Развод ГИБДД – практика: непонятный знак
alt В редакцию Finamauto пришло интересное письмо читателя, в каком он ведает о том, как сотрудники ГИБДД пробовали выдать один знак за другой.

Фактов подобного развода со стороны оборотней в погонах у нас накопилось много. А это значит, что пришло время поговорить и о ГОСТах, касающихся дорожных знаков, чтобы вы, дорогие читатели, могли дать отпор недобросовестным работникам ГИБДД на месте, не дожидаясь суда, который всякую дорожную ситуацию трактует не в пользу водителя, а в пользу его обвинителей. Даже если шофер стопроцентно прав (читайте прошлые статьи цикла «Развод ГИБДД»). Но сначала письмо:

"Здравствуйте! Живу в городе Наро-Фоминск, недалеко от Москвы. Вчера столкнулся с нечестными ГИБДДшниками. Ситуация была следующая:

Есть у нас в городе памятник, находится он в глубине леса. Заезд к нему был всегда свободный и нередко к нему ездят машины, новобрачные и не только. Туда ведет асфальтированная дорога. Съезд на данную дорогу находится на повороте основной дороги, главной. Так Вот, выезжаю я с этого места, в 30 метрах от выезда вижу еле крадущуюся машину ДПС. Время 23:00, я еду один, ну грех не тормознуть! Приближаюсь к ним, как обычно светомузыка, выбегает инспектор, тормозит. Я останавливаюсь. Подходит сотрудник ДПС, представляется и просит документы. Посмотрев документы, выдает фразу: «Вы осознаете, что движение автомобилей запрещено по этой дороге, ведущей к памятнику?». Повторюсь, там широкая асфальтированная дорога, часто зимой проводят в лесу лыжные соревнования, машины ездят там круглые день. Я объясняю, что, сколько живу в городе, никогда такого не слышал. На что он отвечает - вон на столбе висит знак - движение запрещено! Я чуть не испугался - шение прав, взятка большая. Выхожу из машины, и правда висит знак в 50 метрах от съезда на второстепенную дорогу с главной. Знак прикреплен к фонарному столбу и очень очень отсвечивает от фонаря. Вроде знак взаправду висит… но! Подхожу к знаку посмотреть, что на м нарисовано, и что я вижу! В центре знака видны очертания цифр - ограничение скорости 20 км/ч. Сами числа стерты, но четвертинку нолика и небольшой силуэт двоечки различимы.

Узреть это издалека просто не может быть. Я подзываю инспектора, говорю, что это какой то развод с его стороны, тут разумеется видны числа. На что он заявляет: «хулиганы подписали!» Я ему и говорю, что так не может быть подписать - уж очень затерто! Следующая его фраза - «дорожники повесили «бэушный знак», ранее использовавшийся для ограничения скорости».

Тут я совершенно понимаю - это просто развод и ничто другое! Я часто читаю ваши статьи о недобросовестных инспекторах и знаю (у вас же и вычитал), что у дорожных служб есть план по размещению знаков на дороге. Думаю, там-то правда и прояснится! Объясняю сотруднику, что знаки правильно делятся по действию и этот знак разумеется движение не запрещает, а ограничивает скорость. В общем, на данный момент я перешел в пришествие! В Итоге сотрудник дает мне документы и говорит, что в следующий раз оштрафует. Я ему в ответ: «На каком основании?» Кажется, он сообразил, что не осуществится его страшный план, и пошел на попятную.

До конца не понятно, что обозначает данный знак и кто был прав, но сотрудники ДПС разумеется этим пользуются!"

Это не единичный случай. Нечитаемостью, равно как и расположением дорожных знаков не по ГОСТУ, работники ГИБДД пользуются очень часто. Знак может быть потертым, как в описанном случае, закрываться ветками деревьев или быть залепленным снегом, висеть очень высоко или низко и даже быть повернутым не в ту сторону.

Тут на помощь водителю придет зание ГОСТов. Что касается норм производства и эксплуатации дорожных знаков, то уяснить нужно не так и много. Этого будет достаточно, чтобы отвязаться от попрошаек на месте и не доводить дело до суда. Кстати, очень принципно - фотографируйте непонятный знак тут же, в момент спора, а не на следующий день или даже через час. Суду и своевременный-то снимок не всегда годится, а сделанный позднее и совершенно не нужен.

В статье мы приведем самые нужные нам пункты ГОСТов, касающиеся дорожных знаков. По ссылкам вы можете скачать полные тексты перечисленных ГОСТов, и при необходимости изучить их все.

Итак, при изготовлении знаков производители следуют ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования». Это на случай, если дорожные службы изменили планку ограничения скорости, исправив цифру или нарисовав ее заново обыденный кисточкой:

3.15 Отличия линейных размеров каймы, символов, букв и цифр изображений знаков всех типоразмеров не должны превосходить ± 1 мм. Отличия линейных размеров поля знаков всех типоразмеров не должны превосходить ± 1 мм, а знаков личного проектирования - ± 5 мм.

5.3.1 Изображения знаков следует делать световозвращающими материалами или красками, обеспечивающими значения координат цветности, приведенные в 5.6.1. (См. в файле, доступном для скачки - прим. редакции.)

5.3.2 Материалы для производства знаков со световозвращающей поверхностью должны обеспечивать читаемость знаков в светлое и темное .

Другими словами на знаках нельзя что-то дорисовывать или затирать, так как они слету теряют свою силу и годятся разве в качестве лопат. Равно нельзя имитировать знаки, используя другие, не обозначенные в ГОСТе материалы. Непосредственно так сказано в ГОСТ Р 52289-2004 «Правила внедрения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»:

5.1.2 Знаки, устанавливаемые на дороге, должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52290 и в процессе эксплуатации отвечать требованиям ГОСТ Р 50597.

Последний упомянутый ГОСТ мы рекомендуем скачать и распечатать всем автомобилистам, так как непосредственно он является главным нашим орудием против развода, типа «А там вон старенький знак за березкой стоял». В этом ГОСТе Р 50597 говорится и о разметке, видно из его наименования: ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Но пока нас интересуют только знаки. И что в нем на эту тему сказано:

4.1 Дорожные знаки

4.1.1 Авто дороги, также улицы и дороги городов и других населенных пт должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 (этот ГОСТ можно видеть в хоть какой брошюре с ПДД - это сами изображения знаков - прим. редакции) и размешенными по ГОСТ 23457 в согласовании с утвержденной в установленном порядке дислокацией.

4.1.2 Поверхность знаков должна быть незапятанной, без повреждений, затрудняющих их восприятие.

4.1.3 Для дорожных знаков со световозвращающей поверхностью в их эксплуатации допускается снижение удельного коэффициента силы света (кдхлк(-1)хм(-2) до более: 35 - для белого цвета, 20 - желтого, 6 - красного, 4 - зеленого, 2 - голубого.

4.1.4 Средняя яркость частей изображения дорожных знаков с внутренним освещением (кдхм(-2) не должна быть меньше: 90 - для белого и желтого цветов, 20 - зеленого, 10 - красного, 5 - голубого. Яркость частей темного цвета не должна превосходить 4 кдхм(-2).

4.1.5 Замену или восстановление поврежденных дорожных знаков (не считая знаков приоритета 2.1 - 2.7) следует создавать в течение 3 суток после обнаружения, а знаков приоритета - в течение суток.

4.1.6 Временно установленные знаки должны быть сняты в течение суток после устранения событий, вызвавших необходимость их установки (тоже частый повод для развода - прим. редакции).

Язык документа прост и понятен. Комментариев не просит. Цитирование пт 4.1.2 снимает любые претензии. Например, для варианта, описанного в письме выше: наличие числа «20» мешает восприятию, если это знак 3.2 «Движение запрещено», или - затертость числа «20» мешает восприятию, если это знак 3.24 «Ограничение большей скорости». В любом случае, данный знак не имеет никакой силы.

В случае развода, подобного описанному, доставайте фотоаппарат и ищите подходящий пункт подходящего ГОСТа. Рваться в суд не советую (предпосылки - поначалу статьи), но показать хитрому работнику ГИБДД, что обман не пройдет, нужно. Дайте милиционеру место для отступления - он им обязательно воспользуется. Параллельно выясните, как давно висит испорченный знак и в курсе ли его непригодности дорожные службы. Если не в курсе, то почему. Если дело все таки дойдет до суда, то данная информация мот помочь. Только запрашивать ее, чтобы она имела силу при разбирательстве, должен ваш юрист. Счастливого пути!

Это не единичный случай. Нечитаемостью, равно как и расположением дорожных знаков не по ГОСТУ, работники ГИБДД пользуются очень часто. Знак может быть потертым, как в описанном случае, закрываться ветками деревьев или быть залепленным снегом, висеть очень высоко или низко и даже быть повернутым не в ту сторону.

Тут на помощь водителю придет зание ГОСТов. Что касается норм производства и эксплуатации дорожных знаков, то уяснить нужно не так и много. Этого будет достаточно, чтобы отвязаться от попрошаек на месте и не доводить дело до суда. Кстати, очень принципно - фотографируйте непонятный знак тут же, в момент спора, а не на следующий день или даже через час. Суду и своевременный-то снимок не всегда годится, а сделанный позднее и совершенно не нужен.

В статье мы приведем только самые нужные нам пункты ГОСТов, касающиеся дорожных знаков. По ссылкам вы можете скачать полные тексты перечисленных ГОСТов, и по изучить их все.

Итак, при изготовлении знаков производители следуют ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования». Это на случай, если дорожные службы изменили планку ограничения скорости, исправив цифру или нарисовав ее заново обыденный кисточкой:

3.15 Отличия линейных размеров каймы, символов, букв и цифр изображений знаков всех типоразмеров не должны превосходить ± 1 мм. Отличия линейных размеров поля знаков всех типоразмеров не должны превосходить ± 1 мм, а знаков личного проектирования - ± 5 мм.

5.3.1 Изображения знаков следует делать световозвращающими материалами или красками, обеспечивающими значения координат цветности, приведенные в 5.6.1. (См. в файле, доступном для скачки - прим. редакции.)

5.3.2 Материалы для производства знаков со световозвращающей поверхностью должны обеспечивать читаемость знаков в светлое и темное время.

Другими словами на знаках нельзя что-то дорисовывать или затирать, так как они слету теряют свою силу и годятся разве в качестве лопат. Равно нельзя имитировать знаки, используя другие, не обозначенные в ГОСТе материалы. Непосредственно так сказано в ГОСТ Р 52289-2004 «Правила внедрения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»:

5.1.2 Знаки, устанавливаемые на дороге, должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52290 и в процессе отвечать требованиям ГОСТ Р 50597.

Последний упомянутый ГОСТ мы рекомендуем скачать и распечатать всем автомобилистам, так как непосредственно он является главным нашим орудием против развода, типа «А там вон старенький знак за березкой стоял». В этом ГОСТе Р 50597 говорится и о разметке, видно из его наименования: ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Но пока нас интересуют только знаки. И вот что в нем на данную сказано:

4.1 Дорожные знаки

4.1.1 Авто дороги, также улицы и дороги городов и других населенных пт должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 (этот ГОСТ можно видеть в хоть какой брошюре с ПДД - это сами изображения знаков - прим. редакции) и размешенными по ГОСТ 23457 в согласовании с утвержденной в установленном порядке дислокацией.

4.1.2 Поверхность знаков должна быть незапятанной, без повреждений, затрудняющих их восприятие.

4.1.3 Для дорожных знаков со световозвращающей поверхностью в процессе их эксплуатации допускается снижение удельного коэффициента силы света (кдхлк(-1)хм(-2) до более: 35 - для белого цвета, 20 - желтого, 6 - красного, 4 - зеленого, 2 - голубого.

4.1.4 Средняя яркость частей изображения дорожных знаков с внутренним освещением (кдхм(-2) не должна быть меньше: 90 - для белого и желтого цветов, 20 - зеленого, 10 - красного, 5 - голубого. Яркость частей темного цвета не должна превосходить 4 кдхм(-2).

4.1.5 Замену или восстановление поврежденных дорожных знаков (не считая знаков приоритета 2.1 - 2.7) следует создавать в течение 3 суток после обнаружения, а знаков приоритета - в течение суток.

4.1.6 Временно установленные знаки должны быть сняты в течение суток после устранения событий, вызвавших необходимость их установки (тоже частый повод для развода - прим. редакции).

Язык документа прост и понятен. Комментариев не просит. Цитирование пт 4.1.2 снимает любые претензии. К , для варианта, описанного в письме выше: наличие числа «20» мешает восприятию, если это знак 3.2 «Движение запрещено», или - затертость числа «20» мешает восприятию, если это знак 3.24 «Ограничение большей скорости». В любом случае, данный знак не имеет никакой силы.

В случае развода, подобного описанному, доставайте фотоаппарат и ищите подходящий пункт подходящего ГОСТа. Рваться в суд не советую (предпосылки - поначалу статьи), но показать хитрому работнику ГИБДД, что обман не пройдет, нужно. Дайте милиционеру место для отступления - он им обязательно воспользуется. Параллельно выясните, как давно висит испорченный знак и в курсе ли его непригодности дорожные службы. Если не в курсе, то почему. Если дело все таки дойдет до суда, то данная информация мот помочь. Только запрашивать ее, чтобы она имела силу при разбирательстве, должен ваш юрист. Счастливого пути! Госты (ГОСТ Р 50597, ГОСТ Р 52289, ГОСТ Р 52290): gost_p_50597_93.doc [99 Kb] (cкачиваний: 173)
gost_p_52289_2004.pdf [3,13 Mb] (cкачиваний: 150)
gost_p_52290_2004_1.pdf [5,38 Mb] (cкачиваний: 135) Александр Хлынов, finamauto.ru
ремонт автомобиля