Рано радоваться
Рано радоватьсяВ первом чтении приняты «гуманистические поправки» в закон об ОСАГО. Если они пройдут, водители получат неограниченное количество благ, но дорого за их заплатят.

Сейчас шофер, попавший в дорожно-транспортное происшествие (ДТП) не по своей вине, должен обращаться за выплатой в компанию, где полис ОСАГО брал нарушитель правил. Пострадавшим приходится часами дожидаться служащих ГИБДД, которые должны зафиксировать происшествие. Поправки к закону об ОСАГО, приготовленные Минфином по поручению правительства, призваны упростить жизнь водителям и обосновать необходимость роста тарифов.

Новшества. Поправки предлагают, во-1-х, уже с 1 июля 2008 года разрешить пострадавшим в трагедии обращаться за выплатой к страховщику, у которого они брали полис, а не в компанию виновника ДТП, как делается на . Правда, получить возмещение таким образом можно будет только за поврежденное имущество. Во-2-х, если участники малеханьких аварий оценили вред в границах 25 тыс. рублей и договорились, кто из их виновен, им не придется вызывать гаишников. Эта процедура называется Европротокол (в Европе так работают уже 40 лет), и если закон вступил в силу, процедура начнет действовать с 1 декабря 2008 года. В-3-х, вырастет размер выплат по «автогражданке» в части жизни и здоровья пострадавших – с 240 тыс. рублей на всех потерпевших до 160 тыс. рублей на каждого человека. В-4-х, уменьшится малый срок деяния полиса ОСАГО – с полугода до 3-х месяцев. Так что дачники смогут брать полис только на летние месяцы. Срок, в течение которого страховщик должен либо выплатить возмещение, либо отказать в нем, растет с 15 до 30 дней. Зато за каждый день просрочки компания долж будет платить клиенту неустойку зависимо от страховой суммы. Коэффициент – 1/75 учетной ставки ЦБ.

Во вторник поправки поддержали 381 из 450 депутатов Госдумы. Такой лоббистский успех стал результатом переговоров Минфина и страхового общества, тянувшихся больше года. Страховое общество уверяло, что перед тем как корректировать закон об ОСАГО, необходимо решить ряд заморочек: сконструировать единые методики оценки вреда техническими специалистами, которых сейчас около 5 разновидностей, сделать единую информационную базу, в какой была бы информация о всех владельцах полисов ОСАГО. Но с тех пор дальше обсуждений дело не пошло. «Принятие поправок в первом чтении стало для страхового общества определенным толчком. На Данный Момент нам придется решать все трудности в сжатые сроки, – считает директор агентства страхования ответственности «Макса» Светлана Гусар. – На Данный Момент уже никто не колеблется, что этот закон будет воплощен в жизнь». Как поведал заместитель гендиректора ВСК Евгений Уфимцев, на базе Российского союза автостраховщиков (РСА) уже создается единый клиринговый центр, через который убытки будут урегулироваться напрямую. Пострадавший будет обращаться к собственному страховщику, а тот через клиринговый центр получать эти средства со страховщика виновника ДТП.

Бизнес есть бизнес. Но стоит узреть, что поправки потребуют добавления новых и роста имеющихся тарифов по ОСАГО. Например, доходное дачникам нововведение, уменьшающее срок деяния полиса до 3-х месяцев, потребует вмешательства в постановление правительства, где прописаны все базовые коэффициенты по ОСАГО.

Не считая , увеличение размера выплат по жизни и здоровью, пусть и незначительное, не может не отразиться на тарифах. Не говоря уже об уровне мошенничества, которое с введением Европротокола должно очень возрасти. «Если ранее страховые случаи добивались официального дизайна с ролью представителя ГИБДД, то на данный момент, к , шофер «Жигулей», который давно вожделел поменять поцарапанное крыло, может фальсифицировать соответствующий документ и получить возмещение от страховой компании», – отмечает заместитель председателя правления «Национальной страховой группы» Алексей Кириенко.

Или, например, водители смогут вступить в сговор, приобрести полисы ОСАГО в 10 компаниях, сымитировать катастрофу и получить 10 выплат. На возмещение можно получить только с заверенным гаишником извещением о ДТП на руках, и бандюганам приходится договариваться с сотрудниками ГИБДД. Если закон вступит в силу, такой нужды больше не будет и схема жульничества упростится. «Из-за отсутствия единой базы клиентов и страховых случаев, выплаты страховщиков по ОСАГО ощутимо вырастут, что вероятней всего приведет к повышению тарифа», – предвещает Алексей Кириенко.

Дискуссии о необходимости роста тарифов по «автогражданке» ведутся уже более . В прошедшем декабре несколько актуариев по заказу Росстрахнадзора предоставили результаты исследования, согласно которым базовый тариф по ОСАГО должен быть повышен до 2009 года на 47%. Нынешние «гуманистические» поправки только добавят поводов к увеличению тарифов и цены полисов.

ОПЫТ: Рвение к совершенству

«Гуманистические поправки» разрабатывались на базе опыта Запада, где попавшие в катастрофу водители просто обмениваются визитками и разъезжаются, предоставляя решение всех заморочек страховщикам.

Все началось 40 лет назад, когда в некоторых странах огромные компании договорились платить своим клиентам, чтобы те могли не обращаться к страховщику виновника ДТП. «Во Франции совершенно такая система была введена в 1968 году, – ведает начальник управления «Европейский протокол» РСА Андрей Юрьев. – Чуть позже, в 1972 году, был введен и сам Европротокол». В Рф деяния развиваются по аналогичному сценарию. В 2005 году девять огромных страховщиков договорились о взаимном урегулировании убытков. Опыт не удался, но уверил рынок в необходимости рвения к европейским стандартам. И сейчас прошедший 1-ое чтение законопроект предлагает сначала ввести функцию прямого урегулирования убытков, а уже через 5 месяцев – Европротокол. Андрей Юрьев уверен, что так и будет. Никто не колеблется, что поправки пройдут.
ремонт автомобиля