МАЛАЙЗИЯ - СТРАНА БЕЗ ДОРОЖНОЙ Милиции
МАЛАЙЗИЯ - СТРАНА БЕЗ ДОРОЖНОЙ Милиции
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
АВТОЗАРУБЕЖЬЕ
МАЛАЙЗИЯ - СТРАНА БЕЗ ДОРОЖНОЙ Милиции
Василий ФЕДОРОВ. Фото создателя
Когда едешь из аэропорта столицы страны Куала-Лумпура к центру городка, сперва чувствуещь, как глубоко заблуждался, полагая, что страшнее столичных дорожных пробок зверька нет. Есть, уверяю вас. 20 км пути за два часа, да еще не в час пик, а поздно вечерком - полностью обычное явление для столицы Малайзии. Но из задержек в дороге тут никто не делает катастрофы. Запоздания малайзийцы даже планируют, публика за рулем относится к ним философски. Причину отыскиваете в особенностях государственного нрава - терпимости к чужим ошибкам. И в общем уровне культуры, сложившемся в период новой истории страны.
Малайзия богатела за счет разумного и оптимального использования собственных природных ресурсов - нефти, олова, натурального каучука, пальмового масла. И, естественно, было бы несправедливо не добавить - за счет ума. Процесс развития страны носил цивилизованный нрав, так что прослойки выскочек, сколотивших состояния на жульничестве, не образовалось. Отсюда, полагаю, и поведение водителей на дороге. Никто приемуществ не просит - не едет на красноватый свет, претендуя на свою исключительность, не превосходит скорость и не расшугивает пешеходов. О заезде на тротуар и речи нет. Мои рассказы о лихой езде в Москве слушатели принимали как небылицу-анекдот... Ну и пешеход в Куала-Лумпуре не дразнит автолюбителей, не путается под колесами на проезжей части. Заходит в положение: многие пешеходы - сами водители, а на "собственных двоих" разгуливают поэтому, что так резвее передвигаться по центральным улицам.
Уровень автомобилизации в Малайзии, простите за тавтологию, - на уровне. Свою машину в городках (деревня в Азии - статья особенная) имеет фактически любая 2-ая семья. И это при том, что автомобиль дорог. На завезенные из других стран таможенная пошлина добивается 200 процентов. Но от этого "мерседесов" и "тойот" на улицах меньше не становится. Но главное действующее лицо на дороге - это собственный, малайзийский "Протон".
Начинался государственный автомобиль так же, как в почти всех других странах. 1-ые "протоны" модели "Сага" всего каких-либо 14 годов назад до последнего винтика собирались из комплектов, присланных "Мицубиси". Ничего малайского, не считая наименования, в машине не было. Сейчас, как говорят авторитетные спецы, разные модели "Протона", хотя и напоминают японские концепты, но национальны по "содержимому" и оригинальны по форме уже на 80-85 процентов. Что признает и сама "Мицубиси", принужденная сейчас соперничать с "протонами" на рынках многих государств. Кстати, в Рф автомобиль из Юго-Восточной Азии в первый раз был представлен на Международном автомобильном салоне в Москве и имел фуррор. На данный момент генеральный дистрибьютор "Протона" - компания "Вентус" приступила к постоянным поставкам малайзийского автомобиля в нашу страну. По стоимости и качеству он полностью сравним с европейскими и тем паче с азиатскими машинами. Что уже подтверждено на очень жестких рынках Англии и Австралии.
Вот что еще оказывается на виду в Куала-Лумпуре - дороги всюду разрыты. Нагоняют упущенное - идет их строительство и реконструкция. В годы, когда началась массовая автомобилизация, никому и в голову не пришло заняться модернизацией имеющихся дорог и строительством новых. Тут вышло приблизительно то же, что и в Москве, где мы сейчас расхлебываем последствия близорукой политики прежних "отцов" городка. Но Куала-Лумпур отличается от русской столицы тем, что# даже в критериях денежного кризиса на дорожное строительство выделяются очень большие суммы. Работы проходят отменно, стремительно, аккуратненько. К примеру, на целом ряде центральных (не таких уж и широких) улиц прямо по середине проезжей части тянут высшую эстакаду. И, представьте, никто движение тут не перекрывает - стройка занимает всего одну полосу. Обнесенная аккуратной изгородью, особенных морок автомобилистам она не приносит.
Водители-малайзийцы ездят, приходится признать, непринципиально в смысле мастерства вождения. Наверняка, дает знать очень либеральная система обучения и получения водительской лицензии, по-нашему - "прав". Весь курс занимает 21 час и стоит 550 ринггитов (около 140 баксов - малая заработная плата местного бюджетника). 5 часов вы слушаете в милиции лекцию о правилах движения. После нее никаких экзаменов либо тестов: прослушал - означает, знаешь. После этого наступает самое ответственное испытание - практическое вождение. Совместно с инструктором необходимо провести за рулем 16 часов. Как вам комфортно: можно хоть все 16 откатать сразу, можно за 4-5 раз - обычно так и делают. Наездил, получил справочку - и именно тогда уж пожалуй в полицейский участок на тест. Знакомый офицер милиции произнес мне, что не может припомнить варианта, когда соискатель лицензии не получил бы ее с первого раза. "Ну и что такового, что наехал на столб? - философски увидел полицейский чин. - Зато в последующий раз не наедет. И позже, вы, что ли, российские, никогда не ошибаетесь..." Возражать не стал. Понятно, почему многие малайзийцы на дороге грешат неаккуратной ездой.
Сейчас о самом поразительном: в Малайзии нет ничего схожего на нашу госавтоинспекцию либо западную дорожную полицию. Такая, как они сами считают, им просто не нужна. Полицейские выезжают на место дорожного происшествия исключительно в случае, как говорится, "большой крови". Во всех других ДТП ее участники разбираются сами. Мне тщательно поведали, как это смотрится на практике.
К примеру, вас стукнули с боковой стороны и очень помяли крыло. Водители останавливаются, обмениваются воззрениями по поводу происшедшего и записывают госномера друг дружку. После этого у каждого из их в распоряжении 24 часа: за этот период времени в полицейский участок следует подать заявление с подписями обеих сторон с изложением деталей происшедшего. Принципиально вот что: та сторона, которая не удосужилась за отведенные день подписать заявление, автоматом признается виноватой. Если есть два заявления и в их есть расхождения, милиция производит разбор происшедшего. Денежные вопросы утрясают страховые компании. Не застраховать машину в Малайзии считается просто неблагопристойным.
В милиции огромных городов есть специалисты-авторитеты по дилеммам движения. К их помощи прибегают в тяжелых случаях, скажем, при превосходных заторах в центре. Тогда и они ловко и энергично направляют потоки транПодвескаа по радиальным маршрутам, мимо центральной части городка, пока столпотворение не рассосется.
Вообщем, полицейского, занимающегося дорожными неуввязками, вы встретите изредка. Но его присутствие вы стремительно обнаружите, если припаркуете автомобиль в неположенном месте. В таковой ситуации местный страж порядка не станет подходить к вам и гласить нечто вроде: "Эй, юноша, ну-ка валяй отсюда, тут стоянки нет!" Полицейский терпеливо дождется момента, когда вы покинете машину и отправитесь по делам. Вот тогда настанет его час - на стекле вашего авто немедля появится квитанция с извещением о штрафе. Оплачивают штрафы в Малайзии все: не платить - для себя дороже.
Но сможете быть размеренны в другом: у полицейского не то что с языка не сорвется, да и в идей не возникнет подозрения, что ваш автомобиль с липовыми номерами. Подобного в стране просто не бывает, равно как и угонов. Если вы на ночь оставили машину в глухом переулке, сможете быть убеждены, что никто не обыщет ваш "бардачок" и не снимет магнитолу. О колесах я уж не говорю.
Два слова об уличных стоянках. Практически они все платные. Разве что у пятизвездного отеля (если вы постоялец либо гость), у гипермаркета вас повстречает человек в ливрее, возьмет ключи и, выдав номерок, отгонит автомобиль на "ведомственную" бесплатную стоянку. Во всех других случаях следует платить от 2 до 4 ринггитов (0,5-1 бакс). Правда, своими очами лицезрел стоянку в центре по 15 ринггитов за час. Но это, молвят, редчайшее исключение. Много парковок подземных, также открытых высотных, собранных из железных конструкций. В одном из гипермаркетов нашел стоянку, на которую заезжаешь по "винту" на крышу (6-й этаж) и уже оттуда своим ходом отправляешься вниз на эскалаторе за покупками. Но всюду и везде объявления у платных парковок предупреждают: ответственности за сохранность вашего автомобиля никто не несет. Полагайтесь лишь на свою страховую компанию и ни на кого больше. Ну как у нас! Если бы еще ставки наших страховых компаний были по кармашку...
О платных дорогах. Местным властям и в ужасном сне не приснится просто взять ну и сделать бесплатную дорогу платной - сшибить деньгу, так сказать. Плату взимают за проезд только по поновой построенным дорогам и исключительно в том случае, если у нее есть бесплатный "дублер". Пусть не таковой удачный и "быстроходный", но бесплатная кандидатура должна быть непременно.
По местным меркам, плата за использование дорогами необременительна. К примеру, от столицы штата Селангор - города Шах-Алам, где размещена штаб-квартира компании "Протон", - проезд до Куала-Лумпура (это приблизительно 30 км) стоит около 3 ринггитов. Процедура сбора средств на контрольных пт не тормозит движение. Автомобиль задерживается на КПП менее чем на 15 секунд: процесс отлажен до мелочей.
И, наверняка, самое сильное воспоминание, ошеломляющее москвича. Ему очень не по привычке, что, находясь в центре перегруженного транПодвескаом городка, обгоняешь не бензиновый перегар, а запах тропических растений. Город зелен и благоухает до одури: пахнут расцветающие деревья, пальмы, газоны, цветники, нескончаемые парки и скверы... И приходишь к мысли, что автомобиль все-же может ужиться с окружающей средой. Местные спецы поведали, почему тут так. Во-1-х, в стране отказались (поточнее - воспретили) эксплуатировать авто старше 10 лет. Во-2-х, "поголовно" оснастили машины нейтрализаторами. Не то чтоб вас хватают за гортань и требуют их приобрести. Просто без оного автомобиль не приобретешь. Плюс качество бензина: не считая очень незапятнанного дизтоплива по стоимости 0,65 ринггита за литр, вы можете залить в бак только два сорта - "Экстру" и "Супер". Других тут не бывает. Их стоимость однообразная - 1,15 ринггита (около 30 центов) за литр. Поглядели бы московские власти на это буйство тропической зелени в самом центре авто Вавилона - тут есть над чем задуматься...
Федерация Малайзия - правительство в Юго-Восточной Азии. Размещено на полуострове Малакка и части острова Калимантан. Обрела независимость в 1957 году. Население - 20,2 млн. чел. (малайцы, китайцы, индийцы). По уровню социально-экономического развития заходит в число "азиатских драконов".
"Протон" - восходящая "звезда" малайзийского авторынка.
Чистота автомобилей - показатель цивилизованности страны.
Улицы без тротуаров. Но места всем хватает.
"Мерседесы" возят с ветерком.
Пешеходов пропускают и без светофора.
Автомобильная стоянка в Куала-Лумпуре: кому-то досталась тень.





МЫ И АВТОМОБИЛЬ
АВТОЗАРУБЕЖЬЕ
МАЛАЙЗИЯ - СТРАНА БЕЗ ДОРОЖНОЙ Милиции
Василий ФЕДОРОВ. Фото создателя
Когда едешь из аэропорта столицы страны Куала-Лумпура к центру городка, сперва чувствуещь, как глубоко заблуждался, полагая, что страшнее столичных дорожных пробок зверька нет. Есть, уверяю вас. 20 км пути за два часа, да еще не в час пик, а поздно вечерком - полностью обычное явление для столицы Малайзии. Но из задержек в дороге тут никто не делает катастрофы. Запоздания малайзийцы даже планируют, публика за рулем относится к ним философски. Причину отыскиваете в особенностях государственного нрава - терпимости к чужим ошибкам. И в общем уровне культуры, сложившемся в период новой истории страны.
Малайзия богатела за счет разумного и оптимального использования собственных природных ресурсов - нефти, олова, натурального каучука, пальмового масла. И, естественно, было бы несправедливо не добавить - за счет ума. Процесс развития страны носил цивилизованный нрав, так что прослойки выскочек, сколотивших состояния на жульничестве, не образовалось. Отсюда, полагаю, и поведение водителей на дороге. Никто приемуществ не просит - не едет на красноватый свет, претендуя на свою исключительность, не превосходит скорость и не расшугивает пешеходов. О заезде на тротуар и речи нет. Мои рассказы о лихой езде в Москве слушатели принимали как небылицу-анекдот... Ну и пешеход в Куала-Лумпуре не дразнит автолюбителей, не путается под колесами на проезжей части. Заходит в положение: многие пешеходы - сами водители, а на "собственных двоих" разгуливают поэтому, что так резвее передвигаться по центральным улицам.
Уровень автомобилизации в Малайзии, простите за тавтологию, - на уровне. Свою машину в городках (деревня в Азии - статья особенная) имеет фактически любая 2-ая семья. И это при том, что автомобиль дорог. На завезенные из других стран таможенная пошлина добивается 200 процентов. Но от этого "мерседесов" и "тойот" на улицах меньше не становится. Но главное действующее лицо на дороге - это собственный, малайзийский "Протон".
Начинался государственный автомобиль так же, как в почти всех других странах. 1-ые "протоны" модели "Сага" всего каких-либо 14 годов назад до последнего винтика собирались из комплектов, присланных "Мицубиси". Ничего малайского, не считая наименования, в машине не было. Сейчас, как говорят авторитетные спецы, разные модели "Протона", хотя и напоминают японские концепты, но национальны по "содержимому" и оригинальны по форме уже на 80-85 процентов. Что признает и сама "Мицубиси", принужденная сейчас соперничать с "протонами" на рынках многих государств. Кстати, в Рф автомобиль из Юго-Восточной Азии в первый раз был представлен на Международном автомобильном салоне в Москве и имел фуррор. На данный момент генеральный дистрибьютор "Протона" - компания "Вентус" приступила к постоянным поставкам малайзийского автомобиля в нашу страну. По стоимости и качеству он полностью сравним с европейскими и тем паче с азиатскими машинами. Что уже подтверждено на очень жестких рынках Англии и Австралии.
Вот что еще оказывается на виду в Куала-Лумпуре - дороги всюду разрыты. Нагоняют упущенное - идет их строительство и реконструкция. В годы, когда началась массовая автомобилизация, никому и в голову не пришло заняться модернизацией имеющихся дорог и строительством новых. Тут вышло приблизительно то же, что и в Москве, где мы сейчас расхлебываем последствия близорукой политики прежних "отцов" городка. Но Куала-Лумпур отличается от русской столицы тем, что# даже в критериях денежного кризиса на дорожное строительство выделяются очень большие суммы. Работы проходят отменно, стремительно, аккуратненько. К примеру, на целом ряде центральных (не таких уж и широких) улиц прямо по середине проезжей части тянут высшую эстакаду. И, представьте, никто движение тут не перекрывает - стройка занимает всего одну полосу. Обнесенная аккуратной изгородью, особенных морок автомобилистам она не приносит.
Водители-малайзийцы ездят, приходится признать, непринципиально в смысле мастерства вождения. Наверняка, дает знать очень либеральная система обучения и получения водительской лицензии, по-нашему - "прав". Весь курс занимает 21 час и стоит 550 ринггитов (около 140 баксов - малая заработная плата местного бюджетника). 5 часов вы слушаете в милиции лекцию о правилах движения. После нее никаких экзаменов либо тестов: прослушал - означает, знаешь. После этого наступает самое ответственное испытание - практическое вождение. Совместно с инструктором необходимо провести за рулем 16 часов. Как вам комфортно: можно хоть все 16 откатать сразу, можно за 4-5 раз - обычно так и делают. Наездил, получил справочку - и именно тогда уж пожалуй в полицейский участок на тест. Знакомый офицер милиции произнес мне, что не может припомнить варианта, когда соискатель лицензии не получил бы ее с первого раза. "Ну и что такового, что наехал на столб? - философски увидел полицейский чин. - Зато в последующий раз не наедет. И позже, вы, что ли, российские, никогда не ошибаетесь..." Возражать не стал. Понятно, почему многие малайзийцы на дороге грешат неаккуратной ездой.
Сейчас о самом поразительном: в Малайзии нет ничего схожего на нашу госавтоинспекцию либо западную дорожную полицию. Такая, как они сами считают, им просто не нужна. Полицейские выезжают на место дорожного происшествия исключительно в случае, как говорится, "большой крови". Во всех других ДТП ее участники разбираются сами. Мне тщательно поведали, как это смотрится на практике.
К примеру, вас стукнули с боковой стороны и очень помяли крыло. Водители останавливаются, обмениваются воззрениями по поводу происшедшего и записывают госномера друг дружку. После этого у каждого из их в распоряжении 24 часа: за этот период времени в полицейский участок следует подать заявление с подписями обеих сторон с изложением деталей происшедшего. Принципиально вот что: та сторона, которая не удосужилась за отведенные день подписать заявление, автоматом признается виноватой. Если есть два заявления и в их есть расхождения, милиция производит разбор происшедшего. Денежные вопросы утрясают страховые компании. Не застраховать машину в Малайзии считается просто неблагопристойным.
В милиции огромных городов есть специалисты-авторитеты по дилеммам движения. К их помощи прибегают в тяжелых случаях, скажем, при превосходных заторах в центре. Тогда и они ловко и энергично направляют потоки транПодвескаа по радиальным маршрутам, мимо центральной части городка, пока столпотворение не рассосется.
Вообщем, полицейского, занимающегося дорожными неуввязками, вы встретите изредка. Но его присутствие вы стремительно обнаружите, если припаркуете автомобиль в неположенном месте. В таковой ситуации местный страж порядка не станет подходить к вам и гласить нечто вроде: "Эй, юноша, ну-ка валяй отсюда, тут стоянки нет!" Полицейский терпеливо дождется момента, когда вы покинете машину и отправитесь по делам. Вот тогда настанет его час - на стекле вашего авто немедля появится квитанция с извещением о штрафе. Оплачивают штрафы в Малайзии все: не платить - для себя дороже.
Но сможете быть размеренны в другом: у полицейского не то что с языка не сорвется, да и в идей не возникнет подозрения, что ваш автомобиль с липовыми номерами. Подобного в стране просто не бывает, равно как и угонов. Если вы на ночь оставили машину в глухом переулке, сможете быть убеждены, что никто не обыщет ваш "бардачок" и не снимет магнитолу. О колесах я уж не говорю.
Два слова об уличных стоянках. Практически они все платные. Разве что у пятизвездного отеля (если вы постоялец либо гость), у гипермаркета вас повстречает человек в ливрее, возьмет ключи и, выдав номерок, отгонит автомобиль на "ведомственную" бесплатную стоянку. Во всех других случаях следует платить от 2 до 4 ринггитов (0,5-1 бакс). Правда, своими очами лицезрел стоянку в центре по 15 ринггитов за час. Но это, молвят, редчайшее исключение. Много парковок подземных, также открытых высотных, собранных из железных конструкций. В одном из гипермаркетов нашел стоянку, на которую заезжаешь по "винту" на крышу (6-й этаж) и уже оттуда своим ходом отправляешься вниз на эскалаторе за покупками. Но всюду и везде объявления у платных парковок предупреждают: ответственности за сохранность вашего автомобиля никто не несет. Полагайтесь лишь на свою страховую компанию и ни на кого больше. Ну как у нас! Если бы еще ставки наших страховых компаний были по кармашку...
О платных дорогах. Местным властям и в ужасном сне не приснится просто взять ну и сделать бесплатную дорогу платной - сшибить деньгу, так сказать. Плату взимают за проезд только по поновой построенным дорогам и исключительно в том случае, если у нее есть бесплатный "дублер". Пусть не таковой удачный и "быстроходный", но бесплатная кандидатура должна быть непременно.
По местным меркам, плата за использование дорогами необременительна. К примеру, от столицы штата Селангор - города Шах-Алам, где размещена штаб-квартира компании "Протон", - проезд до Куала-Лумпура (это приблизительно 30 км) стоит около 3 ринггитов. Процедура сбора средств на контрольных пт не тормозит движение. Автомобиль задерживается на КПП менее чем на 15 секунд: процесс отлажен до мелочей.
И, наверняка, самое сильное воспоминание, ошеломляющее москвича. Ему очень не по привычке, что, находясь в центре перегруженного транПодвескаом городка, обгоняешь не бензиновый перегар, а запах тропических растений. Город зелен и благоухает до одури: пахнут расцветающие деревья, пальмы, газоны, цветники, нескончаемые парки и скверы... И приходишь к мысли, что автомобиль все-же может ужиться с окружающей средой. Местные спецы поведали, почему тут так. Во-1-х, в стране отказались (поточнее - воспретили) эксплуатировать авто старше 10 лет. Во-2-х, "поголовно" оснастили машины нейтрализаторами. Не то чтоб вас хватают за гортань и требуют их приобрести. Просто без оного автомобиль не приобретешь. Плюс качество бензина: не считая очень незапятнанного дизтоплива по стоимости 0,65 ринггита за литр, вы можете залить в бак только два сорта - "Экстру" и "Супер". Других тут не бывает. Их стоимость однообразная - 1,15 ринггита (около 30 центов) за литр. Поглядели бы московские власти на это буйство тропической зелени в самом центре авто Вавилона - тут есть над чем задуматься...
Федерация Малайзия - правительство в Юго-Восточной Азии. Размещено на полуострове Малакка и части острова Калимантан. Обрела независимость в 1957 году. Население - 20,2 млн. чел. (малайцы, китайцы, индийцы). По уровню социально-экономического развития заходит в число "азиатских драконов".
"Протон" - восходящая "звезда" малайзийского авторынка.
Чистота автомобилей - показатель цивилизованности страны.
Улицы без тротуаров. Но места всем хватает.
"Мерседесы" возят с ветерком.
Пешеходов пропускают и без светофора.
Автомобильная стоянка в Куала-Лумпуре: кому-то досталась тень.




