Как выжить под полным контролем! Путешествие по Великобритании
altЗнакомство с въедчивыми английскими полицейскими началось еще при получении визы. Чтобы попасть в Великобританию, нужно заполнить анкету. Фактически на 100 вопросов, 30 из которых переспрашивают: "Нет, ну, вы точно не террорист?", я ответил без заморочек. Но к трем фото и паспорту нужно еще сдать в консульский отдел посольства отпечатки пальцев и уже на месте опять сфотографироваться. Пальцы пришлось класть на особенный сканер, а малая камера занесла данные о цвете глаз, анатомических подробностях носа и других качествах в компьютер. Честно Говоря, отпечатки пальцев у меня никогда ранее не снимали, так что на данный момент англичане знают обо мне даже больше, чем в родной милиции.

Право руля
Если вы когда-нибудь были в Великобритании, то о вашем пребывании просто можно смонтировать полнометражный документальный кинофильм благодаря камерам слежения, которые висят тут фактически на каждом столбе. Вобщем, я не желаю вмешиваться в их политику защиты людей - я приехал посмотреть, как у их устроена слежка за автовладельцами и что она дает на практике. Дело оказалось сложное. Все прошлые поездки сюда обходились без автомобиля. Я передвигался лишь на автобусах, метро или такси. В последнем случае, поезде, правда, билет здесь стоит столько же, сколько малая авиакомпания где-нибудь в Африке. И дело тут не только в камерах или цены проката автомобиля, сколько в чертовом правостороннем движении. Если вы не представляете, что все-таки все же это такое, попробуйте побриться левой рукой или попросите лучшую подругу вас накрасить. Придется забыть все, что вы знали о вождении автомобиля ранее, и учиться заново.

Для теста я выбрал обычный английский автомобиль Mini cooper D... с ручной коробкой. Сейчас этот автомобиль не вызывает у меня с трепета, как тогда. Но впервые, тронувшись с места, я сообразил, что снова попал в свой 1-ый день на автомобиле. Передачи врубались с трудом, в полосе я еле умещался, а о быстром прохождении перекрестков и говорить было нечего. Ужас и шок - вот что я испытывал, только сев за руль. Но, малость пообвыкнув, решил: самое сложное - это габариты машины, большая часть которых приходилась на данный момент на левую сторону автомобиля. На шоссе или в городе благодаря разметке это было еще ничего, а вот на парковке я проводил в 10-ки раз больше времени, привыкая к новым особенностям праворульной машины в стране с левосторонним двинием. Зеркала тоже доставили много неудобств, при всем этом к левому я приемлимо привык быстро, а вот к водительскому правому пришлось привыкать несколько дней - сила привычки заставляла меня отыскивать его намного дальше, чем оно было на самом деле. Самое ужасное, что в машине не оказалось навигационной системы, но эту делему я решил, просто одолжив у собственных друзей переносную. Самое необыкновенное - на ней были отмечены все места с установленными камерами слежения, так что моя поездка могла оказаться не такой уж и опасной. По после мере, я так тогда думал.

1984-2008
Если Скотленд-Ярд спросят о моем маршруте, картина будет примерно следующая: сначала мой Mini отправился на юг Англии в Солсбери, позже через Чеддерское ущелье в Бристоль, оттуда через Уэльс и Сноудонию к Ливерпулю и Манчестеру, а на обратном пути я заскочил в Бирмингем и самый "автомобилененавистнический" город Великобритании - Оксфорд.

Чтобы полностью раскрыть все таланты Mini Cooper D, пришлось заехать в Уэльс на безлюдные шоссе, где нет ни полицейских, ни камер Естественно, камеры установлены не на каждом шоссе, но на самых оживленных M4, например, есть места, где просматривается каждый участок. И стоит там превысить скорость, как автомат отправит тебе "письмо счастья" по почте вместе с фото нарушения. Система ANPR (Automatic Number Plate Recognition), или автоматическое определение номерных знаков, появилась еще в 1979 году, а уже в 1981-м был задержан 1-ый нарушитель, угнавший автомобиль. Старик Оруэлл ошибся в названии собственного романа всего на пару лет.

На Сей День в Великобритании насчитывается примерно 2,4 миллиона камер слежения. Но, не считая автоматической раздачи штрафов, камеры могут довольно много рассказать полицейским. Все Они подключены к единой информационной системе, которая глядит за перемещениями каждого автомобиля, попадающего в поле зрения. К , если милиции стало понятно об одном подозрительном автомобиле, то сообщников быстро вычислят, проанализировав показания камер: кто в потоке движется за первой машиной, будет ясно слету. Потому Что информация о перемещениях каждой машины хранится на серверах милиции в течение 2-ух , им не составит труда выяснить, кто проезжал рядом с местом злодеяния в определенное время. Что уж говорить о тех, кто не прошел впору техосмотр или забыл оплатить страховку. Камеры подключили ко общей базе данных в 2001 году, а уже в 2003 году арестов правонарушителей возросло примерно в 10 раз в расчете на 1-го сотрудника милиции!
Но это все теория, же практика?
Естественно, я малость схитрил, получив в свое распоряжение электронного помощника, знавшего о расположении камер-засад, но за чистоту моего опыта поборолись те камеры, о которых GPS не знал. Либо надо было обновить базу, либо англичане специально меняют размещение. Так или по другому, узнать о том, что снимает камера в Англии, можно. Сначала на дороге появится знак, изображающий камеру. Позже слева или справа от дороги можно узреть видный желтый столб. Если скорость выше, чем нужно, на самое время затормозить. По другому еще через 10 метров автомобиль попадет на специальную разметку в виде линейки, на которой автомобиль-нарушитель и будет запечатлен.

Камера делает два снимка с определенным промежутком: как автомобиль въезжал на разметку и как он продвинулся через полсекунды. Так что скорость по отсечкам на дороге отыскать будет просто. Еще ужаснее обстоит дело со вторым типом камер. Они тоже отмечены оранжевым цветом, но фотографируют машины уже без всякой дорожной разметки. Они определяют не моментальную скорость, а среднюю и ставят их парами - на заезде и на выезде с шоссе. Понятно, что, проехав копотливо под обычной камерой, дальше как бы "можно ехать на все средства", не опасаясь ть пойманным, но камеру, меряющую среднюю скорость, провести сложнее. Если она усвоит, что из точки "А" в "Б" вы поехали быстрее разрешенного лимита, штраф будет выше.

Шанс попасть в объектив камеры есть фактически в любом английском городе. Даже там, где не глядят за скоростью, найдутся камеры, которые глядят за тем, чтобы не поворачивали в неположенном месте, останавливались на красный свет и пропускали пешеходов. Штрафы тут немаленькие: несоблюдение знака - 120 фунтов, заезд на полосу, предназначенную для автобусов, - также 120 фунтов.
Если вы - английский гражданин, то, не считая огромного штрафа, который придет владельцу машины, с вас снимут как минимум два штрафных балла. Стоит за три года набрать 12 х баллов, и для вас придется заново сдавать на права. Поверьте, в Англии это сделать очень тяжело. Если же вы - российский гражданин и едете на прокатном автомобиле, то штраф спишут с вашей кредитки. Баллов в наших правах нет, но откровенное хамство и пренебрежение правилами могут окончиться и экстрадицией.

Я нарушил
Думаете, все в Англии ездят по стойке "смирно!" и чтут скоростной режим, как "Отче наш"? Не все - процентов 70 из потока. Хотя и это много. Другие либо любят полихачить, либо опаздывают, не довольно ли, в конце концов, это люди, а не машины. На оживленном шоссе M4 есть место, где стоят и камеры, измеряющие среднюю скорость, и камеры, контролирующие моментальную: каждый столб - камера, каждый столб - камера. Здесь я впервой увидел плотный поток машин, который двигался синхронно в 5 рядов... Никто не обгонял, не добавлял скорость: все ехали с решенной - 90 миль в час (117 км/ч). У меня было такое чувство, что машины-то стоят, а M4 движется нам навстречу. Даже если захочешь, не нарушишь - не пустят соседи по сгустку.

Нарушил я в общем-то совершенно случаем. Под Солсбери есть прекрасные деревеньки, где улочки так узкие и второстепенные, что разметки на их не было никогда. Как раз выезжая с такой улочки на дорогу, я ошибся полосой. По привычке повернул на правую часть дороги вместо левой. Внедорожник на встречке моргнул мне фонарями, и я тут же в шоке от своей безалаберности исправился. Тихо-умиротворенно. Вроде обошлось. Точнее, мне подфартило. В деревнях на каждом заборе висит надпись "neighbors watch" - она означает, что, если ты набедокуришь, на тебя настучит кто-или из местного населения. А чтобы это не стало для тебя неожиданностью, висит табличка. Так что все гуманно.

Не подфартило мне в Бристоле. Меня схватили с поличным. Англия так наимельчайшее правительство, что просто так кинуть машину тут негде. Фактически 2-мя сплошными желтыми полосами, запрещающими парковку, по контуру обведены стопроцентно все дороги Великобритании. Встать можно на платной парковке или там, где разметка это позволяет (там висит особенная табличка, разрешающая ставить машину безвозмездно только ночью). Оплатив час парковки (около 50 рублей), я малость задержался, осматривая достопримечательности Бристоля, и опоздал к машине ровно на 15 минут. Если , я не думал, что за такой срок что-то может произойти. Зато думал парковочный инспектор.

По столичной привычке я спросил, какие на данный момент возможны варианты, но тот правильно объяснил мне: раз он уже тут и талон со штрафом наклеен на лобовое стекло (а он уже был наклеен), мне остается только оплатить штраф. Сев в машину, я увидел камеру, зафиксировавшую мое нарушение. Быстро сработали - за 15 минут напечатали на бланке штраф, указали VIN автомобиля, дату производства, цвет, данные носителя. Все это лежит в аккуратном пластиковом пакете (на случай переменной английской погоды) и только ждет, пока я все это оплачу. Средства можно перевести банковским переводом, можно занести лично в особенное отделение в Бристоле, также расплатиться кредиткой через интернет или по телефону. Но откладывать в длиннющий ящик не стоит: если не оплатить 25 фунтов (это около 1500 рублей) слету, через две недели они превратился уже в 50 фунтов (или 3000 рублей). Потому Что "большой брат" смотрел за мной, я решил не искушать судьбу и в тот же день оплатил свое прегрешение на интернет-веб-сайте. Отлично, что к штрафу дают подробную аннотацию о том, его оплачивать.

Через День я вырвался из-под внимательного глаза камер в Уэльс. Тут есть прекрасное место, куда не доберешься ни на каком виде транспорта, - Сноудония. Здесь узкие дорожки и из самых красивых ландшафтов. И самое главное - тут фактически нет людей, а значит, и камер с полицейскими. В раз за всю поездку мне удалось нажать на газ в пол и в конце концов насладиться мощностью дизельного Mini. Жесткая спортивная подвеска пришлась тут как раз кстати. Я так увлекся, что не увидел, как Mini оторвался от земли на одном из склонов. Авто появляются в этой точке Великобритании примерно раз в час, но водить все же приходится осторожно. Дело в том, что ширина дороги не выходит за границы зеркал Mini, и, чтобы разъехаться со встречным автомобилем, нужно отыскивать особенный карман. Так что как ни крути разрешенную скорость я так и не превысил, и останавливала меня не злосчастная камера, а чувство самосохранения.

Мой путь через Манчестер и Ливерпуль прошел фактически без приключений, но на обратной дороге в Лондон я умудрился завернуть в Оксфорд, забыв, что его центр закрыт проезда личного транспорта в угоду автобусам. Самое тяжелое испытание камерами ждало меня в Лондоне. То, что парковка на 4 часа потянет примерно на 16 фунтов (или 800 рублей) - это еще отлично: заплатил у паркомата и забыл. Но за заезд в центр Лондона взимается дополнительная плата - congestion charge - за заезд на перегруженную местность. У каждого заезда в центр города стоит камера, которая считывает номера машин, и стоит не оплатить 8 фунтов (или около 400 рублей), как дома будет ждать письмо с фото машины и еще одним штрафом. Хм, зато по центру Лондона можно проехать, а не стоять часами в пробках.

Из своей поездки под наблюдением я вынес только одно. Я готов терпеть внимание страны, если оно служит благим целям. Если люди на опасном, оживленном шоссе ведут себя как люди, пусть и под прицелом камеры. Если от такого внимания взаправду снижается смертность на дорогах, а количество аварий миниатюризируется. Если мне захочется свободы... Ну, что ж, можно отправиться в Уэльс или в другое богом забытое место и ездить там на свой кошмар и риск, а вот большие города любителям превысить скорость придется кинуть - "большой брат" глядит за ними.
Никита Киселев, www.izvestia.ru
// // // //
ремонт автомобиля