Живой щит Силовая передача
В неотложных случаях сотрудники МВД, ФСБ, ФСО, также врачи имеют право востребовать от хоть какого автомобилиста предоставить в их временное распоряжение его личную машину. Какие есть на то легитимные основания, выяснял Сергей Смирнов. ДЕЛИТЬСЯ И ПОМОГАТЬ
С медиками все понятно: пункт 2.3.3 ПДД обязует нас с вами предоставлять свои машины «медицинским и лекарственным работникам для перевозки людей в наиблежайшее лечебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих их жизни». Но, откликнувшись на просьбу, не забудьте взять особый талончик – он у докторов должен быть. Эта бумага – доказательство вашего негромкого подвига, а на работе она оправдает нарушение трудового распорядка.
Услуга докторам, можно представить, обойдется без вреда для машины. Как мы отреагируем на воззвание людей в погонах? Вероятнее всего, не ошибемся, решив, что автомобиль потребовался им для погони, а в ней «железо» не щадят... Все же будем должны предоставить личную машину силовикам! На каком основании? ПДД упоминают некоторые случаи, «предусмотренные законодательством». Поищем сами подсказки в законах.

ДОГНАТЬ И ОБЕЗВРЕДИТЬ
Законы «О милиции», «О Федеральной службе безопасности», «О гос охране» дают право служащим этих органов использовать транПодвесканые средства людей для проезда к месту стихийного бедствия либо происшествия, для преследования преступников и доставки их в милицию. Сотрудник может быть в гражданском – только бы со служебным удостоверением.
В органах действуют и внутриведомственные указания. Правила работы федеральных служб безопасности и охраны нам не прочесть – они засекречены. А вот обязанности и права служащих ГИБДД описаны в открытом для ознакомления административном регламенте (приказ МВД РФ от 02.03.2009 года № 185): сотрудник ДПС должен сказать водителю, с какой целью будет употребляться автомобиль, и указать маршрут следования. Инспектор может бросить вас за рулем (если нужно добраться до места происшествия) либо попросить покинуть салон (если предстоит гнаться за бандитом).
Погони либо задержания с внедрением личных авто случаются изредка. Может быть, конкретно из-за отсутствия опыта милиционеры иногда обставляют их изъятие грубо, даже по-хамски? Еще не забыт одичавший случай в Москве, когда для поимки воров перегородили магистраль баррикадой из остановленных машин. Водителям и пассажирам даже не предложили их покинуть! А ведь в регламенте сказано: при задержании преступников использовать в качестве щитаограждения можно только грузовики, при этом неприемлимо, чтоб в их находились Различное!
Может ли гражданин отказать силовикам? Может. Штраф за таковой отказ – 100–200 рублей (ч. 1 ст. 12.25 КоАП РФ). Его придется уплатить, если автоинспектор плюнет на погоню, чтоб составить протокол о вербовании водителя к ответственности. Возможный ход событий – вас «убедят» силой (на то они и силовики) в необходимости поделиться машиной. Но в любом случае вам должны выдать справку о том, кто, когда и в каких целях взял в долг автомобиль.
Картонная КОМПЕНСАЦИЯ
Естественно, всякий рассчитывает на аккуратность водителя в форме. А ну как от машины останутся рожки да ножки? Страховка на подобные случаи не распространяется. В ПДД и законах написано, что компенсировать вред и убытки должны полиция, ФСБ, ФСО либо служба скорой помощи. На практике же обладателя ждет изнурительный сбор бумажек о размере вреда и цены ремонта, ожидание ответа «виновного» ведомства. Достигнуть стопроцентной компенсации в досудебном порядке удается не всегда. Означает, предстоят хождения по судам, издержки на адвокатов, а нервишек попортишь... Да, велика плата за выполнение штатского долга.
Если вас призывают дать автомобиль для некоторых неотложных нужд – отдавайте. Но потребуйте все предусмотренные для таких случаев документы, запишите данные милиционеров (докторов, контрразведчиков и т. п.). К ЧИТАТЕЛЯМ
Вопрос номер один: устраивают ли нас такие порядки? Смотрите, согласно приказу МВД № 185, если автоинспектор предлагает передать ему машину, он должен обрисовать маршрут погони за правонарушителем. Но разве представишь заблаговременно, куда заведет преследование? Далее: почему, случись ситуация «рожки да ножки», закон не лимитирует длительность дизайна силовиками документов об вреде и сроки возмещения?.. Уже исходя из этих суждений, можно утверждать, что законы и регламенты следует Ремонт и эксплуатациязировать, сделать конкретнее – с учетом интересов автолюбителей.
Вопрос 2-ой. Еще не позабыто время, когда в Правилах говорилось: в особенных случаях силовики имеют право завлекать посторонние авто, но только муниципальные. Не возвратить ли прежний порядок в ПДД?
И третье: следует в принципе исключить саму возможность принужденной, а поточнее, насильной передачи личных машин сотрудникам силовых ведомств. Пусть даже это будет прецедентом в международном праве. Мы свое дали сполна: на наши налоги органы правопорядка призваны сделать эффективную систему техобеспечения, не требующую вербования ресурсов людей.
Решение рисковать собственностью должно быть исключительным правом его обладателя.
Опрос с такими вариациями ответов найдите на нашем веб-сайте zr.ru. Выскажите свое мировоззрение, предложите собственный вариант.