Осторожно, шлагбаум опускается!
Похоже, в ближайшие годы все главные федеральные дороги станут платными. Планы правительства на сей счет навели Игоря Моржаретто на невеселые размышления.

БЕЗ ДУБЛЕРОВ
Минэкономразвития предлагает сделать платные федеральные автодороги безальтернативными, то есть не прокладывать бесплатные дублеры! Глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина обещает, что их построят, как того просит закон, но потом – когда в стране на то появятся средства. А пока финансировать развитие транПодвесканой инфраструктуры Рф поможет конкретно взимание средств с автомобилистов. Плата за проезд будет, дескать, необременительной, потому соц потрясений такое решение не вызовет... Но чем поручится госпожа министр, что не вызовет? Участившиеся демонстрации автомобилистов по другим обоснованным поводам ставят ее утверждение под колебание. И вообще, что это за мерило экономической целесообразности – вспыхнут либо не вспыхнут акции протеста? Как будто можно методично усугублять условия жизни, лишь бы не довести до взрыва. Я-то, доверчивый, задумывался, что правительство призвано благосостояние людей облагораживать... Практики сотворения безальтернативных платных автотрасс нигде в мире нет. Когда писали русский закон об автомобильных дорогах, в качестве эталона взяли южноамериканский и европейские. Во всех прописана неотклонимая бесплатная кандидатура. Так что мы рискуем стать первопроходчиками по части «иного не дано». Естественно, это в случае, если правительство уверит Госдуму и президента в необходимости поменять закон русский. Тогда, по задумке министерства, бесплатную кандидатуру отменят не только для строящихся дорог, но и для реконструируемых. Уже намечены объекты: платными в этом году могут стать около 230 км трассы «Дон», а также «Беларусь». «»Да что вы возмущаетесь? – гласил мне один большой дорожный начальник. – У дороги М4 «Дон» есть ведь бесплатный дублер – М2 «Крым»...«» Хорошенький «дублер»! Эти трассы делят сотки км, а летом дорога Москва – Белгород – Симферополь и так перегружена Несложно отыскать, откуда «растут ноги» у министерской идеи. Средств на строительство и содержание дорог выделяется из бюджета все меньше – вот и решили содрать еще одну шкуру с автомобилистов. «АВТОДОР» ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
Три года придумывали и утверждали концепцию «Автодора»: госкомпания призвана совершить прорыв в дорожном строительстве. Задачка животрепещущая, ситуация безотрадная: за год в стране вводится порядка 1 тыс. км новых магистралей, а для поступательного экономического развития страны срочно требуется не меньше 9 тыс. км! Для сопоставления: в Китае строительство опорной сети федеральных трасс уже завершено, сейчас в стране прокладывают региональные – в год сдают по 7– 8 тыс. км. Так какие «прорывы» готовится совершить госкомпания? Млрд экономных рублей планируется освоить... нет, не на строительстве новых, а на ремонте имеющихся трасс. Меж тем, авторитетные в стране специалисты говорят, что латанием (простите, «реконструкцией») имеющейся дорожной сети ситуацию не исправить, скоростные магистрали нужно строить с нуля, а не провозглашать «автобанами» подправленные шоссе, серьезно износившиеся с советских времен. Но смотрите, что далее. Трассы «Дон» и «Беларусь» компания «Автодор» получит в доверительное управление уже в мае 2009-го и сделает часть участков платными – по рублю за километр (такой подготовительный тариф). В 2011-м шлагбаумы должны показаться на М3 «Украина» и М10 «Скандинавия» – самых загруженных шоссе федерального значения. На их содержание, реконструкцию и новое строительство в ближайшие 5 лет «Автодор» планирует израсходовать около 1,3 трлн. рублей. И за то же время выстроить и реконструировать всего 1,4 тыс. км автодорог – наименее 300 км раз в год. Оценили трудовую нагрузку? А кстати, новые участки тоже станут платными? Собственного опыта «продавать километры» у нас нет, и, по логике, составители нашенской концепции должны бы обратиться к сторонней практике. Так ведь в развитом зарубежье толика платных дорог – около 3% протяженности сети. К примеру, в США из 6,7 млн. км государственной дорожной сети всего 7,4 тыс. км платных. Ездить по ним неразорительно, и у каждой есть бесплатный путь-дублер... «»Интересно, когда и где у нас собирается строить хайвеи «Автодор»? Во всяком случае, я об этом ничего не знаю«», – произнес Миша Блинкин, научный управляющий НИИ транПодвескаа и дорожного хозяйства. А еще ученый провел расчеты: при запланированных госкомпанией расценках на строительство она никогда не сможет окупить издержки, а значит, – и гадать нечего – будет просить все новые средства из бюджета. «Даже при тарифе 3–4 рубля за километр сроки окупаемости платных автострад нереально спрогнозировать, – уверен Блинкин. – Да и много ли желающих свернет на такие дороги при схожем прейскуранте?» Ведь за проезд через 11 платных участков от Москвы до Новороссийска придется дать больше 1 тыс. руб.!
Но, так как других схем проезда не будет, то найдутся поневоле желающие. И еще: не исключаю, через год-другой у шлагбаума с нас попросят уже по пятерке за кэмэ. Это оптимистичный прогноз.
А если деньги выискать не в карманах автограждан? По данным организации «Движение автомобилистов России», из налогов автолюбителей фактически на дороги на данный момент расходуется около 9%, другие Энциклопедия грузовых автомобилей идут на очень принципиальные, вне сомнения, цели – пенсии, заработной платы бюджетникам, неотложные нужды... Да мало ли на что еще! Но при чем тут мотивированные налоги?! Может, разумнее перераспределить средства от транПодвесканых налогов в пользу автострад, чтоб не плодить новые поборы? Эта идея витает в воздухе – не зря же возобновились дискуссии о необходимости возродить дорожные фонды, в которые стекались бы все профильные Энциклопедия грузовых автомобилей (и соответственно расходовались). Напомню, это предложение поддержал президент Рф Д. Медведев.

БЕЗ ДУБЛЕРОВ
Минэкономразвития предлагает сделать платные федеральные автодороги безальтернативными, то есть не прокладывать бесплатные дублеры! Глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина обещает, что их построят, как того просит закон, но потом – когда в стране на то появятся средства. А пока финансировать развитие транПодвесканой инфраструктуры Рф поможет конкретно взимание средств с автомобилистов. Плата за проезд будет, дескать, необременительной, потому соц потрясений такое решение не вызовет... Но чем поручится госпожа министр, что не вызовет? Участившиеся демонстрации автомобилистов по другим обоснованным поводам ставят ее утверждение под колебание. И вообще, что это за мерило экономической целесообразности – вспыхнут либо не вспыхнут акции протеста? Как будто можно методично усугублять условия жизни, лишь бы не довести до взрыва. Я-то, доверчивый, задумывался, что правительство призвано благосостояние людей облагораживать... Практики сотворения безальтернативных платных автотрасс нигде в мире нет. Когда писали русский закон об автомобильных дорогах, в качестве эталона взяли южноамериканский и европейские. Во всех прописана неотклонимая бесплатная кандидатура. Так что мы рискуем стать первопроходчиками по части «иного не дано». Естественно, это в случае, если правительство уверит Госдуму и президента в необходимости поменять закон русский. Тогда, по задумке министерства, бесплатную кандидатуру отменят не только для строящихся дорог, но и для реконструируемых. Уже намечены объекты: платными в этом году могут стать около 230 км трассы «Дон», а также «Беларусь». «»Да что вы возмущаетесь? – гласил мне один большой дорожный начальник. – У дороги М4 «Дон» есть ведь бесплатный дублер – М2 «Крым»...«» Хорошенький «дублер»! Эти трассы делят сотки км, а летом дорога Москва – Белгород – Симферополь и так перегружена Несложно отыскать, откуда «растут ноги» у министерской идеи. Средств на строительство и содержание дорог выделяется из бюджета все меньше – вот и решили содрать еще одну шкуру с автомобилистов. «АВТОДОР» ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
Три года придумывали и утверждали концепцию «Автодора»: госкомпания призвана совершить прорыв в дорожном строительстве. Задачка животрепещущая, ситуация безотрадная: за год в стране вводится порядка 1 тыс. км новых магистралей, а для поступательного экономического развития страны срочно требуется не меньше 9 тыс. км! Для сопоставления: в Китае строительство опорной сети федеральных трасс уже завершено, сейчас в стране прокладывают региональные – в год сдают по 7– 8 тыс. км. Так какие «прорывы» готовится совершить госкомпания? Млрд экономных рублей планируется освоить... нет, не на строительстве новых, а на ремонте имеющихся трасс. Меж тем, авторитетные в стране специалисты говорят, что латанием (простите, «реконструкцией») имеющейся дорожной сети ситуацию не исправить, скоростные магистрали нужно строить с нуля, а не провозглашать «автобанами» подправленные шоссе, серьезно износившиеся с советских времен. Но смотрите, что далее. Трассы «Дон» и «Беларусь» компания «Автодор» получит в доверительное управление уже в мае 2009-го и сделает часть участков платными – по рублю за километр (такой подготовительный тариф). В 2011-м шлагбаумы должны показаться на М3 «Украина» и М10 «Скандинавия» – самых загруженных шоссе федерального значения. На их содержание, реконструкцию и новое строительство в ближайшие 5 лет «Автодор» планирует израсходовать около 1,3 трлн. рублей. И за то же время выстроить и реконструировать всего 1,4 тыс. км автодорог – наименее 300 км раз в год. Оценили трудовую нагрузку? А кстати, новые участки тоже станут платными? Собственного опыта «продавать километры» у нас нет, и, по логике, составители нашенской концепции должны бы обратиться к сторонней практике. Так ведь в развитом зарубежье толика платных дорог – около 3% протяженности сети. К примеру, в США из 6,7 млн. км государственной дорожной сети всего 7,4 тыс. км платных. Ездить по ним неразорительно, и у каждой есть бесплатный путь-дублер... «»Интересно, когда и где у нас собирается строить хайвеи «Автодор»? Во всяком случае, я об этом ничего не знаю«», – произнес Миша Блинкин, научный управляющий НИИ транПодвескаа и дорожного хозяйства. А еще ученый провел расчеты: при запланированных госкомпанией расценках на строительство она никогда не сможет окупить издержки, а значит, – и гадать нечего – будет просить все новые средства из бюджета. «Даже при тарифе 3–4 рубля за километр сроки окупаемости платных автострад нереально спрогнозировать, – уверен Блинкин. – Да и много ли желающих свернет на такие дороги при схожем прейскуранте?» Ведь за проезд через 11 платных участков от Москвы до Новороссийска придется дать больше 1 тыс. руб.!
