ФОРПОСТ
ФОРПОСТ
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
Провинция
ФОРПОСТ
Ставрополье граничит с восемью
из 10 кавказских республик. Отсюда - непростые, на сей день, трудности для местных водителей
и транзитников.
Дмитрий ЩЕГЛОВ
Заряженные слухами и тревожными сообщениями СМИ о ситуации на Кавказе, мы въезжали в Ставропольский край с некой опаской. К тому был и полностью определенный повод: несколькими деньками ранее два фугаса разворотили участок федеральной трассы М 29. Молвят, взрывчатку подложили не бородатые боевики в камуфляже, а дорожная бригада, укладывавшая там асфальт. Но случилось это на местности Чечни, и географическая близость к мятежной республике настораживала. А то, что места приграничные, чувствовалось с первых км пути.
Ставропольский край формировался с конца XVIII века как форпост Рф на Кавказе для предотвращения набегов бессчетных горских народов. Крепость Ставрополь, которой в былые времена командовал сам Суворов, соединяла воединыжды смотровые посты на ближайших предгорьях. О тех временах напоминают местные географические наименования: гора Недрема, хутор Извещательный. После первых поселенцев - казаков, уже во время первой Кавказской войны сюда ссылали на службу опальных декабристов.
Сейчас идет другая "кавказская война" - чеченская. И опять улицы Ставрополя пестрят людьми в военной форме, что волей-неволей припоминает о близости военных действий.
Водителям живется здесь тяжело. Посты ГИБДД похожи на военные сооружения с бойницами, БТР, колющейся проволокой. Останавливают тут почаще, чем где-нибудь в центре Рф, и осматривают автомобиль дотошнее. Мельчайший повод для подозрений - последует сверка документов, номеров кузова и мотора по компьютерной базе данных, которой обустроены практически все контрольные посты милиции (КПМ). Но что замечаешь сходу - усиленный контроль тут не повод для хамства либо вымогательства. Людям, занятым суровым делом, не ранее. Немного уменьшился в ближайшее время, но далековато еще не иссяк поток орудия, наркотиков и угнанных автомобилей с сопредельных территорий. Пробуют убежать из зоны боевых действий и сами боевики.
Как отличить добропорядочного водителя от бандита, не пропустить боевиков и при всем этом избежать придирок к добросовестным людям?
Мы на границе с Кабардино-Балкарией. - На бандитов у инспекторов выработалось чутье, - говорят нам на местном КПМ. Хитрости боевиков изредка остаются незамеченными. Вот не так давно один из пассажиров в машине вызвал подозрение... свежесбритой бородой (при южном-то загаре как не увидеть!). Стали разбираться - экс-бородач причастен к боевым действиям. И схожих задержаний на посту - 5-10 за месяц.
За время чеченской войны погибло несколько инспекторов ГИБДД. "Усиленный режим несения патрульно-постовой службы", продиктованный местной ситуацией и предписанный "сверху", просит от ребят полной отдачи. А условия-то остались прежними: не хватает средств, не достаточно помогает ОМОН и т. д. Отлично хоть большая часть водителей относится к работе инспекторов ГИБДД с осознанием. В конце концов, о нашей же безопасности радеют!
Ранее, скажем, похитители промышляли, выражаясь воровским языком, дорожным "гоп-стопом". Наезжает дальнобойщик на кусочки рваной покрышки, утыканной гвоздями, и оказывается в окружении выскочивших из ближайших кустов бандитов. Сейчас это - в прошедшем. И угонов в местных местах приблизительно столько же, сколько и в других областях Рф, хоть и сложнее, когда рядом кавказские республики, ворованные машины разыскивать. Отличные результаты дают рейды и пикеты на проселочных и объездных дорогах. Кстати, Законодательство движения тут на уровне общероссийской.
Что еще дает ощутить близкое соседство с Чечней? Горючее! Чеченские "домашние" нефтезаводики работали как самогонные аппараты, правда, по качеству продукта уступая российскому "первачу". Зато обгоняя по количеству. Чеченский бензин всплывал даже во Владивостоке! Октановое число "самопала", обычно, не превышало 50. Была к тому же "труба": выстрелил, отлил сколько нужно горючего, забил древесным колышком - уехал. В первой половине этого года совместными усилиями правоохранительных органов удалось приостановить поток незаконного бензина из республики. Сейчас в администрации озабочены другим - большенными наценками на горючее у монополистов-перекупщиков.
В столице края, как и полагается в маленьком городке (в Ставрополе население 400 тыщ человек), ездят расслабленно, движение не утомляет даже в час пик. Вобщем, много и "крутых" на дорогих машинах. Для южан автомобиль - знак "социальной чести". Реальный "джигит" должен ездить на "Мерседесе". А если на него не хватает собственных средств, приобретают "шестисотый" вскладчину, на несколько семей, и услаждаются собственной значимостью по очереди.
Ставропольскому губернатору Александру Черногорову совершенно не чужда авто жизнь. Он очевидно неравнодушен к "Оке" - малолитражки служат в поликлиниках края, на их разъезжают и гаишники, другие госслужащие, ценя машинку за возможность маневра в плотном потоке. Правда, сам губернатор передвигается по трассе с эскортом из 3-х "шестисотых". А денек рождения он обычно повстречал за рулем комбайна, где и получил поздравление с юбилеем от президента.
Основная гордость губернатора - дороги. Ранее по местности Ставропольского края проходила восточная ветвь "Величавого шелкового пути", позже русские негоцианты начали возить тут зерно к Каспию. Строительству тракта помешала 1-ая глобальная. Сейчас реконструируется обход Чечни, где шла федеральная трасса к морю. За последние три года дорог в крае выстроено больше, чем за прошлые 20 лет. С развязками, разметкой, неплохим покрытием и прекрасными знаками, которые выпускают по германской технологии и из германских материалов.
И на этих дорогах бурлит жизнь. "Коммерсанты" от сохи предлагают продукты, чуть не бросаясь под колеса машин, а ГИБДД неудачно пробует загнать их в особые торговые павильоны. Бойкие колхозники идут с вилами на представителей администрации, но не желают за два рубля в денек вести торговлю под крышами придорожных базарчиков.
Доброжелательные Различное, безмятежный пейзаж по ту сторону окна машины, прекрасные дороги, прекрасная кавказская кухня - все это тут приятно поражает. А меж тем, кое-где совершенно рядом беспокойно - идет война.
Граница с Кабардино-Балкарией.
Ставрополь. Час пик.
Машины ООН тут не уникальность.
Кто произнес, что дело - не женское, а машинка - легкомысленная?
Строится автомагистраль Москва - Баку.
Фото Дмитрия ЩЕГЛОВА







МЫ И АВТОМОБИЛЬ
Провинция
ФОРПОСТ
Ставрополье граничит с восемью
из 10 кавказских республик. Отсюда - непростые, на сей день, трудности для местных водителей
и транзитников.
Дмитрий ЩЕГЛОВ
Заряженные слухами и тревожными сообщениями СМИ о ситуации на Кавказе, мы въезжали в Ставропольский край с некой опаской. К тому был и полностью определенный повод: несколькими деньками ранее два фугаса разворотили участок федеральной трассы М 29. Молвят, взрывчатку подложили не бородатые боевики в камуфляже, а дорожная бригада, укладывавшая там асфальт. Но случилось это на местности Чечни, и географическая близость к мятежной республике настораживала. А то, что места приграничные, чувствовалось с первых км пути.
Ставропольский край формировался с конца XVIII века как форпост Рф на Кавказе для предотвращения набегов бессчетных горских народов. Крепость Ставрополь, которой в былые времена командовал сам Суворов, соединяла воединыжды смотровые посты на ближайших предгорьях. О тех временах напоминают местные географические наименования: гора Недрема, хутор Извещательный. После первых поселенцев - казаков, уже во время первой Кавказской войны сюда ссылали на службу опальных декабристов.
Сейчас идет другая "кавказская война" - чеченская. И опять улицы Ставрополя пестрят людьми в военной форме, что волей-неволей припоминает о близости военных действий.
Водителям живется здесь тяжело. Посты ГИБДД похожи на военные сооружения с бойницами, БТР, колющейся проволокой. Останавливают тут почаще, чем где-нибудь в центре Рф, и осматривают автомобиль дотошнее. Мельчайший повод для подозрений - последует сверка документов, номеров кузова и мотора по компьютерной базе данных, которой обустроены практически все контрольные посты милиции (КПМ). Но что замечаешь сходу - усиленный контроль тут не повод для хамства либо вымогательства. Людям, занятым суровым делом, не ранее. Немного уменьшился в ближайшее время, но далековато еще не иссяк поток орудия, наркотиков и угнанных автомобилей с сопредельных территорий. Пробуют убежать из зоны боевых действий и сами боевики.
Как отличить добропорядочного водителя от бандита, не пропустить боевиков и при всем этом избежать придирок к добросовестным людям?
Мы на границе с Кабардино-Балкарией. - На бандитов у инспекторов выработалось чутье, - говорят нам на местном КПМ. Хитрости боевиков изредка остаются незамеченными. Вот не так давно один из пассажиров в машине вызвал подозрение... свежесбритой бородой (при южном-то загаре как не увидеть!). Стали разбираться - экс-бородач причастен к боевым действиям. И схожих задержаний на посту - 5-10 за месяц.
За время чеченской войны погибло несколько инспекторов ГИБДД. "Усиленный режим несения патрульно-постовой службы", продиктованный местной ситуацией и предписанный "сверху", просит от ребят полной отдачи. А условия-то остались прежними: не хватает средств, не достаточно помогает ОМОН и т. д. Отлично хоть большая часть водителей относится к работе инспекторов ГИБДД с осознанием. В конце концов, о нашей же безопасности радеют!
Ранее, скажем, похитители промышляли, выражаясь воровским языком, дорожным "гоп-стопом". Наезжает дальнобойщик на кусочки рваной покрышки, утыканной гвоздями, и оказывается в окружении выскочивших из ближайших кустов бандитов. Сейчас это - в прошедшем. И угонов в местных местах приблизительно столько же, сколько и в других областях Рф, хоть и сложнее, когда рядом кавказские республики, ворованные машины разыскивать. Отличные результаты дают рейды и пикеты на проселочных и объездных дорогах. Кстати, Законодательство движения тут на уровне общероссийской.
Что еще дает ощутить близкое соседство с Чечней? Горючее! Чеченские "домашние" нефтезаводики работали как самогонные аппараты, правда, по качеству продукта уступая российскому "первачу". Зато обгоняя по количеству. Чеченский бензин всплывал даже во Владивостоке! Октановое число "самопала", обычно, не превышало 50. Была к тому же "труба": выстрелил, отлил сколько нужно горючего, забил древесным колышком - уехал. В первой половине этого года совместными усилиями правоохранительных органов удалось приостановить поток незаконного бензина из республики. Сейчас в администрации озабочены другим - большенными наценками на горючее у монополистов-перекупщиков.
В столице края, как и полагается в маленьком городке (в Ставрополе население 400 тыщ человек), ездят расслабленно, движение не утомляет даже в час пик. Вобщем, много и "крутых" на дорогих машинах. Для южан автомобиль - знак "социальной чести". Реальный "джигит" должен ездить на "Мерседесе". А если на него не хватает собственных средств, приобретают "шестисотый" вскладчину, на несколько семей, и услаждаются собственной значимостью по очереди.
Ставропольскому губернатору Александру Черногорову совершенно не чужда авто жизнь. Он очевидно неравнодушен к "Оке" - малолитражки служат в поликлиниках края, на их разъезжают и гаишники, другие госслужащие, ценя машинку за возможность маневра в плотном потоке. Правда, сам губернатор передвигается по трассе с эскортом из 3-х "шестисотых". А денек рождения он обычно повстречал за рулем комбайна, где и получил поздравление с юбилеем от президента.
Основная гордость губернатора - дороги. Ранее по местности Ставропольского края проходила восточная ветвь "Величавого шелкового пути", позже русские негоцианты начали возить тут зерно к Каспию. Строительству тракта помешала 1-ая глобальная. Сейчас реконструируется обход Чечни, где шла федеральная трасса к морю. За последние три года дорог в крае выстроено больше, чем за прошлые 20 лет. С развязками, разметкой, неплохим покрытием и прекрасными знаками, которые выпускают по германской технологии и из германских материалов.
И на этих дорогах бурлит жизнь. "Коммерсанты" от сохи предлагают продукты, чуть не бросаясь под колеса машин, а ГИБДД неудачно пробует загнать их в особые торговые павильоны. Бойкие колхозники идут с вилами на представителей администрации, но не желают за два рубля в денек вести торговлю под крышами придорожных базарчиков.
Доброжелательные Различное, безмятежный пейзаж по ту сторону окна машины, прекрасные дороги, прекрасная кавказская кухня - все это тут приятно поражает. А меж тем, кое-где совершенно рядом беспокойно - идет война.
Граница с Кабардино-Балкарией.
Ставрополь. Час пик.
Машины ООН тут не уникальность.
Кто произнес, что дело - не женское, а машинка - легкомысленная?
Строится автомагистраль Москва - Баку.
Фото Дмитрия ЩЕГЛОВА






