С колес – в небо
С колес – в небо
1-ый ПОЛЕТ
Прыгаем в автомобиль – и через 10 минут мы на аэродроме. Сюда со всех концов Величавых Лук уже стягиваются машины с пилотами, наблюдателями, обслуживающим персоналом и просто любопытствующими. Исполненные значительности, прибывают авто с воздушными шарами, ведь тут все сейчас вертится ради их и их владельцев… При этом машины самые различные – от народных «буханок» и «газелей» до франтоватых японских и американских вседорожников.
Пока техники готовят аэростаты, а пилоты проходят инструктаж и получают задания, потенциальные пассажиры пробуют напроситься в полет. Директор соревнований Валера Латыпов сейчас хороший (наконец летная погода установилась!) и всех без исключения счастливчиков, исхитрившихся оказаться на поле, распределяет по корзинам. Поистине, «кто рано встает, тому... тому и в полет», вот!
Сейчас пилотам предстоит выполнить три задачки: пропархать за отведенное время малое расстояние, позже сделать в воздухе крутой поворот на 90 градусов, а потом «промчаться» (средняя скорость 5–7 км/ч) еще несколько км до избранной цели. Сделать это тяжело, ведь термический аэростат формально – неуправляемый летательный аппарат; пилот может только подымать его либо опускаться ниже в поисках попутного ветра
Но это все теория. На практике же я с огромным трудом забираюсь в плетеную открытую корзину размером метр на метр; не считая пилота Анатолия Щугорева, в ней как-то поместились еще его отпрыск Коля, пилот-стажер и четыре немаленьких баллона с газом. Взлетели и достаточно стремительно поднимаемся ввысь. Рядом пощелкивает циферками некий прибор: ого, а высота, оказывается, уже больше 500 метров! Понизу медлительно проплывают дома, петляет стремительная речка Ловать, а рядом повисли еще три 10-ка разноцветных шаров!
Охото петь что-то про российское раздолье либо просто орать на всю Ивановскую, но помешаешь пилоту – выполнение каждой задачки он должен отметить маркером (кинуть в условное место цветную ленту с грузиком). После приземления все ленты придется собрать, чтоб предъявить арбитре – наблюдающему. Для экипажа аэростата «Татнефть» я оказался не очень счастливым талисманом – 1-ый маркер угодил в болото, 2-ой – в речку, а 3-ий завис на вершине высокой сосны…
Два часа управляемого полета – и воздушный шар плавненько приземляется в назначенном месте. Изумрудно-зеленое поле, если глядеть на него с высоты, расчерчено необычными узорами, кругами и линиями. А вот поблизости оказывается, что после нескольких дней непрерывных дождиков оно перевоплотился в сущее болото! Но мы мужественно выпрыгиваем в высшую влажную травку и тащим подвисшую в воздухе корзину к краю поля – куда может проехать наша «Газель». Тем, у кого вэдовые машины, легче, но в этом сезоне и они, бывает, садятся на брюхо; чтоб их вытаскивать, в аэропорту под парами стоит гусеничный тягач…
Позже оболочку кладут на бок – она длительно колышется, напоминая большого дышащего кита, вдруг задумавшего вылезти на сушу. Еще полчаса – шар сложен по всем правилам науки и совместно с корзиной и иным оборудованием занял свое место в кузове «Газели». А мы совместно с наблюдателем отправляемся на сбор маркеров. 1-ый в течение получаса пришлось сбивать с ветки палками, за вторым – нырять в прохладную запятнанную речку (как досадно бы это не звучало, его так и не отыскали), а 3-ий находили в болоте, перескакивая с кочки на кочку. Но все-же команда уложилась в отведенное время (на поиски маркеров отводится 5 часов), и даже осталось еще на обед и маленький сон. Ведь в семь вечера нужно быть опять в аэропорту – всех собирают на брифинг перед вечерними полетами. На сон остается совершенно не достаточно – два-три часа, и опять в воздух… И так все 10 дней, пока в Величавых Луках проходит каждогодная интернациональная встреча воздухоплавателей (она же – открытый русский чемпионат).
Драгоценное Наслаждение
Меж иным, воздухоплавание сейчас – один из самых престижных видов Подвескаа во всех продвинутых странах. И при всем этом – массовый! В США, например, записанно около 100 тыщ аэростатов, на соревнования собирается сразу до 2 тыщ участников! (Можно только представить, какая это краса – одновременный старт такового огромного количества шаров!) У нас на всю обширную страну – 50 воздушных шаров и человек 100 лицензированных пилотов. Почему так не достаточно – длительно разъяснять не нужно. Аэростат со всем нужным оборудованием (корзина, газовая горелка с баллонами, система навигации и т.д.) стоит приблизительно 20 тыс. долл.. Для его перевозки нужно, естественно, иметь подходящее транПодвесканое средство. Многие компании, беря во внимание моду на воздухоплавание, предлагают особые модификации автомобилей – с грузовым отсеком, двойной кабиной и полным приводом. Ведь шар может приземлиться где угодно (в наших критериях – норовит обязательно в болоте). Мечта хоть какого российского аэронавта – собственный пикап. Как досадно бы это не звучало, и это наслаждение недешевое: на 30 участников в Величавых Луках был один таковой – « Додж Дакота» у столичной команды «Ярило». Другие приспосабливали все, чем богаты – от «просто джипов» до «Газели» с двойной пассажирской кабиной. Но в последнем случае тот, кто смог добраться до Величавых Лук, мог в местном аэропорту арендовать для соревнований специально оборудованный «уазик-буханку».
В силу денежных обстоятельств большая часть шаров принадлежит в Рф большим компаниям, которые содержат команды в маркетинговых целях. Более трудно получить разрешение на полеты. Например, в тех же Величавых Луках утренние полеты должны были непременно заканчиваться к 9 часам – позже, может быть, над нефтепроводом начнет работать вертолет… А, может, и не начнет, но полеты шаров лучше запретить. И лицензию пилота получить тяжело – в Рф это может быть только с 18 лет. А в почти всех странах возрастной ценз куда мягче, там летать можно уже в 14. Недоверие различных органов отражается и на количестве иноземцев: в Луках, например, их было всего трое – янки, голландец и венгр.
Но невзирая на все трудности и препоны, шары летают уже в Москве и Сыктывкаре, Перми и Пскове, Татарстане…
Воздухоплавателями НЕ Появляются
Прошлый военный летчик, а сейчас энергетик из Альметьевска Анатолий Щугорев пробовал поначалу летать на Подвескаивных самолетах, позже переключился на аэростат. Благо спонсор нашелся – компания «Татнефть». Правда, всех расходов по роли в соревнованиях она не покрывает (спасибо, хоть часть оплачивает!), приходится выкраивать из собственных средств, но небо того стоит…
А Виктор Горобец из Москвы, невзирая на возраст (ему малость за 50), – самый юный по стажу пилот: меньше сотки часов налета. Однажды увидел полет воздушных шаров, сам поднялся в небо на аэростате – и все. Благо средств он уже успел заработать, потому решил – пора их растрачивать. Заказал воздушный шар, прошел семь кругов ада по его оформлению, закончил курсы подготовки – и сейчас знай для себя «оттопыривается по полной программе» (выражение самого пилота). У 20-летнего янки Ника Доннера таких заморочек, видимо, не было – он уже налетал под тыщу часов, захватил у себя на родине чемпионский титул ну и разъезжает по соревнованиям! В Россию? Классно!..
Иноземцы в Величавых Луках – редчайшие птицы. Но если уж залетают сюда, то прикипают душой. Прошлый пилот «Люфтганзы», а сейчас один из самых именитых в мире аэронавтов голландец Матайс де Брюин в первый раз попал сюда лет 10 вспять. Мудрейшему голландцу очень нравятся российские Различное, их простота и скромность, дамы, одетые в юбки, а не джинсы…
– В один прекрасный момент перед штабом соревнований пилот и Подвескаивный наблюдающий (арбитр – И.М.) звучно спорили, – вспоминает де Брюин. – Я заволновался и спросил, не должны ли мы вмешаться. Мой друг ответил: «Не волнуйтесь, они или уничтожат друг дружку, или пойдут и выпьют водки. Последнее более вероятно». Он оказался прав…
…Я не знаю, придется ли мне снова когда-нибудь подняться в небо на воздушном шаре. Но даже глядеть на их полет с земли можно нескончаемо. И – грезить...
1-ый ПОЛЕТ
Прыгаем в автомобиль – и через 10 минут мы на аэродроме. Сюда со всех концов Величавых Лук уже стягиваются машины с пилотами, наблюдателями, обслуживающим персоналом и просто любопытствующими. Исполненные значительности, прибывают авто с воздушными шарами, ведь тут все сейчас вертится ради их и их владельцев… При этом машины самые различные – от народных «буханок» и «газелей» до франтоватых японских и американских вседорожников.
Пока техники готовят аэростаты, а пилоты проходят инструктаж и получают задания, потенциальные пассажиры пробуют напроситься в полет. Директор соревнований Валера Латыпов сейчас хороший (наконец летная погода установилась!) и всех без исключения счастливчиков, исхитрившихся оказаться на поле, распределяет по корзинам. Поистине, «кто рано встает, тому... тому и в полет», вот!
Сейчас пилотам предстоит выполнить три задачки: пропархать за отведенное время малое расстояние, позже сделать в воздухе крутой поворот на 90 градусов, а потом «промчаться» (средняя скорость 5–7 км/ч) еще несколько км до избранной цели. Сделать это тяжело, ведь термический аэростат формально – неуправляемый летательный аппарат; пилот может только подымать его либо опускаться ниже в поисках попутного ветра
Но это все теория. На практике же я с огромным трудом забираюсь в плетеную открытую корзину размером метр на метр; не считая пилота Анатолия Щугорева, в ней как-то поместились еще его отпрыск Коля, пилот-стажер и четыре немаленьких баллона с газом. Взлетели и достаточно стремительно поднимаемся ввысь. Рядом пощелкивает циферками некий прибор: ого, а высота, оказывается, уже больше 500 метров! Понизу медлительно проплывают дома, петляет стремительная речка Ловать, а рядом повисли еще три 10-ка разноцветных шаров!
Охото петь что-то про российское раздолье либо просто орать на всю Ивановскую, но помешаешь пилоту – выполнение каждой задачки он должен отметить маркером (кинуть в условное место цветную ленту с грузиком). После приземления все ленты придется собрать, чтоб предъявить арбитре – наблюдающему. Для экипажа аэростата «Татнефть» я оказался не очень счастливым талисманом – 1-ый маркер угодил в болото, 2-ой – в речку, а 3-ий завис на вершине высокой сосны…
Два часа управляемого полета – и воздушный шар плавненько приземляется в назначенном месте. Изумрудно-зеленое поле, если глядеть на него с высоты, расчерчено необычными узорами, кругами и линиями. А вот поблизости оказывается, что после нескольких дней непрерывных дождиков оно перевоплотился в сущее болото! Но мы мужественно выпрыгиваем в высшую влажную травку и тащим подвисшую в воздухе корзину к краю поля – куда может проехать наша «Газель». Тем, у кого вэдовые машины, легче, но в этом сезоне и они, бывает, садятся на брюхо; чтоб их вытаскивать, в аэропорту под парами стоит гусеничный тягач…
Позже оболочку кладут на бок – она длительно колышется, напоминая большого дышащего кита, вдруг задумавшего вылезти на сушу. Еще полчаса – шар сложен по всем правилам науки и совместно с корзиной и иным оборудованием занял свое место в кузове «Газели». А мы совместно с наблюдателем отправляемся на сбор маркеров. 1-ый в течение получаса пришлось сбивать с ветки палками, за вторым – нырять в прохладную запятнанную речку (как досадно бы это не звучало, его так и не отыскали), а 3-ий находили в болоте, перескакивая с кочки на кочку. Но все-же команда уложилась в отведенное время (на поиски маркеров отводится 5 часов), и даже осталось еще на обед и маленький сон. Ведь в семь вечера нужно быть опять в аэропорту – всех собирают на брифинг перед вечерними полетами. На сон остается совершенно не достаточно – два-три часа, и опять в воздух… И так все 10 дней, пока в Величавых Луках проходит каждогодная интернациональная встреча воздухоплавателей (она же – открытый русский чемпионат).Драгоценное Наслаждение
Меж иным, воздухоплавание сейчас – один из самых престижных видов Подвескаа во всех продвинутых странах. И при всем этом – массовый! В США, например, записанно около 100 тыщ аэростатов, на соревнования собирается сразу до 2 тыщ участников! (Можно только представить, какая это краса – одновременный старт такового огромного количества шаров!) У нас на всю обширную страну – 50 воздушных шаров и человек 100 лицензированных пилотов. Почему так не достаточно – длительно разъяснять не нужно. Аэростат со всем нужным оборудованием (корзина, газовая горелка с баллонами, система навигации и т.д.) стоит приблизительно 20 тыс. долл.. Для его перевозки нужно, естественно, иметь подходящее транПодвесканое средство. Многие компании, беря во внимание моду на воздухоплавание, предлагают особые модификации автомобилей – с грузовым отсеком, двойной кабиной и полным приводом. Ведь шар может приземлиться где угодно (в наших критериях – норовит обязательно в болоте). Мечта хоть какого российского аэронавта – собственный пикап. Как досадно бы это не звучало, и это наслаждение недешевое: на 30 участников в Величавых Луках был один таковой – « Додж Дакота» у столичной команды «Ярило». Другие приспосабливали все, чем богаты – от «просто джипов» до «Газели» с двойной пассажирской кабиной. Но в последнем случае тот, кто смог добраться до Величавых Лук, мог в местном аэропорту арендовать для соревнований специально оборудованный «уазик-буханку».В силу денежных обстоятельств большая часть шаров принадлежит в Рф большим компаниям, которые содержат команды в маркетинговых целях. Более трудно получить разрешение на полеты. Например, в тех же Величавых Луках утренние полеты должны были непременно заканчиваться к 9 часам – позже, может быть, над нефтепроводом начнет работать вертолет… А, может, и не начнет, но полеты шаров лучше запретить. И лицензию пилота получить тяжело – в Рф это может быть только с 18 лет. А в почти всех странах возрастной ценз куда мягче, там летать можно уже в 14. Недоверие различных органов отражается и на количестве иноземцев: в Луках, например, их было всего трое – янки, голландец и венгр.
Но невзирая на все трудности и препоны, шары летают уже в Москве и Сыктывкаре, Перми и Пскове, Татарстане…
Воздухоплавателями НЕ Появляются
Прошлый военный летчик, а сейчас энергетик из Альметьевска Анатолий Щугорев пробовал поначалу летать на Подвескаивных самолетах, позже переключился на аэростат. Благо спонсор нашелся – компания «Татнефть». Правда, всех расходов по роли в соревнованиях она не покрывает (спасибо, хоть часть оплачивает!), приходится выкраивать из собственных средств, но небо того стоит…
А Виктор Горобец из Москвы, невзирая на возраст (ему малость за 50), – самый юный по стажу пилот: меньше сотки часов налета. Однажды увидел полет воздушных шаров, сам поднялся в небо на аэростате – и все. Благо средств он уже успел заработать, потому решил – пора их растрачивать. Заказал воздушный шар, прошел семь кругов ада по его оформлению, закончил курсы подготовки – и сейчас знай для себя «оттопыривается по полной программе» (выражение самого пилота). У 20-летнего янки Ника Доннера таких заморочек, видимо, не было – он уже налетал под тыщу часов, захватил у себя на родине чемпионский титул ну и разъезжает по соревнованиям! В Россию? Классно!..
Иноземцы в Величавых Луках – редчайшие птицы. Но если уж залетают сюда, то прикипают душой. Прошлый пилот «Люфтганзы», а сейчас один из самых именитых в мире аэронавтов голландец Матайс де Брюин в первый раз попал сюда лет 10 вспять. Мудрейшему голландцу очень нравятся российские Различное, их простота и скромность, дамы, одетые в юбки, а не джинсы…
– В один прекрасный момент перед штабом соревнований пилот и Подвескаивный наблюдающий (арбитр – И.М.) звучно спорили, – вспоминает де Брюин. – Я заволновался и спросил, не должны ли мы вмешаться. Мой друг ответил: «Не волнуйтесь, они или уничтожат друг дружку, или пойдут и выпьют водки. Последнее более вероятно». Он оказался прав…
…Я не знаю, придется ли мне снова когда-нибудь подняться в небо на воздушном шаре. Но даже глядеть на их полет с земли можно нескончаемо. И – грезить...