Статистика аварийности Уважаемая плеть
Статистику аварийности за 2009 год опубликовала ГИБДД Рф. В целом число ДТП, количество погибших и раненых снизилось. Но наметились противные тенденции. Об итогах года – Игорь Моржаретто.
Сначала официальные числа. С января по декабрь прошедшего года в стране записанно 203 603 аварии – на 6,7% меньше, чем в 2008 году. В них погибло на 12,9% меньше людей, чем в 2008-м, – 26 084 человека. Ранения получили 257 034 человека (–5,1%). Практически на 10% сократилось число «пьяных» аварий. Уменьшилось и количество ДТП, в которых пострадали малыши. Это радостно.

Но вот что как и раньше озабочивает. Во-1-х, все наши характеристики как минимум в два раза превосходят средние по Европе. Вот только одно сопоставление: в России в ДТП раз в год погибают 230 человек на 1 млн. обитателей, в Европе – 120 погибших. Во-2-х, характеристики аварийности в первом полугодии и во втором по каким-то причинам очень различаются. С января по июнь зафиксировано 84,5 тыс. ДТП, в них погибло 10,3 тыс. человек и пострадало еще 106 тыс., и вдруг в июле – декабре количество аварий подросло в 1,4 раза, число погибших – в 1,6 раза, раненых – на 43%! Озверели все, что ли, к концу года?
Нужно увидеть, схожая картина складывается для большинства обнародованных характеристик. Скажем, вроде бы сократилось общее число «пьяных» аварий в стране, но лишь за счет первого полугодия. Во второй половине года цифра вдруг подскочила – сходу на 60%! И количество погибших в таких катастрофах распределяется по полугодиям в соотношении 3:7… Неужто праздновать Новый год начали досрочно и с особым усердием? Возросло число аварий с участием малышей: с января по июнь их было 8,5 тыс., с июля по декабрь – уже 11,5 тыс.
А еще у нас с начала озари пришли в негодность все дороги: число аварий из-за их неудовлетворительного состояния возросло на 34%. И вообще удельный вес таких аварий за год вырос с 17,9 до 18,7% общего числа ДТП . Хотя, как с удовольствием констатируют в главном милицейском ведомстве, число аварий, случившихся из-за отвратительного дорожного покрытия, за год сократилось на 2,5%.
Цифры-то, выходит, коварные: вроде наметилась устойчивая тенденция к снижению аварийности по всем показателя, а значит, произнесут нам, работает Федеральная мотивированная программка «Повышение безопасности дорожного движения». И ждите, что обязательно последует вывод: усиление ответственности для водителей-нарушителей, как административной, так и уголовной, сыграло решающую роль!.. Но стоит те же данные ГИБДД разобрать по косточкам, становится разумеется: не все хорошо в королевстве. Естественно, в какой-то мере ужесточение наказаний подействовало на водительские массы, но почему же позже все характеристики откатились к уровню, пугавшему нас пару лет вспять?

Не надо быть профессионалом, чтоб именовать причину. Одни только строгости ни на что кардинально воздействовать не могут – спасибо, если во всех случаях наказание будет справедливым и неотвратимым. Но это уже зависит от того, работоспособна ли система и какими аспектами реально (а не декларативно) руководствуются ее сотрудники. Сколько говорено-переговорено про то, что назрела необходимость конфигураций в системе надзора за порядком на автодорогах, что ГАИ-ГИБДД не в состоянии отлично работать... «Достало» всех, даже власть. В конце прошедшего года президент Д. Медведев подписал указ о реформе МВД и поручил провести ее… самому МВД. В трехмесячный срок министр должен представить свою программку. Хотелось бы веровать в лучшее, но в голову лезет катастрофа унтер-офицерской вдовы. В том числе и потому, что министерство низвело самую важную муниципальную программку до уровня обычной для него кампанейщины.

Итог ее – вот он, в последней статистике.