Заволжское братство
Заволжское братство
Наружные СКОРОСТНЫЕ Свойства Движков ЗМЗ-40524.10, -40525.10, -40904.10. Движок ЗМЗ-406 рабочим объемом 2,3 литра в Рф очень популярен, обширно всераспространен. С учетом пожеланий российских потребителей на его базе сделаны варианты увеличенного рабочего объема - 2,5 л (ЗМЗ-405) и 2,7 л (ЗМЗ-409). При разработке новых моделей моторный завод стремится унифицировать конструкции, потому в их много общих деталей. Но есть и отличия. В ближайшее время движки перетерпели ряд конфигураций, связанных с введением более жестких экологических норм - Евро III. О их мы и поведаем. Наружные скоростные свойства движков представлены на графиках. Напомним, что движок 40525.10 предназначен для «Волги», 40524.10 - для «Газели», «Соболя», 40904.10 - для современных автомобилей УАЗ.
У мотора 406 поперечник цилиндра 92 мм против 95,5 мм у 405-го. Старенькый, до введения норм Евро III, блок405 просто «узнать» по соответствующим поперечным прорезям-щелям шириной 2 мм в охлаждающей системе меж цилиндрами. Они улучшали теплоотвод от стен цилиндров, но снижали твердость верхней «плиты» блока. При затяжке болтов крепления головки дополнительно деформировались стены цилиндров, создавая трудности, которых движок 406, имеющий выполненные в литье протоки меж цилиндрами (за счет большей величины межцилиндровой перемычки - 14 мм против 10,5 мм), не знал! Забегая вперед, скажем, что эта конструкция, к счастью, оказалась временной: обнаружив более удачное решение, от прорезей отказались.
С января 2008 г. для автомобилей ГАЗ и УАЗ завод начал выпускать движки, отвечающие нормам токсичности Евро III. Посреди их мотора 406 уже нет, на сборочные потоки автозаводов поставляются только движки 405 и 409. Блок цилиндров у их единый. Снаружи он отличается от прежнего 406-го формой отверстий системы остывания меж цилиндрами: у старенького они круглые, у нового напоминают треугольники со скруглениями. Для понижения расхода масла на угар у нового блока изменены характеристики плосковершинного хонингования цилиндров (глубина, ширина и углы наклона рисок). К заднему торцу блока шестью болтами М6 крепится крышка с резиновой манжетой, уплотняющей цапфу коленвала. Для установки картера сцепления есть два центрирующих штифта и 6 резьбовых отверстий М10.
Совершенствуя движок, конструкторы вместе с технологами смогли доработать блок цилиндров и усовершенствовать процесс литья - в блоке 405 (назовем его новым) также удалось сделать протоки в отливке меж цилиндрами (показаны стрелками). От этого выиграла твердость блока, а конфигурации, внесенные в крепление головки цилиндров, - более глубочайшие резьбовые отверстия в блоке, удлиненные болты, новенькая прокладка (см. ниже) - позволили обеспечить более точную, с наименьшими деформациями, геометрию цилиндров в зоне работы поршневых колец. В нижней части блока видны приливы, которые вместе с крышками коренных подшипников образуют опоры коленчатого вала. Крышки сделаны из прочного чугуна, любая крепится 2-мя болтами М12х1,25.
Головка блока цилиндров всех движков ЗМЗ Евро II была единая. С введением требований Евро III она доработана, с прежней невзаимозаменяема. Исключены каналы системы холостого хода – ее функции делает электронно-управляемый дроссель. В фронтальной части головки есть два отверстия для крепления крышки цепи, а с левой стороны – две бобышки с резьбовыми отверстиями для крепления креплений ресивера впускной системы. Оптимизируя
конструкцию головки, ее массу снизили на 1,3 кг.
Переход на управление движком с электрическим дросселем позволил избавиться от ряда деталей. Посреди их регулятор холостого хода с воздушными патрубками, дроссельный патрубок с датчиком положения заслонки, также шланги для обогрева дроссельного узла от системы остывания. На снимке показано, что представляла собой эта конструкция!
В новых моторах увеличена длина болтов крепления головки (как и глубина резьбовых отверстий в блоке). Это позволило несколько разгрузить зону работы поршневых колец от напряжений, вызванных усилием затяжки болтов. Новые болты крепления головки – под ключ TORX 60 с резьбой М 14х1,5 – стали на 24 мм длинней.
Ресурс новых приводных ремней компании Rubena не меньше, чем автоматического натяжителя. С установкой его поменялись длины ремней. Так, на движках без насоса гидроусилителя руля ранее был поликлиновой ремень длиной 1220 мм, сейчас применяется ремень длиной 1275 мм. С насосом гидроусилителя ставился ремень длиной 1370 мм, а сейчас он удлинен до 1413 мм.
Потому что при электронно-управляемой системе холостого хода обычный регулятор холостого хода не нужен, ресивер системы впуска воздуха избавился от резьбовых отверстий для крепления регулятора и кронштейна троса механического привода дроссельной заслонки. Для понижения уровня вибраций и шума системы впуска воздуха на ресивере сделали приливы для крепления креплений, связывающих ресивер с головкой цилиндров. Зависимо от модели мотора используют различные дроссели – фланцы ресиверов для их крепления также различны. Для движков 40524 и 40525 – три точки крепления дросселя, для 40904 – четыре.
Прежнюю прокладку головки блока из безасбестового армированного материала с металлическими окантовками уплотнения цилиндров сменила железная, компании Elring Klinger - двухслойная, с пружинящими «зигами», обеспечивающими уплотнение газовых соединений, каналов систем смазки и остывания. Эта прокладка создана для движков 405 и 409 под нормы Евро III. В сжатом, рабочем состоянии ее толщина 0,5 мм против 1,5 мм у прежней, мягенькой прокладки. Современная более термостойка и к тому же позволяет накрепко герметизировать соединение головки и блока цилиндров при наименьшем моменте затяжки болтов по сопоставлению с прежним. А это тоже уменьшает деформацию цилиндров. В прокладке есть два дополнительных отверстия под болты крепления крышки цепи к головке. С прокладками для движков Евро II она невзаимозаменяема.
В крышке цепи для мотора 40524,40525 и 40904 под нормы Евро III, в отличие от предшественников 406,405 и 409, появились два дополнительных отверстия для крепления головки блока цилиндров. Не считая того, она получила обработанную площадку для установки автоматического натяжителя компании Litens ремня привода вспомогательных агрегатов. Узел рассчитан на пробег 150 тыс. км.
Заместо механических дроссельных патрубков, работающих довольно примитивно и нередко не обеспечивающих нужную чистоту выхлопных газов, начали использовать электрические дроссели, дозволяющие выполнить более жесткие экологические требования. При всем этом ГАЗ предпочел для движков 40524 и 40525 дроссель 1 SIEMENS, а УАЗ для мотора 40904 дроссель 2 - BOSCH.