ШЕФ, СВОБОДЕН?
ШЕФ, СВОБОДЕН?
БРИГАДА "ЗА РУЛЕМ"
Наверное, многим из нас приходила в голову идея: случись что - займусь извозом. Это просто! Но все ли знают - что же все-таки это такое, такси?
По правде: почему частник везет дешевле, чем "Волга" с шашечками? Как стать таксистом? Какая машина лучше подходит для извоза? Правда ли, что хлеб таксиста - легкий? Кто выдумал шашечки? Ответы вылились в целое исследование, в каком мы использовали в главном данные по Москве, где сосредоточен самый мощнейший "таксистский парк".
РЫНОК Зеленоватых ГЛАЗ
Его делят меж собой компании "извозчиков" на собственных машинах, объединившиеся под началом диспетчера; мастера, работающие в огромных "старорежимных" ТМП (таксомоторных парках); достаточно большие компании, демонстрирующие новые подходы; в конце концов, "бомбилы"-любители. Их больше всего на столичных дорогах - раз в день 20-25 тыщ машин выезжают подработать на широкие проспекты первопрестольной. Но сейчас речь не о их.
Рынок, в известной степени, одичавший: к примеру, в столице всего 3,5 тыщи законных, лицензированных таксомоторов, с которых казна получает налоговые отчисления. При этом 21 из 38 лицензированных компаний - бывшие таксопарки.
ЧАСТНИК С МОТОРОМ
Костяк русского такси сейчас - это те, кто сделал личный извоз собственной профессией. По неким данным, их лишь на столичных дорогах 10-15 тыс. человек; в особенности всераспространена такая схема в регионах. Некие работают в одиночку, другие организуют собственные конторы. Обладатель такового "парка" делает диспетчерскую и набирает автолюбителей со своим транПодвескаом - естественно, самым разношерстным.
Шофер "отстегивает" фирме 200-400 руб. в денек - за услуги диспетчера. Что касается расценок, то обычно исходят из сложившейся таксы: в такой-то район - столько, и баста. Для необычных маршрутов 8-10 руб./км, а за каждую минутку ожидания по 3-5 руб. В маленьких городках такса приметно ниже.
В чем ущербны маленькие конторы? Многие работают без лицензии, на собственный ужас и риск, не платят налоги. Кое-кто даже связан с криминалом - контролирует "хлебные" точки - вокзалы, аэропорты, не пуская соперников. Случись что с пассажиром - и фирма-перевозчик, отвечающая за него, растворится в воздухе, одна реклама в местной газете остается. Все же, этот сектор имеет перспективу, и не случаем: какие-то компании легализуются, закупают машины, сдают их в аренду шоферам - такие мелкие таксопарки.
ПАРТИЯ СДАНА
А где же "правильные шашечки"? Есть же в Москве 38 лицензированных компаний, которые все делают по старинке: и таксометры в машины ставят, и мед освидетельствование водителей проводят, и авто в должном виде содержат.
В их считается, как было сказано, около 3,5 тыщи машин, но удовлетворить столичную потребность они не в состоянии (требуется 12-12,5 тыщи такси). Из бывших ТМП и комбинатов 20 один сейчас - акционерные общества; пакеты акций поделены меж частниками и городом. Их экономическое состояние оставляет вожделеть наилучшего. Громада, рассчитанная на 600-1000 автомобилей с своим малярным и кузовным цехами, не может быть выгодной, если в ней осталось 100-150 машин.
В попытках выправить финансовое положение московские таксопарки пробуют разные схемы. Часто встречающийся вариант - сдавать машины в аренду таксистам, которые в данном случае уподобляются... верно, частникам! Арендовать "Волгу" можно за 600-800 рублей в день. Маленький ремонт таксомоторный парк сделает за собственный счет. А вот на большой (равно как и на бензин) придется раскошелиться водителю. Тариф, который в конечном итоге и становится заработной платой таксиста - 10-12 руб./км, а при ожидании либо движении со скоростью ниже 5 км/ч - 240 руб./ч.
Более-менее благопристойно себя ощущают только 17 из лицензированных столичных компаний. Некие обзавелись дешевыми импортными машинами. Тут тоже сдают машины в аренду - многие лицезрели "ситроены" и "хёндэ" с шашечками по бортам. Эти машины, обычно, работают только по вызовам, тарифы на услуги кусачие: с 8.00 до 21.00 с пассажиров берут 20 руб./км, стоянка - 5-6 руб./мин. Во сколько обходится аренда автомобилей? Коммерческая потаенна.
Чуть НЕ ЗАБЫТОЕ Старенькое
Более перспективной сейчас представляется все таки другая схема. На рынке такси вновь появились компании со своими своими машинами и наемными работниками. Никакой аренды, у водителей размеренный оклад - около 10 тыс. рублей за месяц плюс премии и чаевые. В сумме может набежать тыщ 20, а то и больше, но приходится попотеть. Зато никаких заморочек с бензином, ремонтом, обслуживанием - это боль в голове компании. Тариф - 12-15 руб./км. Подадут такси безвозмездно, а в конце поездки выдадут чек, дубликат которого окажется у диспетчера.
Пожалуй, самое принципиальное в этой схеме даже не четкий таксометр и не чек. Машина, шофер, клиент - все застрахованы на случай аварии! Может, с течением времени такое станет правилом на всем зеленоглазом рынке?
Взор ПОВЕРХ ШАШЕЧЕК
Как считает 1-ый заместитель начальника ГУП "Столичный таксомоторный транПодвеска" Татьяна Григорьева, в том, что у нас такси было фактически отдано на откуп частникам, повинна не только лишь финансовая ситуация. В Законе о лицензировании, который начал действовать в 2001 году, нет даже слова "такси" - его подменяет не очень понятная формулировка "перевозка легковым авто транПодвескаом на коммерческой базе". Меж тем такси - это не просто легковая машина (как минимум, нужен таксометр), а таксист - не просто шофер...
Столичные власти пробуют отыскать выход. Третьего июня 2003 года было принято постановление N 425-ПП "Об главных направлениях развития таксомоторных перевозок в Москве". В нем оговаривается процедура добровольческой аккредитации при Управлении транПодвескаа и связи Правительства городка. С этого момента горожане сумеют отличить "правильных" таксистов от "бомбардировал", а в случае претензий посетовать городским властям.
Также в постановлении изложена схема для инвесторов. Город обладает большими пакетами акций бывших муниципальных таксопарков и готов на конкурсной базе предоставить свою долю в управление, а потом и реализовать по льготной стоимости.
Посодействуют такие меры либо нет? Тяжело сказать. Но если на столичных улицах будет хватать подмигивающих зеленоватым глазом машин в шашечку, у людей появится выбор меж ними и частником на стареньких "Жигулях".
Уже сейчас в Москве можно изловить "Волгу"-такси, оборудованную на западный манер. Такса рядовая, 12 руб./км.
Безналичный расчет вероятен при помощи импринтера - устройства для снятия копии с пластмассовой карты.
Навигационная система позволяет диспетчеру всегда держать машину в "поле зрения"; нажав красноватую кнопку, шофер дает сигнал волнения - диспетчер может прослушать салон.
Электрический таксометр выдает фискальный чек, по которому пассажир может отчитаться в бухгалтерии собственного предприятия.
Радиостанция позволяет оперативно выезжать на заказ.
Зеленоватый огонек - дань традиции. Кстати, погасить его "не по делу" нельзя: в неких таксомоторах установлена система, определяющая загрузку.
ПРИГЛАШАЕМ НА РАБОТУ...
Неувязка кадров - самая острая у всех без исключения столичных (также питерских) таксопарков. Для водителей-профессионалов это занятие неприбыльное и непрестижное, ну и риск велик... В месяц работы (не самой легкой!) в столице таксист может получить "незапятнанными" 300-500 баксов, потому москвичей со стажем сюда не очень заманишь.
В трудовой книге потенциального таксиста должен быть зафиксирован водительский стаж более 3-х лет, а в паПодвескае лучше гражданство Рф либо Белоруссии. В больших парках кандидаты на место за рулем проходят недельную подготовку. Работают таксисты или посменно (день через день, двое через двое), или 5 дней в неделю с 2-мя выходными. Разбогатеть здесь навряд ли получится, вот и выходит - технические трудности таксопарки решают, а кадровые - как досадно бы это не звучало...
Сейчас в столичных таксопарках недостаток кадров, а ранее в такси "работали" наилучшие актеры: Олег Ефремов ("Три тополя на Плющихе"), Аркадий Райкин ("Различное и манекены"), Николай Крючков ("Горожане"). Более эффективную рекламу еще выискать...
ФОТО ИТАР-ТАСС