ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА ДЛЯ ЛИХАЧЕЙ
ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА ДЛЯ ЛИХАЧЕЙ
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
Расправа
ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА ДЛЯ ЛИХАЧЕЙ
Как это делается в Америке.
Александр ДОЛОТОВ
В один красивый денек я нашел в почтовом ящике официальное уведомление: тогда и там-то я ехал со скоростью 52 мили в час заместо допустимых сорока. Дальше предлагались на выбор варианты:
1. Уплатить по почте штраф в 120 баксов (по 10-ке за каждую милю превышения).
2. Придти на воскресные платные курсы безопасности вождения ($ 100).
3. Явиться в трибунал, если с кое-чем не согласен.
4. Указать, кто вел машину, если это был не я.
Здесь я вспомнил, как, торопясь вечерком домой, увидел ослепительную вспышку. Подумалось: кто-то мигнул далеким светом, а это, оказывается, сработал автоматический фоторадар. В неких штатах тебя не вправе фотографировать без твоего согласия. Но в Аризоне, где я живу, можно...
Вариант с трибуналом сходу откинул как никчемный: ведь есть вещдок - фото, и наверное отменного свойства. Домой его не присылают (был нашумевший случай, когда супруга увидела рядом с супругом соперницу и дело дошло до развода), но по запросу можешь получить.
Опытные порекомендовали мне курсы. Если избрать штраф, начислят баллы (points), которые будут висеть на для тебя два года, и все это время за неотклонимую каждомесячную страховку придется платить больше, чем до этого. Не говоря уже о том, что при предстоящем накоплении баллов можно лишиться "прав" - тогда и тут хоть лошадка покупай.
Занятия по поручению дорожной милиции проводит "Школа вождения при государственном совете обороны и безопасности". Восемь часов с перерывом на обед, 50 человек. Через каждый час - перекличка.
Шустрый лектор лет сорока хвастал, что тут у него бывают для "промывки мозгов" и полицейские, и городские чины, и даже члены правительства штата. В нашей группе, похоже, их не было. Выделялись старец, с трудом переставлявший ноги, и 17-летний юнец. Старцу лектор выказывал всяческое почтение, потому что последний раз он попался сначала 80-х. А над юнцом то и дело подтрунивал: рано, дескать, начал нарушать! Дам всех возрастов и комплекций было не меньше, чем парней.
Занятия проходили как в детском саду: воспитатель... извините, лектор задавал несуразные вопросы и сам же на их отвечал. К примеру:
- Прав ли шофер, который перестроился, не подав сигнал поворота? Нет, не прав!
- Можно ли ехать на 5 миль в час резвее, чем разрешено? Нет, дамы и господа, нельзя!..
Еще он говорил жуткие истории с показом соответственных видеороликов - подлинных, снятых на хайвеях повсевременно действующими обзорными камерами. Публика, пресыщенная голливудскими страшилками, не проявляла никаких чувств, но лектор не унывал. Предполагалось, что присутствующие искупили свою вину, выложив по 100 баксов и утратив выходной.
В конце каждый получил буклет "The Defensive Driving Course" с вопросами для самопроверки, справку о посещении курсов и чашечку кофе с пряником. Разъезжались усталые, но удовлетворенные: сумма points (очков) у всех осталась прежней...
На оборотном пути я размышлял, не приобрести ли антирадар. В Аризоне, в отличие от ряда штатов, не запрещено их использовать.
"Нет, не куплю", - решил я. Может быть, все таки подействовали видеоклипы. А может, вспомнился обычный русский призыв, до которого тут не додумались: "Не торопись - тебя ожидают дома".