ОМСК Штришки К ПОРТРЕТУ
ОМСК: Штришки К ПОРТРЕТУ
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
ГОРОД НА ФОНЕ АВТОМОБИЛЯ
ОМСК: Штришки К ПОРТРЕТУ
Об авто жизни
городка, претендующего на звание
"столицы Сибири".
Леонид САПОЖНИКОВ, Аркадий КОЗЛОВ. Фото создателей и Э. Савина
Для справки.
Население - 1 280 000 человек.
Площадь - 560 км2.
Легковых автомобилей - 155 210. Грузовиков - 24 316. Автобусов - 6 226.
Малость ИСТОРИИ
Омск лежит к западу от Новосибирска в том месте, где Транссиб пересекает Иртыш. В 1716 году посланец Петра Первого полковник Бухгольц заложил тут крепость и, длительно не думая, именовал ее в честь притока Иртыша - реки Омь. В крепости, как положено, был тюремный острог, который вошел в историю: с 1850 года в нем отбывал четырехлетнее заключение Достоевский.
С Омском плотно сплетены и другие блестящие имена. Тут родился живописец Врубель, управлял военным оркестром композитор Алябьев, пару лет трудились в "шарашке" НКВД "неприятели народа" Туполев и Цариц. Из Омска уехали в столицу блестеть на всю страну артисты Миша Ульянов, отец и отпрыск Дворжецкие, сестры Аросевы, Спартак Мишулин. Местные обитатели обожают вспоминать (сейчас уже без оглядки по сторонам), что Омск и сам целый год был столицей: до ноября 1919-го тут находилась резиденция Верховного правителя Рф Александра Колчака...
Почему же практически ничего не знаем о настолько увлекательном городке? С того времени, как в 1941-м в Омск было эвакуировано много военных заводов, над ним на полстолетия опустилась уплотненная заавесь секретности. Еще бы: аэрокосмическая индустрия, танковый завод, объединение по выпуску авиационных движков...
СЕКРЕТ МЭРА
Поначалу проедем по Омску, чтоб просто понаблюдать за его авто жизнью. Зимой в Сибири можно обходиться без указателя температуры: чем холодней, тем больше скопление пара за каждым автомобилем. Кстати, из-за низкой влажности даже тридцатиградусный мороз не отличается тут лютым характером. Естественно, в штилевую погоду.
Омичи - Различное сдержанные, спокойно-доброжелательные. Это проявляется и в манере езды. Терпеливо пропускают имеющих преимущество и, что в особенности оказывается на виду, законопослушно подают сигналы поворотов. Даже не верится, что при таковой идиллии бывают тяжкие ДТП: в 1997 году на улицах городка погибло более 100 человек.
Манера манерой, а ведь количество машин за 5 последних лет возросло в полтора с излишним раза. Сейчас на 1000 омичей приходится 121 легковой автомобиль - цифра по российским меркам большая. Из импортных машин больше всего "тойот". Но на втором месте "форды" из ФРГ, а за ними "audi", "ниссаны" и БМВ. Как нам растолковали, Омск - самая восточная точка воздействия германского автопрома. С Новосибирска уже начинается очевидное засилье "японцев". Этот раздел не случаен: дорога от Омска на восток по Новосибирской области имеет два недостроенных участка длиной приблизительно 30 км каждый. Проехать без заморочек там можно только зимой. Ожидается, что строительство окончат сначала 1999 года, тогда и сравнимо дешевенький японский "секонд-хэнд" хлынет на омский авторынок и дальше всюду. Если, естественно, покупателей вновь не испугают дискуссиями о запрете правого руля...
По Омску мы колесили то на "рафике", то на "Волге" и за 5 дней, к собственному изумлению, нашли только одну выбоину (перед жд вокзалом). На проезжей части не видно даже заплат. У местных дорожников отсутствует само понятие "кусочно-ямочный ремонт" - зазорное, но настолько обычное в Европейской части Рф.
В беседе с мэром городка Валерием Рощупкиным мы совсем от всей души сравнили омские дороги с варшавскими.
- Ну, не совершенно так, они у нас еще поганенькие, - пококетничал мэр.
А позже открыл секрет. Многие предприятия пока не могут уплатить налоги в городской бюджет, и эти их долговые обязательства город смог отчасти реализовать, а отчасти поменять на материалы для строительства дорог. После чего, не соблазнившись дешевкой, закупили современную технику. Из ФРГ пришли ремиксеры для восстановления дорог способом переработки старенького асфальта. Вот почему нет выбоин и заплат. Кстати, себестоимость такового ремонта на 40% ниже нашей обыкновенной.
- Чтоб повысить пропускную способность дорог, - гласит Рощупкин, - нужно не только лишь их облагораживать, да и убрать с проезжей части пешеходов. В наиблежайшие три года мы построим 56 подземных и надземных переходов.
Интересно, что к этому проекту в Омске завлекли психологов.
Не забугорных, а собственных, знающих нрав русского человека. Их вывод: подземные переходы у нас популярны, так как вниз спускаешься просто и беспечно, а там уж, некуда деться, пойдешь ввысь. Надземные же начинаются с подъема, а поэтому многие не захочут ими воспользоваться и будут переходить дорогу... А вы гласите - "разумом Россию не осознать!".
НОРМАТИВ ПО "ЗАЙЦАМ"
Федор Михайлович Достоевский, присмотревшись к Омску, писал: "Невзирая на холод, служить тут очень тепло. Различное живут обыкновенные, нелиберальные; порядки старенькые, прочные, веками освященные". В общем, ограниченный (в неплохом смысле слова) регион. Либо, как сегодня предпочитают гласить, размеренный.
В этом, как считает Рощупкин, одна из обстоятельств внимания к Омску на Западе. Два года вспять его приняли в "Метрополис" - клуб столиц мира со штаб-квартирой в Париже. Приблизительно тогда же он получил льготный кредит Глобального банка на покупку 300 городских автобусов "Mercedes".
У читателя наверное появился вопрос: как это, Омск - в клубе столиц? Дело в том, что "Метрополис" несколько расширил рамки, приняв в собственный состав семь нестоличных, но почетаемых городов - от Нью-Йорка и Монреаля до Омска. Вот так и вышло, что Рощупкин вдвоем с Лужковым представляют там Россию.
Не считая дорог, в Омске приятно поражает публичный транПодвеска. И сначала бессчетные автобусы (каждый денек выходит на линию около 1100). Посреди их меньше чадящих и содрогающихся ветеранов. Совместно с "мерседесами" турецкой и голицынской сборки по городским маршрутам ездит уже не меньше сотки чешских "карос". В каждом автобусе - кондуктор, ибо одно из критерий Глобального банка говорит: количество безбилетников не должно превосходить 10 процентов.
Рисунки С АВТОРЫНКА
Авто дилеров в Омске пока малость, хотя процесс, как говорится, пошел. Так, в деньки нашего пребывания раскрылось консульство "УзДэу", предлагающее "Нексию", "Тико" и микроавтобус "Дамас". Цены, естественно, не узбекские, но все таки ниже столичных: "Нексия 1,5 GL" - 64 тыщи рублей, "Тико" - около 37 тыщ.
Нанеся узбекско-корейским сибирякам визит вежливости, мы направились на авторынок. Он сравнимо невелик и по-сибирски спокоен. В киосках и прямо "с рук" продают всяческие запчасти - нередко, обыкновенно, непонятного свойства. Коробейники стойко, как оловянные солдатики, дежурят у собственных раскладок. Экипированы они на славу: тулупы, валенки, меховые шапки. Любопытно, при каком морозе рынок прекращает работать? При тридцатиградусном он еще вовсю работал.
Автомобилей для реализации не сильно много (в среднем 700-800 в денек), но они самые различные. Посреди российских, как всюду, доминируют ВАЗы, импорт же более-менее поровну представлен европейскими и японскими марками. Повстречался нам и заморский "Линкольн-Таункар", невесть каким ветром занесенный в сибирские степи.
На рынке работает отделение РЭО ГАИ - грустно известной русским автомобилистам службы регистрации транПодвескаа. Но тут, представьте, обходятся без очередей и нервишек. Инспектор воспринимает для сверки сразу два заявления: от торговца о снятии с учета и от покупателя о постановке на учет. Таким обычным методом очередь сокращается в два раза.
Не считая ГАИ, на рынке расположились отделение Сбербанка, нотариус, пункт обмена валюты и даже консультант из таможни. А означает, прямо на месте можно покончить со всеми формальностями - на это уходит какой-либо час-полтора.
Антон Чехов, проехавший в 1890 году через всю Сибирь, писал в путных очерках: "По всему тракту не слышно, чтобы у проезжего чего-нибудть украли. Характеры тут тут волшебные, традиции добрые".
С того времени характеры очень поменялись, в особенности за последние 80 лет. Все таки отметим справедливости ради, что добрые традиции остались: количество угонов в Омске по европейским понятиям малозначительное. За неделю исчезает в среднем 10 машин, четыре-пять из их полиция находит.
ДАЕШЬ "Живы Деньги"!
Три омских завода имеют непосредственное отношение к автомобилям: нефтеперерабатывающий, шинный и коробок передач. Молвят, в 50-е годы Омску (точнее, его партийному управлению) была предоставлена возможность выбора меж строительством нефтезавода и академгородка. Бензин тогда стоил копейки, но избрали завод, так как классовая структура населения городка и без того имела "перекос" в сторону интеллигенции. Академгородок остался Новосибирску...
Омский нефтезавод по мощности - 4-ый в мире. Даже на данный момент, когда его способности употребляются далековато не стопроцентно, он перерабатывает в день 50 тыщ тонн нефти. При этом глубина ее переработки - самая высочайшая в Рф (до 80%).
В 1996 году завод произвел больше 4 миллионов тонн бензина, из их 10% неэтилированного. В прошедшем году толика бессвинцового бензина возросла до 40% - не поэтому ли, что вырастают его поставки в Москву?
В самом Омске этилированный бензин пока не запрещен. Цены горючего на АЗС в среднем таковы: А-80 - 1 руб. 30 коп., АИ-92 - 1 руб. 60 коп., АИ-96 - 2 руб. 40 коп., дизтопливо - 1 руб. 90 коп. На трассах области заправка обходится несколько дороже, но без горючего нигде не останешься.
Омский шинный завод (сейчас АО "Омскшина") может выпускать в год до 4 миллионов шин, не считая велосипедных. А делает чуток больше миллиона. Глубочайший кризис сзади, но встать на ноги мешают фирмы-монополисты, прибравшие к рукам источники натурального каучука и других важных компонент. Завод выпускает "обувь" для автомобилей, автобусов, тракторов и другой сельхозтехники, для байков и даже для самолетов. Но главное внимание обязан уделять шинам для легковушек, так как, как выразился шеф рекламной службы АО, "это живы деньги".
Раз в год "Омскшина" осваивает шесть-восемь новых моделей. На данный момент ставит на создание шины для ВАЗов и "Оки" (высокоскоростные всесезонные), для "Таврии" и "Запорожца" (с зимним рисунком под шипы). Не забыт и ЗИЛ-5301 ("Бычок").
Есть у завода СП со словацкой компанией "Тореадор". Ассортимент его продукции пока неширок - "жигулевские" шины, зато годичный выпуск достигнул 400 тыщ.
Рисуя даже беглыми штрихами авто портрет Омска, нельзя умолчать о заводе коробок передач. Хотя он, будучи плотью от плоти военно-промышленного комплекса, привык к безвестности. Когда "Ижмаш" приступал к выпуску "Москвича-412ИЭ", создание важных агрегатов поручили заводам ВПК. Подвеску стали делать в Перми, движок - в Уфе, а коробку "повесили" на Омское моторостроительное предприятие им. Баранова. Так в марте 1967 года под крылом создателей движков для МИГов и СУ появился земной и на самом деле собственной несекретный, но все равно закрытый завод.
В наилучшие времена тут делали 350 тыщ "москвичовских" коробок в год, а на данный момент - только 45 тыщ. Четырехступные, для моделей 412 и 2140, поставляют в главном в торговлю, а пятиступную - "Ижмашу" для "Орбиты". Ижевск часто рассчитывается за коробки автомобилями, и омские коммерсанты отлично знают: пользующийся популярностью "каблук" дешевле всего "у Баранова" (24 500 рублей).
Директор Виктор Созин грел нас в прохладном кабинете чаем и говорил, что завод не сдается: освоил управляющие пальцы для КамАЗа, зиловские поршни...
Заместо ПОСЛЕСЛОВИЯ
В денек отъезда мы случаем узрели в одном из кабинетов мэрии свежайший факс: "Сообщаем, что сотрудником Главной Крымской астрофизической обсерватории Бурнашевой Беллой Алексеевной открыта малая планетка, зарегистрированная в Интернациональной книжке малых планет под № 3406 и нареченная в честь городка Омска - "Омск".
Вот и вышел город в космос нежданно-негаданно... Что ж, фортуны для тебя, малая планетка!
Мэр Омска Валерий Рощупкин.
Холодно! Зябнут носы, и пешеходов меньше, чем машин.
Тихий уголок городка.
Таковы тут часы "пик".
Минус 30. Рынок работает вовсю.
Старенькый центр - Любинский проспект.