ГДЕ ОПЕЛЬ ДОГОНЯЕТ ЛАДУ
ГДЕ "ОПЕЛЬ" ДОГОНЯЕТ "ЛАДУ"
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
АВТОЗАРУБЕЖЬЕ
ГДЕ "ОПЕЛЬ" ДОГОНЯЕТ "ЛАДУ"
Как поменялась жизнь автомобилистов в Литве - сейчас одной из государств Балтии?
Валдас ВАЛЮКЕВИЧЮС, редактор авто отдела газеты "Lietuvos Rytas". Вильнюс. Фото создателя
Всего пять-шесть годов назад литовцы лицезрели дорожные пробки исключительно в забугорных телерепортажах. Сейчас они сами часто в их попадают - в особенности в Вильнюсе. Если в 1990 году в республике было записанно 450 тыщ легковых автомобилей, то на данный момент их более 700 тыщ. "Лады", составлявшие абсолютное большая часть, еще пока лидируют (191 тыс.), но их толика свалилась приблизительно до 25% и продолжает падать. Второе-третье места делят "Опель" и "Audi" (по 80 тыс. машин), за ними следуют "Фольксваген" (67 тыс.) и "Форд" (43 тыс.).
Обычный литовский автомобилист - это человек, зарабатывающий за месяц от 400 до 700 баксов. Автомобиль для него не страсть, а рабочее орудие. Он покупает его за 2-4 тыщи баксов по объявлению в газетах (сначала - "Lietuvos Rytas" и "Alio reklama") либо на рынке.
Наибольшие рынки - в Вильнюсе по субботам, в Марьямполе (140 км к западу от столицы) по вторникам и в Ретавас (50 км восточнее Клайпеды) по воскресеньям. Покупатели из СНГ стали бояться рынка в Каунасе из-за промышляющей там "братвы".
Вильнюсский рынок в пригороде Гарюнай собирает по 2-3 тыщи автомобилей. Те, что с литовской "пропиской", продаются с огромным трудом. Все отыскивают машины, только-только пригнанные из Германии, Нидерландов, Франции. Имея 3000 баксов, можно приобрести 9-летние "Ауди 80", "Мазду-626" либо " Мицубиси Галант", восьмилетние "Форд-Сьерра" либо "Рено 19", семилетнюю "Тойоту-Карина". За эти же Энциклопедия грузовых автомобилей доступен и " Фольксваген Гольф" семи-восьми лет. В других городках цены импортных машин ниже в среднем на 100-200 баксов.
Клиент не должен строить иллюзий: подавляющее большая часть автомобилей побывало в ДТП. В один прекрасный момент я прошелся по вильнюсскому рынку с экспертом-автотехником. Осмотрев 100 машин, он установил, что 78 из их отремонтированы после аварии, а у 82 "скручены" спидометры. Обычно, они демонстрировали пробег 120-150 тыс. км - приблизительно половину реального. Торговцы обычно не опровергают, что они приобретают в Германии послеаварийные авто либо такие, которым не пройти тот техосмотр без дорогостоящего ремонта. Но мало-мальски сведущему человеку ясно и без этих признаний, что в неприятном случае их бизнес был бы убыточным.
Таковой автомобиль - "кот в мешке". Чтоб свести риск к минимуму, клиент обычно предлагает торговцу съездить в центр технической диагностики. Проверка на современных щитах стоит там дешево - всего 7 баксов. В случае хорошего результата остается оформить в нотариальном бюро за 10-20 баксов акт купли-продажи.
Каковы последующие расходы литовского автомобилиста?
Регистрация машины в милиции стоит $15, официальный техосмотр - $8. Так именуемый дорожный налог платят только компании (определенный процент от оборота), но не личные автолюбители. Нет пока в Литве и закона об неотклонимом страховании штатской ответственности, так что практически у всех в этой статье расходов - прочерк...
Неплохой владелец, естественно, сходу после покупки поменяет масло в движке и коробке. Выбор масел очень широкий. Спектр цен - тоже: от полутора до 10 баксов за литр. Посреди дешевеньких моторных на рынке лидируют "Карлюб", "Мотор Голд", "Пемко", "Фина", посреди дорогих - "Шелл", "Эльф", "Би-Пи", "Тексако".
Расходы на бензин у каждого свои. По статистике обитатель Вильнюса в возрасте от 25 до 45 лет, зарабатывающий 400-700 баксов за месяц, раз в год наезжает 20-30 тыщ км. А литр "95-го" стоит в среднем 0,45 бакса - вот и считайте. Дизельное горючее существенно дешевле - $0,30.
Планируя собственный бюджет, автомобилист должен предугадать и расходы на штрафы. Они очень зависят от его характера. Если превышение скорости до 10 км/ч "стоит" всего $2,5, а от 10 до 20 км/ч - $5, то превышение на 50 и поболее обойдется нарушителю в 250 баксов.
Милиция не жалеет опьяненных: впервой штрафуют на 500 баксов либо отбирают водительское удостоверение на 2 года. При повторении - $1000 либо лишение "прав" на 3-5 лет. Правда, по новенькому законодательству наказанию подлежит только шофер, у которого толика алкоголя в крови больше 0,4 промилле (проще говоря, можно безбоязненно испить бутылку пива либо пару рюмок водки).
Принципиальная статья расходов - хранение автомобиля. Кирпичный гараж в Вильнюсе стоит, зависимо от места, 2500-5500 баксов, что не каждому по кармашку. Месяц на стоянке обходится в столице в $20-25, а на периферии - в 12-15.
И, в конце концов, сервис. В "фирменном", у дилера, один час работы механика стоит от 15 до 30 баксов. В обыкновенной мастерской - приблизительно $8. Как показал опрос, услугами фирменных 100 пользуются только 15% автолюбителей, другие же обращаются в маленькие мастерские либо чинят машину сами.
Клиенты дилерских 100 - это, в главном, обладатели новых автомобилей, имеющих гарантию. Располагая 10 тыщами баксов, в автомобильном салоне можно приобрести, к примеру, такие модели: " Форд Ка" и " Форд Фиеста", " Фольксваген Поло", "Мазда 323 Мио", " Ниссан Микра", " Хёндэ Акцент", " Дэу Нексия", "ФИАТ-Пунто", " Опель Корса", " Рено Твинго" и " Рено Клио". Самая доступная из новых - " Шкода Фелиция": всего 7 тыщ баксов.
Автомобилисты, которые желают спать расслабленно, отдают предпочтение японским, французским, итальянским машинам - у воров эти марки пока не в чести. По статистике больше всего воруют германские и вазовские модели (последние - только для реализации в СНГ).
В центре Вильнюса теснота все заметнее.
Пробки на дорогах, заполненных, видите ли, импортными машинами, стали ежедневными.
Оборудование в автосервисе позволяет беспристрастно судить о состоянии машины.
Ралли журналистов популярны в Литве.