ПЛЕМЯ ИНОХОДЦЕВ
ПЛЕМЯ ИНОХОДЦЕВ
ТЕХНИКА
КОНСТРУКЦИИ: АКТИВНЫЙ ПОЛНЫЙ ПРИВОД
ПЛЕМЯ ИНОХОДЦЕВ
Миша ГЗОВСКИЙ
Казалось бы, дополнить имеющиеся вэдовые коробки кое-чем новым уже нереально. Но недаром молвят, что пределов совершенству нет; это выражение в особенности животрепещуще в наше время, когда многие системы автомобиля преобразуются из пассивных в активные. Не так давно компания «Хонда» отрапортовала о начале производства устройства SH-AWD (Super Handling All-Wheel Drive system – вэдовая система с продвинутой маневренностью), о чем мы уже докладывали (ЗР, 2004, № 6). Новинка показалась нам так любопытной, что мы решили поведать о ее устройстве тщательно.
В отличие от всех узнаваемых сейчас схем, SH-AWD позволяет распределять вращающий момент не только лишь меж задней и фронтальной осями, да и меж левым и правым колесами. Вне сомнения, эта особенность открывает новейшую эру в конструировании трансмиссий. Ведь не тайна, что полный привод издавна закончил быть только орудием для борьбы с бездорожьем. Более того, на данный момент речь совсем не об этом – ведь SH-AWD планируют устанавливать на автомобили бизнес-класса « Хонда Легенд» и «Acura RL» (последняя пока существует в качестве макета), которые за всю свою жизнь навряд ли покинут асфальт. Полный привод нужен им для придания рафинированной маневренности и стойкости на больших скоростях и при всех погодных критериях.
Электрическая составляющая новинки содержит в себе датчики угла поворота, бокового и углового ускорения, скорости вращения колес, оборотов мотора и давления воздуха на впуске, передаточного дела в коробки. Информация от всех датчиков поступает в компьютер, который в тысячные толики секунды рассчитывает наилучшее рассредотачивание вращающего момента по колесам. Дальше компьютер дает приказ блоку управления дифференциалом: тот распределяет момент меж осями и задними колесами в согласовании с сиюсекундной потребностью. На подходящую ось он перекидывает от 30 до 70% момента, на одно из задних колес – от 0 до 100%. Но это уже награда «железа», которое соответствует, если не превосходит электронику по количеству ноу-хау.
Главные новаторства собраны в расположенном сзади дифференциале. Сначала, это электрические многодисковые сцепления, которые в первый раз использованы в авто индустрии. Каждое ведает передачей момента к «своему» заднему колесу, правому либо левому. Интегрированные электрические катушки изменяют положение сердечника магнита относительно его корпуса. Электрический мозг распоряжается, какой ток подать на магнит – тем сжимая пакеты дисков и плавненько меняя рассредотачивание вращающего момента. Оба сцепления способны работать независимо друг от друга, но, естественно, под общим управлением компьютера. Модули сцепления дополнены своими планетарными передачами.
В тандеме с дифференциалом трудится ускорительный блок, делающий более надежным поведение автомобиля в крутых поворотах. Его миссия – принудительное «подкручивание» задних колес в виражах, чем он и отличается от обычных устройств.
Не тайна, что в повороте траектория перемещения наружного заднего колеса сдвигается наружу относительно линии движения фронтальных колес. Неувязка состоит в том, что при классической схеме коробки заднее наружное колесо крутится медлительнее фронтальных и тем препятствует настоящей передаче мощности. Как итог – ухудшение маневренности и риск заноса. Эту делему и призван решить ускорительный блок SH-AWD.
Во время движения по прямой шестерни планетарной передачи крутятся синхронно с карданным валом – скорость фронтальных и задних колес схожа. Стоит машине войти в поворот, как гидравлический привод средством еще 1-го, уже третьего по счету модуля сцепления включает планетарную передачу в работу: при всем этом заднее колесо с подходящей стороны «подкручивается» до хорошей скорости!
Броско, что электроника дает приказы, основываясь на инфы о стиле вождения. Другими словами, если шофер вводит машину в поворот, держа ногу на педали газа, реакция электроники будет совсем другой в сопоставлении с ситуацией, когда авто прописывает дугу по инерции либо при торможении. Таким макаром, SH-AWD позволяет изменять передачу момента, исключая очевидные проявления недостаточной либо лишней поворачиваемости машины.
Пожалуй, тут можно было бы ставить точку: перечисленных выше плюсов с лихвой хватит, чтоб уверить «хондовских» шефов резвее дать новинке путевку в жизнь. Но чтобы совсем обосновать полезность
SH-AWD, разработчики приводят очередной аргумент.
Каждый шофер наверное ощущал, как при резком старте машина приседает на корму. В этот момент у вэдовых автомобилей появляется недостаток вращающего момента на колесах задней оси и излишек – на фронтальной. Чтоб этого не происходило, система оборудована датчиком ускорения, фиксирующим момент, когда нужно перебросить энергию к задней оси. Ну а при размеренной езде момент «уходит» на фронтальные колеса, содействуя более размеренному поведению автомобиля.
Похоже, мы становимся очевидцами выведения новейшей породы вэдовых автомобилей – иноходцев. Думается, соперники не будут посиживать без дела и в скором времени представят свои версии активного полного привода. Покупателям остается только потирать руки в ожидании новых, все более совершенных автомобилей, делающих вождение приятней и, что самое главное, безопасней