ОСЕННИЙ МАРАФОН
ОСЕННИЙ МАРАФОН
КЛУБ Автовладельцев
ОСЕННИЙ МАРАФОН
"Дорога? Что это вы гласите, гражданин? Какая же там дорога? Нет там никакой дороги".
А. и Б. Стругацкие,
"Пн начинается в субботу"
Максим САЧКОВ. Фото Александра Полунина
Экспозиция. Осень. Выезжаешь на природу. Вспоминаются Пушкин, Левитан, Бунин... и "Пособие тракториста". Да, грунтовые дороги уже "поплыли", но ехать-то нужно, ведь сбор убран и ожидает употребления. Ваш металлический жеребец (никак не вездеход) стоит наготове. "Проскочу", - думаете вы и пускаетесь в путь... Как досадно бы это не звучало, бездонная лужа, разбитая колея либо скользкий подъем расстраивают все планы.
Что все-таки можно придумать, чтоб одолеть распутицу - сделать из обыденного авто "проходимца"?
Обратимся к известным средствам увеличения проходимости. Но поначалу - две обмолвки. Будем полагаться лишь на собственные силы - другими словами о тракторах и иных буксирах речь не пойдет - и отложим пока разговор об "обувке" вашего автомобиля. Непременно, от нее зависит почти все. Там, где дорожные шины будут беспомощно буксовать, могут спасти зубастые зимние "грунтозацепы" - потихонечку дотянете до твердого участка дороги. Но ездить круглый год на шинах с неплохими внедорожными свойствами (типа "Снежинки" либо "НИИШП-Ралли") - наслаждение ниже среднего: вырастает расход горючего, в салоне стоит рокот, машина теряет в динамике. К тому же шины дороги - за набор требуют не меньше 1000 рублей.
Мы задались целью атаковать бездорожье, не влезая в особенные расходы. Наши "ассистенты" куплены на рынке, стоимость каждого не превосходит 250 рублей. Для проверки "грязевых аксессуаров" избрали две редакционные машины: VAZ 21083 и VAZ 2106. Оба автомобиля "обуты" в дорожные шины размерности 175/70 R13; на оба установлены защиты картеров (непременное условие на бездорожье).
В путь. Отбываем за город, в болотистые округи Ногинска. Съезжаем с асфальта и сразу слышим из-под колес грязевое чавканье. Чем далее в лес - тем ужаснее дорога. Колеи и ямы поглубже, колеса скользят на влажной консистенции торфа, глины и песка... И вот итог: в грязищи завязает "шестерка", идущая первой. Выкарабкаться из месива своими силами ей не удается - с каждой попыткой колеса все поглубже погружаются в рыхлую почву. В ход идет самый обычный метод, благо, машина еще не на "брюхе" (впору тормознули!) - пассажиров требуют пособить. Вышло: потихоньку, вразвалку вытолкали.
Идущая 2-ой "восьмерка", проехав на этом же участке на полтора метра далее заднеприводной родственницы, сползает с намеченной линии движения (обыденное поведение автомобиля с приводом на фронтальные колеса) и мягко садится защитой мотора на гребень глубочайшей колеи. Здесь раскачка уже не поможет. Приходится доставать из багажника...
"Традиционные средства". А конкретно: лопату, домкрат, доски. Домкрат лучше не штатный, а более мощнейший и устойчивый (наш выбор - "ромбик"). Под пятку нужно непременно подсунуть доску либо нечто схожее - по другому он уйдет в сторону либо вглубь!
Неохота возиться с досками и крутить томную ручку - всего за 230 рублей можно вынудить автомобиль подымать себя самого. Мы опробовали домкрат-"подушку", надуваемую выхлопными газами. В луже это приспособление проявило себя с наилучшей стороны. Единственное замечание. Используя таковой "подъемник", устанавливать его следует очень аккуратненько, чтоб не проколоть "пузырь" о какой-либо болт либо острую часть кузова (нам "подфартило" продырявить подушку при первом же тренировочном надувании - заклеили, как камеру).
Машина поднята, под колеса подложены доски, как может быть, убрана грязь из-под днища и срезан злополучный гребень. Аккуратненько, натяг, пытаемся выкарабкаться на намеченную линию движения... Ну, вот и все - со 2-ой пробы выезжаем на надежный участок.
Под песню лебедки. Двигаемся далее. Последующее, более суровое препятствие встает на нашем пути. 1-ая машина пробует с ходу перескочить страшный участок и плотно, всем телом "садится" в самую грязь. Вот случай проверить еще одно приспособление из арсенала проходимца - лебедку (180-200 рублей, заявленная грузоподъемность 1000 кг, ну и с виду крепкая).
Так, за что все-таки зацепиться? В нескольких метрах вырастает маленькая березка. Как досадно бы это не звучало, штатный трос лебедки коротковат. Не неудача - есть дополнительный, металлической. Одним крюком цепляемся за буксирную проушину либо фаркоп, другим - за трос, опоясывающий дерево. Пробуем... Но! Усилие на ручке очень велико - даже стопор-"собачка" выгибается. Ничего, еще Архимед знал, что делать - через блок либо конкретно буксирную проушину сложить трос лебедки в два раза (приятный пример - хоть какой подъемный кран; кстати, к неким лебедкам колесико-блок с крюком прилагаются). Сейчас качать ручку вдвое легче. Раз-два-три - и "шестерка" начинает плавненько выплывать из грязевого плена. Здорово!
Но нередко вблизи нет ни дерева, ни столбика, за которые можно бы было закрепиться. Как быть? Соседом лебедки по багажнику вашего авто должен стать якорь, при помощи которого вы и обретете точку опоры даже на раскисшем поле. К огорчению, такого в магазинах (ну и на рынке) не отыщешь. Единственный выход - сделать самому (наилучшая конструкция - на фото - позаимствована из "советов опытных" ЗР, 1986, № 10).
Нам нечего терять, не считая... "Шестерка" на суше - очередь за "восьмеркой". Ясно, что в таком болоте машина застрянет. Нет, хватит возиться в грязищи. Достаем из багажника цепи (набор - две цепи плюс ключ - стоит от 180 до 240 рублей зависимо от размера колес). "Обуть" в их машину можно 2-мя методами: вывесить и попеременно "заковать" колеса или разложить цепи на земле дорожкой и наехать на их. 1-ый метод - более осторожный (цепь плотнее и ровнее облегает покрышку, ну и работать сподручнее); 2-ой наименее трудозатратный, но "халтурный" - на тяжеленной дороге ненатянутые цепи могут слететь.
В грязь въезжаем медлительно - скорость тут не нужна. Чувства поразительные: будто бы едешь на тракторе, а не на легковушке. Там, где невооруженная "восьмерка" по всем канонам должна основательно засесть, она уверенно ползет на цепях, оставляя сзади себя две аккуратненько вспаханные борозды. Вот только приходится, имитируя пониженную передачу, значительно газовать и "играть" сцеплением - по другому тяги в глубочайшей грязищи не хватает.
Просто незаменим этот "девайс" при движении в горку, значительно "умытую" дождиком. Если подъем непротяженный, то можно применить лебедку, но сил при всем этом вы затратите больше, а наслаждения не получите совсем.
Несколько советов по применению цепей. Пытайтесь не развивать скорость более 20 км/ч. Помните: цепи - превентивное средство, в отличие от той же лебедки. Нужно вынудить себя обуть колеса до начала сложного участка - в луже это делать очень трудно, время от времени уже никчемно. Лучше перестраховаться, хотя другой раз так не охото вылезать из теплой машины в холодную "сырость". Не используйте цепи на сухом и жестком покрытии - пожалейте шины.
Подытожим. Естественно, выбирают конкретное средство увеличения проходимости, сообразуясь с определенными критериями. Протяженность сложного участка, климат, земли, рельеф, населенность, естественно, стоимость, и т.д и т.п. Потому - только общие выводы. Классические лопата, домкрат, доски - посодействуют на горизонтальном участке дороги, когда автомобиль еще не совсем увяз в грязищи. В реальную распутицу они фактически никчемны. Лебедка - хороша, когда в целом дорога "ничего", но есть страшненькие места. Комфортна как страховка - вытянет автомобиль фактически из хоть какой грязищи, было бы куда. Обязателен якорь. Цепи - неподменны при штурме многокилометрового бездорожья, длинноватого "скользкого подъема", на влажном и скользком глиняном проселке. Их минусы - безжалостны к шинам, могут зарыть машину намертво.
...Тут приведено только короткое изложение наших баталий с распутицей. Суммарно мы провели в грязищи раз в 50 больше времени, чем вам потребовалось, чтоб прочесть этот материал. Возлагаем надежды, не напрасно...
Напомним несколько "золотых" правил, неотклонимых при езде по нехорошим дорогам (подробнее - ЗР, 1996, № 11). Пытайтесь не попадать в глубочайшие колеи - пускайте их меж колесами. Не спешите, двигайтесь аккуратненько - даже на ровненьком, укатанном проселке можно внезапно повстречать гибельное для подвески препятствие. До того как преодолеть тяжкий участок, пару раз протопайте его ножками, намечая линию движения. Если на пути глубочайшая лужа, пристально изучите ее: глубину, рельеф дна, нет ли на деньке небезопасных для картера, глушителя, днища предметов. Остерегайтесь покидать езженную дорогу - в поле можно влететь на заболоченный участок. И очередной феномен: чем лучше проходимость автомобиля (полный привод, отлично цепляющаяся зимняя резина, цепи на колесах), тем меньше шансов у основательно застрявшей машины выкарабкаться своими силами.
Две дополнительные "лошади" сделают то, что не вышло у главных семидесяти 6.
Механический либо гидравлический домкрат в луже не идеальный вариант. А подушка - смотрите сами. Ну и на асфальте хороша.
"Тяните, Шура"... Где "две лошади" бессильны - поможет лебедка.
Якорь - пустячок, а приятно.
На каждое колесо затрачено около 3 минут.
Если нет сил домкратить, можно просто наехать...
"Шестерка" на цепях - ну чем же не трактор.
Из такового контраста каждый изберет для себя что-то по нраву.