что мы получим? Определим наилучшего в номинации «хоккеист»... Тем паче, что замеры разгонной и тормозной динамики зимой охарактеризовывают не только лишь способности автомобиля, да и особенности шин, уровень подготовки водителя.
Кстати, на знакомой всем снежно-солевой субстанции, покрывающей дороги общего предназначения, коэффициент сцепления изменяется в еще больше широком спектре, и не только лишь зависимо от температуры и влажности, да и от интенсивности движения. Естественно, автомобиль даже на не плохих зимних шинах становится плохо прогнозируемым, в особенности для неопытных водителей. Вобщем, достаточно рассуждений. Давайте все таки проведем тесты. Ведь лучше один раз узреть…
На лед и снег динамометрической дороги приглашается редакционная « Тойота Королла»! О требованиях к испытателю мы уже ведали (ЗР, 2004, № 10). К примеру, в 5 заездах на сухой дороге разброс характеристик должен быть менее 5%. На неоднородном снегу и льду достигнуть этого достаточно трудно даже специалисту.
Итак, давление в шинах (зимних шипованных) испытано, аппаратура настроена…. Температура – минус 9, покрытие – шероховатый лед со снегом. И вот машина летит по дороге, «вихри снежные крутя». Прекрасно, естественно! А что демонстрируют приборы?
До 100 км/ч автомобиль разгоняется в два с излишним раза медлительнее, чем летом (см. таблицу). До 40 км/ч – в 4,2 раза! Хорошо бы держать в голове это, пересекая нерегулируемый перекресток либо совершая обгон. Но самое показательное – тормозная динамика. «Тойота» проиграла сама для себя более... 113 м! Возлагаем надежды, этот опыт кому-нибудь понадобится.
Но только не для сравнительных тестов автомобилей, где мы желаем осознать их наибольшие способности. Один автомобиль ускользит на 153 м, другой на 155 – так мы оценим быстрее опасность лихой езды.
ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ
Итак, повторим: для испытаний по стандартной программке придется дождаться весны. Зато по морозу проводим особые испытания: зимние шины, вэдовые коробки разных конструкций, Абс, противобуксовочные и остальные современные системы, призванные «показывать класс» конкретно в таких критериях. Принципиально, что эти тесты – сравнительные.
Для зимних тестов готовят участок дороги с очень однородным покрытием, будь то лед, укатанный либо рыхловатый снег. Кстати, за рубежом есть особые зимние полигоны. К примеру, в заполярном финском городе Ивало, где климатические условия относительно размеренны и низкие температуры сохраняются длительное время.
Требования к квалификации профессионала тоже более строгие, чем летом. Ведь количество заездов ограничено, так как стремительно изменяется состояние покрытия. Ну и, очевидно, перед водителем стоит задачка сохранить автомобиль... когда под колесами нагой лед. Скользкие дороги диктуют уникальные способы замеров. К примеру, при сравнительных испытаниях шин разгонную динамику оценивают в спектре от 0 до 30 км/ч либо даже от 5 до 35–40 км/ч. Тем понижают возможность ошибок водителя-эксперта и уменьшают тестовый участок дороги. Не считая того, зависимо от наружных критерий результаты замеров иногда приходится корректировать, сравнивая данные по испытуемым шинам с условно эталонным комплектом – «печкой» определенного теста. Тормозной путь определяют не с «летних» 100 и даже 80, а с 50 км/ч.
Для оценки стойкости и маневренности, обычно, фиксируют время выполнения разных тестовых маневров, в том числе движения по замкнутым трассам различной конфигурации. Но секунды – не единственный аспект. Вынося вердикт, испытатель сначала оценивает трудозатратность и эффективность управления.
Зимой об автомобиле можно выяснить много нового и увлекательного, а кое-что только зимой. Согласитесь, наибольшая скорость и разгон до 100 км/ч – очень принципиальные, но не единственные характеристики, характеризующие машину. О их мы, естественно, тоже поведаем. Ведь до весны уже неподалеку.