Долголетие мотора
Долголетие мотора Не так и давно многократный ремонт мотора с заменой многих его узлов и агрегатов в протяжении срока эксплуатации автомобиля был нормой жизни. Эти времена безвозвратно проходят. На Данный Момент потребитель предпочитает авто, требующие малого объема техобслуживания и тем более ремонта за весь срок его службы. Но практика показывает, что далеко не у всех автомобилей движок способен работать так надежно и продолжительно, чтобы «умереть» сходу с кузовом, коробкой, ходовой частью. Напротив, непосредственно движок начинает страдать старческой немощью намного ранее многих других узлов автомобиля. И на другими словами свои грозные предпосылки, в каких мы решили разобраться. Взаправду, для некоторых автомобилей, сначалаь русских, долговечность мотора - достаточно грозная неувязка. При Всем Этом тесно связанная с надежностью. Потому Что ускоренный износ, недочеты и поломки, в конечном итоге которых требуется выполнить тот или другой вид ремонта, - все это показатель и низкой надежности. К огорчению, пока подобные трудности решаются резвее потребителем, нежели русскими производителями автомобилей. Хотя конкурентность с забугорной техникой на внутреннем рынке умеренно делает свое дело, заставляя и наши фабрики уходить от старых архаичных конструкций, технологий и подтягиваться к новым, обеспечивающим более надежную и долговременную работу мотора. Но будем справедливы, даже сопоставимо надежные забугорные моторы не всегда оказываются на высоте: понятно много случаев раннего выхода из строя движков самых именитых марок. В то же время известны случаи, когда наши образцы техники показывают завидные чудеса долговечности. Причина? Очевидно, в особенностях эксплуатации автомобиля. Но грамотная эксплуатация - не эликсир долголетия, - срок службы мотора находится в зависимости отт его «наследственности» в не меньшей степени. Одним словом, на продление срока жизни мора «работает» весь комплекс, в том числе его конструкция, разработка производства и использованные материалы. При определенных аспектах особенности конструкции мотора могут стать решающим фактором, влияющим на его ресурс. Напримеру, незначительные нарушения в работе систем смазки, остывания, питания или зажигания для одних движков практически безболезненны, а для других - критичны или просто опасны. И все же следует особо отметить, что эксплуатация оказывает наибольшее воздействие на надежность и долговечность мотора, в важной мере изменяя заявленный производителем ресурс. Что такое отлично и что такое плохо Сконструировать главные правила, выполнение которых обеспечивает больший ресурс мотора, несложно. Тем что они приводятся во всех инструкциях по эксплуатации: необходимо использовать высококачественное горючее, смазочные материалы и рабочие воды, следя за их чистотой и хороший фильтрацией, следует избегать нештатных режимов работы мотора, впору и квалифицированно делать техобслуживание. И все. Проще некуда. Но только в идеальном арианте. В реальной жизни все намного сложнее - всегда найдется масса событий, во много раз снижающих срок службы мотора. Горючего, смазочные материалы и рабочие воды, точнее, их качество и соответствие движку, - достаточно избитая тема. Все Таки, важная толика изъянов мотора «зарыта» непосредственно здесь. Низкооктановый бензин, понятно, - основная причина детонации и, как следствие, поломки поршней, поршневых колец и да прогаров стенок камеры сгорания. Даже если поломки не вышло, ударные нагрузки все равно свое дело делают - к примеру, разбивают канавки под кольца на поршнях. После Чего ресурс цилиндропоршневой группы заметно снижается. В той же реальной жизни горючее может иметь завышенное содержание различных хим соединений и воды, что способствует коррозии и преждевременному износу деталей. Но это - определенные реалии, сопутствующие работе АЗС, на которые не повлиять. А вот сознательно из грошовой экономии брать горючее в непонятных местах или использовать для облегчения пуска легковоспламеняющиеся воды - все равно что сыпать песок в движок. С маслом связано еще больше заморочек. Трудности начинаются, обычно, от мелочности, желания сберечь и залить то масло, что подешевле. А там уж как повезет - может, обойдется, а может, и нет. Прямо - русская рулетка. Движки старых конструкций похожее, скорее всего, переживут, хотя и не без вреда для своей долговечности. Зато новые, в особенности с наддувом - вряд ли. Еще одна очевидная ошибка - масло не по сезону. К , не поменя впору летнее масло, и при запуске в холодную погоду оно поступит к подшипникам мотора только через несколько 10-ов секунд. Что при всем будет с подшипниками турбокомпрессора, можно только догадываться. А в жару малая вязкость масла - это недостающая толщина и низкая крепкость масляной пленки, ускоренный износ и задиры многих деталей мотора. На Данный Момент об охлаждающей воды. На лотках, среди банок многочисленных производителей, объединенных общим заглавием ТОСОЛ, встречается много загадочной подкрашенной «жижи», способной за несколько месяцев «прогрызть» насквозь головку блока цилиндров, корпус водяного насоса или трубки радиатора. Перегрев же мотора (явление никак не неопасное) способен в кратчайший срок «убить» хоть какой мотор. Вообще хоть какое нарушение работы системы смазки или остывания мотора имеет свой эквивалент - снижение ресурса мотора на несколько сотен, а то и тысяч км. Отменная фильтрация потребляемого движком: горючего, масла, воздуха - еще одно принципное слагаемое высокого ресурса. Грязный масляный фильтр, как понятно, масло не очищает - оно проходит мимо фильтроэлемента через перепускной клапан. Воздушный и топливный фильтры при их загрязнении абразив в движок не пропускают, но их гидравлическое сопротивление вырастает, и мощность мотора падает. В один «прекрасный» момент фильтроэлемент может не выдержать и разорваться, при всем этом шофер , скорее всего, не увидит. Эти ситуации приведут к одному и тому же результату - абразивному износу деталей, что для мотора гибельно. В особенности, если учесть, что раздельно взятая жесткая частица, внедрившись в мягкий материал детали, будет продолжать свою «грязную» работу очень продолжительно, несмотря на все последующие «промывки» и «продувки». Режимы эксплуатации мотора тоже могут оказать роковое воздействие на его ресурс. Естественно, производители стараются застраховать свою технику от разных нештатных ситуаций. Но всех особенностей эксплуатации даже они предугадать не способен. Пуск и прогрев мотора при низкой температуре, когда нарушены условия смазки не только подшипников, ну и цлиндропоршневой группы (обогащенная топливовоздушная смесь смывает масло со стенок цилиндров), никак не добавляют ему долговечности. Плохо отразятся на движке и короткие поездки с длительными остановками - подобные режимы ухудшают свойства масла и ведут к отложениям на стенках каналов различных соединений. Плохо «сработает» и долгая зимняя стоянка автомобиля - без особенных защитных мер стенки цилиндров корродируют, после чего износ деталей резко ускоряется. Кстати, обозначенные предпосылки снижения ресурса стопроцентно закономерны. В технике подавляющее число отказов происходит непосредственно при пуске и остановке устройств и устройств (вспомните, к примеру, когда обычно перегорает электрическая лампочка). Вот поу на автомобилях с длительной непрерывной работой мотора (такси, «дальнобойные» грузовики) его ресурс заметно выше. Точно так же «рваные» режимы городской езды («газ-тормоз») снижают ресурс мотора по сравнению с его «плавной» эксплуатацией на автобанах с многополосным движением. В целом же отметим, что движок, как и хоть какой другой агрегат автомобиля, «не любит» бездействия, которое не не добавляет ему ресурса, как ошибочно считают некоторые, а, напротив, понижает его долговечность, ведет к возникновению различных недостатков и изъянов. Особо следует сказать о воздействии стиля езды. Неплохой можно считать работу мотора на средних частотах вращения и нагрузках. Большие нагрузки на низких оборотах могут вызвать завышенный износ деталей из-за недостатка смазки (у некоторых движков на х режимах недостаточна производительность масляного насоса), а эксплуатация на огромных частотах вращения - это высокие нагрузки на детали, вызывающие завышенное трение и износ. При Всем Этом последний фактор способен снизить долговечность очень значительно: у мотора обыденного автомобиля ресурс измеряется тысячами часов, а у гоночного мотора, работающего на наибольших частотах вращения и нагрузках, - несколькими часами. Несвоевременное и неквалифицированное сервис и ремонт мотора - очередной вклад в снижение его долговечности. Вот только несколько примеров. Допустим, система управления переобогащает топливовоздушную смесь. Очевидно, горючее не только лишьо будет смывать масло со стенок цилиндров, ну и разжжать масло в поддоне картера, ухудшая его смазочные свойства. Такое же разжижение масла, не топливом, а охлаждающей жидкостью, может быть при негерметичности системы остывания. В последнем случае говорить о ресурсе просто весело - движок на смеси масла с антифризом чуток ли проедет тысячу км - очень быстрым будет износ подшипников. К еще более тяжелым, для некоторых движков, последствиям - катастрофическому износу деталей ЦПГ за считанные километры - может привести выход из строя нейтрализатора отработавших газов. Вообще, своевременное устранение изъянов - одно из важных мероприятий в борьбе за поддержание высокого ресурса мотора. Временами на улице приходится слышать автомобиль с разумеется грохочущим движком. А стук - это ударные нагрузки, ускоренный износ дефектных деталей, быстрое засорение масляного фильтра продуктами износа и, в конце концов, абразивный износ всех других деталей мора. Такая вот логическая цепочка. В этой связи своевременное техобслуживание мотора с проведением всех подходящих проверок и регулировок, заменой масла, охлаждающей воды и фильтров становится более принципным и действующим способом профилактики изъянов и продления срока службы мотора. Хотя не следует забывать о том, что частичная разгерметизация внутренних полостей мотора (к примеру, снятие крышки ГРМ для регулировки зазоров в приводе клапанов) при выполнении техобслуживания - один из путей попадания пыли к трущимся парам. И, в конце концов, практика показала, что сокращение сроков замены масла и фильтра по сравнению с рекомендованным производителями, в особенности, в тяжелых дорожных аспектах, вместе с внедрением высококачественных видов масел и масляных фильтров может повысить ресурс некоторых движков (а конкретно, русских) на 30-50% и даже более. Поможет ли нам конструктор? Опыт эксплуатации и ремонта движков автомобилей разных марок говорит о том, что есть целый ряд обстоятельств, имеющих объективный характер, на которые шофер или механик воздействовать с целью роста ресурса мотора не могут. Все Таки, снизить их негативное воздействие стопроцентно мот быть, если при эксплуатации, техобслуживании и ремонте мотора они принимаются во внимание. О чем идет речь? Поначалу о конструктивных решениях, которые определяют надежность и долговечность мотора. В качестве 1-го из примеров рассмотрим воздействие мощностных черт на ресурс мотора. Очевидно, чем меньше оборотов коленвала и ходов поршней в цилиндрах совершено за единицу или пробега, тем при других равных аспектах будет ресурс. Другими словами, чем меньше частота вращения, тем лучше. А это значит, что малолитражные движки небольшой мощности - база русского парка легковых автомобилей - проигрывают в ресурсе движкам с большущим объемом цилиндров и высоким крутящим моментом, реализуемым в широком диапазоне частот вращения. К Примеру, ВАЗовские моторы обычно эксплуатируются в диапазоне средних частот вращения - в среднем около 3000-3500 об/мин. Сравнение с целым рядом движков большого объема показывает, что последние фактически недогружены, подобные тяговые свойства у их наблюдаются при частоте вращения 2000-2500 об/мин. Отсюда их долговечность: ресурс таких движков в 1,5 раза выше. Влияют на ресурс и другие особенности конструкции. Плохо, когда твердость блока цилиндров недостаточна или у маслонасоса мала производительность (низкое давление в системе на низких оборотах). А вот гидротолкатели клапанов и гидронатяжители цепи (ремня) в приводе газораспределительного механизма снижают ударные нагрузки и обеспечивают более высокий ресурс деталей. Некоторые конструкции, как мы уже указывали, очень чувствительны к нарушениям в работе систем смазки и остывания. Так, недостаток смазки и перегрев способны быстро вывести из строя очень износостойкую пару «алюминиевый цилиндр - покрытый железом поршень», применяемую на ряде движков европейских автомобилей. Перегрев движков с «мокрыми» гильзами чаще, чем у моторов с цельнолитым блоком цилиндров, приводит к потере плотности прокладки ГБЦ. Этот список можно продолжать и дальше. Более важны для долговечности разработка производства и используемые материалы. Качество деталей и узлов (читай - ресурс) во многом определяется непосредственно этими факторами. Со недопустимы отличия геометрических размеров деталей и их механических характеристик от данных разработчиками. Итак, подведем некоторые итоги. Долговечность мотора складывается из множества «кирпичиков», раз в час и раз в день. В просе роста ресурса нет мелочей, пренебрежение хоть какой из их способно зачеркнуть ту прибавку к ресурсу, которая накоплена за многие месяцы и годы, тысячи км пробега. Об , как нам кажется, должны держать в голове те, кто рассчитывает на высокий ресурс мотора собственного автомобиля.

Источник:

Внимание! У вас нет прав для просмотра скрытого текста. Зарегистрируйтесь!