ПО НИТОЧКЕ РЕЗЬБЫ
ПО НИТОЧКЕ РЕЗЬБЫ
КЛУБ Автовладельцев
Крепежный элемент
ПО НИТОЧКЕ РЕЗЬБЫ
Всякий ли болт можно использовать при ремонте автомобиля?
Алексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ
Ответ на этот вопрос зависит, сначала, от предназначения резьбового соединения. Естественно, прикрутить номерной символ можно хоть каким подходящим винтиком. Но вот для ремонта мотора требования к крепежу уже совершенно другие. Какие? Попробуем разобраться.
Каждый, кто хоть раз держал в руках болт и гайку, знает, что они различаются сначала размерами и шагом резьбы. Но это не все вероятные их характеристики. В автомобиле резьбовые соединения работают в нелегких критериях: брутальная окружающая среда, высочайшие механические и термические нагрузки. Потому даже однообразные по внешнему облику болты различаются по прочности и коррозионной стойкости. Крепкость же определяется 3-мя факторами: сортом стали, технологией производства болта и режимом следующей термической обработки.
Сейчас весь авто крепежный элемент делают способом так именуемой прохладной посадки либо, по другому, прохладной большой штамповки. Сущность этой технологии - в воздействии на заготовку такими высочайшими механическими нагрузками, что сталь становится вроде бы пластилиновой и из нее "лепится" деталь нужной формы. Резьба также не нарезается, а выдавливается, потому не приходится снимать стружку, а главное - резко увеличивается механическая крепкость, так как уплотняется структура металла. Ведь давление при обработке добивается таких величин, что готовая деталь греется до температуры около 300°С!
После термической обработки на крепежный элемент наносится гальваническое покрытие 2-ух главных видов. Это фосфатирование (болт смотрится черным) для крепежного элемента, работающего снутри узлов автомобиля и не подверженного конкретному воздействию среды, либо пассивирование на базе цинка для внешних болтов. Пассивированный крепежный элемент смотрится желтовато-золотистым или серебристо-голубоватым. Это находится в зависимости от состава гальванической ванны и режима обработки, но основной металл покрытия в любом случае - цинк. Главное, запомните: крепежный элемент без покрытия - или не авто предназначения, или был украден на промежной стадии производства, может быть, до термической обработки и поэтому его крепкость непонятна. 2-ое отличие "правильных" болтов и гаек - отсутствие следов обработки на металлорежущих станках. Точеные Ремонт и эксплуатация всегда наименее высокопрочны, если только не изготовлены из какой-нибудь специальной "оборонной" стали.
Вы спросите: как выяснить, в каком конкретно соединении требуется особо крепкий крепежный элемент, и подобрать соответственный болт? Косвенную подсказку даст таблица моментов затяжки ответственных резьбовых соединений в руководстве по ремонту автомобиля. Разумеется, чем больше этот момент, тем огромную нагрузку испытывает соединение. Кратко можно высказаться так: более нагружены в автомобиле шатунные болты, болты либо шпильки крепления головки блока цилиндров, болты в подвеске и шаровые пальцы. Класс прочности определенного болта время от времени нанесен на головке в виде выпуклых цифр от 5.0 до 12.9 - чем больше цифра, тем выше крепкость. Гайки по прочности не различаются и можно осознать, почему. Ведь конкретно материал болта испытывает нагрузку на растяжение и скручивание, тогда как гайка всегда работает на сжатие. Крепкость резьбы обеспечивается выбором высоты гайки (чем она выше, тем на большее число резьбовых нитей распределяется нагрузка) и шага резьбы. Потому никогда не устанавливайте при подмене болты такого же поперечника, но с более большой резьбой, и гайки наименьшей высоты! Болты крепления головки блока цилиндров также должны быть предусмотрены конкретно для этого соединения: скажем, ВАЗ предъявляет к ним особые требования по удлинению резьбы при затяжке.
Еще одна тонкость - это страховка соединения от самораскручивания. В автомобиле все узлы подвержены неизменным вибрациям, потому приходится принимать особые меры. Самая обычная из их - непременное внедрение пружинных шайб, так именуемых гроверов. Их закаленный зубчик препятствует отвинчиванию болта либо гайки. В ближайшее время эти шайбы стали делать несъемными с болта - чтоб не терялись и для упрощения сборки. У более современных болтов и гаек под головкой выполнен фланец с зубцами. Эти методы накрепко стопорят соединение только при довольно высочайшем моменте затяжки. Если же момент относительно невелик, то поступают по другому. Один из вариантов - гайки с пластмассовым вкладышем. Они разовые, потому что резьба на вкладыше формируется при первичной затяжке. Потому при покупке обращайте внимание на внутреннюю поверхность этой пластмассовой детальки. Если на ней есть следы резьбы - вам подсовывают продукт "2-ой свежести"! Очередной метод - гайки с прорезями под шплинт. Они встречаются, в главном, на шаровых пальцах и ступицах колес старенькых автомобилей. На современной технике используют или гайки, обжатые по эллипсу (их отверстие с виду немного округлое), или гайки с пояском для накернивания лунки против паза на оси ступицы. 1-ые можно использовать два-три раза, 2-ые числятся разовыми, но опытные автовладельцы обычно употребляют их по нескольку раз, только бы новое накернивание не совпадало с предшествующим.
В стране всего несколько специализированных заводов авто крепежного элемента, наикрупнейший из которых - белебеевский завод "Автонормаль". Посреди 3500 наименований его изделий можно отыскать фактически всякую подходящую деталь с гарантированным качеством. Но обычно найти изготовителя по внешнему облику болта тяжело. Выпуклый логотип "БА" наносят в Белебее только на часть изделий, и потому часто придется наслаждаться копией сертификата свойства и репутацией магазина. На рынке же масса болтов неведомого происхождения и предназначения, брать которые рекомендуем только для неответственных соединений.
И в заключение - о новинках, ожидающих российских автовладельцев в последнее время. Уходят в прошедшее шестигранные головки. Сейчас и на наших машинах появится крепежный элемент, число граней у которого увеличено до 12 (под накидной ключ-звездочку): это более технологично и позволяет прирастить допустимый момент затяжки. Прямо за тем ожидается возникновение головок TORX со специально рассчитанной кривой, образующей грани для роста площади контакта с головкой ключа и, соответственно, допустимого момента затяжки. Такие головки уже не уникальность на импортных машинах - скоро они появятся и на машинах ВАЗа.
1. Этот "гровер" не потеряется. На головке нанесен логотип "БА" и класс прочности.
2. Зубчатый фланец более современен.
3. На "свежайшем" пластиковом вкладыше не должно быть следов резьбы.
4. Это не брак: поясок специально обжат по эллипсу.
5. Если же поясок круглый, его придется накернивать после затяжки.