ХЁНДЭ-Н-100
"ХЁНДЭ-Н-100"
ОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИ
АВТОПАРК ЗР
"ХЁНДЭ-Н-100"
Модель - "Хёндэ-Н-100"; изготовитель - "Хёндэ" (Ю. Корея); год выпуска - 1996; в эксплуатации - с января 1997; пробег на момент
отчета - 13 тыс. км; прошлые публикации - ЗР, 1997, № 5, 8.
Антон УТКИН
За 5 месяцев, прошедших со времени последнего отчета о поведении корейского микроавтобуса (ЗР, 1997, № 8), пробег его возрос еще на 7 тыс. км, составив 13 тыщ. Вопреки ожиданиям машина востребовала неожиданных расходов на ремонт.
Если читатели помнят, предшествующий рассказ о "Хёндэ" был завершен в радужных тонах: мол, не исключено, что писать о машине будет нечего - новенькая импортная машина должна работать без замечаний 10-ки тыщ км. И, обыкновенно, сглазили. Когда статья была уже сверстана, на "Хёндэ" вдруг забарахлила система питания мотора - на холостом ходу он стал неровно работать. Потом недостаток усилился: ухудшился запуск, повысился расход горючего. Пришлось гнать машину на фирменный сервис.
Диагностика показала: неисправны и подлежат подмене все четыре форсунки ("инжекторы") системы впрыска горючего. Для такового малого пробега случай возмутительный. Но главный сюрприз ждал нас впереди. Оказывается, форсунки входят в достаточно большой перечень деталей, на которые компания не дает гарантию. По версии работников 100, форсунки вышли из строя из-за отвратительного бензина. Удивительно. Тыщи "впрысковых" импортных машин заправляются столичным бензином - и все в порядке.
Ничего не поделаешь - пришлось заплатить три с половиной миллиона рублей и ожидать 10 дней, пока новые форсунки доставят на станцию. Ну что ж, нет худа без добра: выясним, что вышло со старенькыми.
Но, кроме этого эпизода, машина больше веселила, ежели огорчала, в особенности когда пришло лето и показала себя в деле мощная климатическая установка. Включив ее, чувствуещь себя в холодном оазисе среди пекла столичных пробок. Установка состоит из 2-ух кондюков и имеет широкий спектр регулировки локального климата, при этом раздельно для фронтальной и задней частей салона. Сборка микроавтобуса позволила расположить воздушные сопла на потолке прямо над движком - подача прохладного воздуха сверху оптимальна для его свободной конвекции.
Осень пришла в один момент - и 2-ух недель не прошло, как заместо кондюка пришлось включать "печку". Счетчик пробега тем временем поменял четыре девятки на нули, а означает, согласно сервисной книге, пора ехать на еще одно ТО.
В списке работ по техническому обслуживанию после пробега 10 тыс. км - 24 пт. Проверке и регулировке подлежит практически все, не считая зазоров клапанов, натяжения ремня привода распредвала и колодок задних тормозов. Кроме предусмотренных, мы включили в заказ-наряд и ремонтные работы по устранению накопившихся маленьких дефектов, доставлявших некие неудобства либо вызывавших беспокойство. К примеру, периодически зажигалась лампа Check engine, сигнализируя о неисправности в системе управления движком. При всем этом мотор работал ровно, отлично тянул, удерживая в норме расход горючего.
Диагностику на станции провели как следует. Мастер-электрик подключил к машине мини-тестер Hi-Scan размером с маленький радиоприемник, предназначенный только для автомобилей "Хёндэ" и запрограммированный на большая часть моделей компании. На автобусе Н-100 диагностический разъем находится под панелью устройств в районе управляющий колонки. Нажимая надлежащие кнопки прибора (проверка проходит при работающем движке), мастер вводит надлежащие запросы по диагностируемым характеристикам. Hi-Scan способен найти и вывести на экран неисправность в хоть какой системе автомобиля, где применена электроника: зажигания, впрыска горючего, антиблокировочной системы тормозов и т. д.
Прибор здесь же показал неплотное прикрытие дроссельной заслонки. Как выяснилось, на нашей машине стоит древняя, сейчас снятая с производства система холостого хода со интегрированным электроприводом заслонки. Маленького механического заедания в приводе довольно, чтоб заслонка не прикрывалась до упора. На работе мотора это фактически не сказывается, но система самодиагностики здесь же говорит включением лампы Check engine. После смазки привода заслонки недостаток пропал и больше не возникал.
Последующая жалоба касалась затрудненного включения первой и 2-ой передач. Управление коробкой на Н-100 осуществляется 2-мя гибкими тросами в оболочках. Регулировка длины 1-го из их не заняла много времени, и четкость включения передач была восстановлена.
Вмешательства арматурщика востребовали замки дверей - два из их закончили отпираться кнопкой центрального замка. С фронтальной правой дверцей совладали просто. Аккуратненько сняв обивку, мастер смазал особым аэрозолем заедающие сочленения механизма замка, и электропривод, поднимающий кнопку на двери, заработал. На задней подъемной двери все оказалось труднее. Вышла из строя вертикальная тяга кнопки, пластмассовый упор стал на ней проскальзывать и замок можно было открыть только ключом снаружи. Знакомство с российскей (и, видите ли, не только лишь с ней) техникой издавна выработало примету: если в пластмассе нарезана маленькая резьба, она в какой-то момент сорвется. (Как в театре: "Если на стенке висит ружье...") Короче, просчет завода пришлось исправлять нашими, русскими приемами - не ожидать же две недели новейшую тягу из Кореи. Находчивый мастер отремонтировал старенькую, сделав на ней дополнительные большие насечки острым зубилом. Сейчас упор держится крепче, чем на новейшей тяге, и замок работает идеально.
Несколько слов о работах, предусмотренных ТО. Основная операция - подмена масла в движке и фильтра. Залили свежее, марки Mobil 10W40, а в агрегатах коробки только проверили уровень масла. При подмене воздушного фильтра удалось тщательно разглядеть расположенный в его корпусе комбинированный блок датчиков: давления, температуры и расхода воздуха. Такое их размещение очень комфортно для подмены, но просит особенной надежности уплотнений воздуховода. Его длина меж фильтром и впускным коллектором мотора - практически метр, и мельчайший подсос воздуха в этой трассе сходу нарушит нормальную работу мотора, потому что показания датчиков будут искажены.
Практически все другие работы в точности повторили проведенные при прошедшем ТО после 1000 км (ЗР, 1997, № 8), с той только различием, что сейчас за все пришлось платить. Общая сумма, включая сервис, заявочный ремонт и расходные материалы, составила около 2-ух с половиной миллионов рублей. Да, дорого... Анализ показал, что львиная толика расходов пришлась конкретно на ТО - заказ-наряд отводит на него 6,9 нормо-часа. Простые операции, типа проверки уровня тормозной воды, давления в шинах, уровня "Тосола" и остальные, стопроцентно учитываются, и отводимое на их время (минимум по 0,1 нормо-часа) суммируется. Это наводит на идея, что платить по 30 баксов за нормо-час, а по существу за то, что шофер и так делает каждое утро - само мало расточительно. Не лучше ли самим поменять масло и делать все доступные проверки, а на станцию ездить, только когда требуются диагностика и ремонт? Тем паче, что годичная гарантия на машину уже кончилась, и за любые ремонтные работы все равно придется платить независимо от того, обслуживалась ли машина на фирменном сервисе либо нет. Ну что ж, может быть, так мы и поступим.
Хэндэ H-100