Пострадавшая сторона
Пострадавшая сторона
Кузов автомобиля в большинстве случаев изготовлен из стали. А потому что она проводит электронный ток, конструкторы стремительно научились сберегать на минусовых проводах. Значит ли произнесенное, что «минус» наименее важен для машины, чем «плюс»? Естественно, нет. Но некие особенности схемы полезно знать. К примеру, при «прозвонке» участка цепи через выключенный потребитель – лампу и т.п. – чувствительный тестер принимает их как «землю». Нить накаливания (в особенности сильной лампы) – довольно отменная связь!
Потребители электричества на автомобиле включены параллельно, и если цепи исправны, на каждую лампочку либо моторчик подается положенное напряжение – 1-ая сияет в согласовании с ее мощностью, 2-ой бодро жужжит. Все происходит согласно закону Ома для участка цепи: I = U/R, где U – напряжение питания (12 В или несколько большее при работе генератора), I – сила тока, R – сопротивление. (Тут и дальше предполагаем, что мощность источника питания достаточна для поддержания требуемого напряжения.)
Но если соединение с «массой» машины нарушается, в электрическом оборудовании может воцариться хаос. В данном случае некие потребители оказываются соединены поочередно, хотя напряжение питания на такую цепь приходит прежнее – 12 В. И начинаются «загадки». К примеру, лампы фонаря либо фары при включенном вентиляторе остывания мотора сияют вполовину, а сам вентилятор чуть подает признаки жизни, грозя движку перегревом. В такт указателю поворота могут подмигивать лампы «стопа», света заднего хода и т.п. Разумеется, что питание, хотя и слабенькое, в этих случаях к лампам поступает – но откуда?
Неувязка появилась почти во всем из-за того, что реальных мест заземления проводки на кузов не достаточно. Будь у каждой лампочки надежная связь по «минусу», сюрпризов они бы не преподносили. Но машина, как досадно бы это не звучало, станет дороже.
Мы приводим часть электросхемы некоего обычного автомобиля с его болячками. Давайте разберемся, как и почему электроприборы иногда работают в таком необычном режиме. Хоть какой электрик-практик знает, что в каждом случае причина – в нехороший связи минусовых проводов с «массой», прямо до ее полного разрыва (правда, это событие редчайшее). Почаще в контакте провода с «массой» из-за коррозии появляется сопротивление, намного большее, чем подразумевал конструктор, проектировавший проводку, – а ведь стопроцентно одолеть коррозию еще никому не удавалось. Случаются ли такие неудачи с импортными машинами? Естественно. Но все-же пореже, чем у нас. Проводка изготовлена по разуму, ну и собрана аккуратней.
Мест заземления видимой части электрического оборудования не настолько не мало: четыре-пять либо немногим больше. Обычно они есть у каждой фары и заднего фонаря, не считая этого, «минус» батареи связан с кузовом машины, «минус» стартера с движком, а последний – с кузовом, по другому стартер будет работать плохо или совсем откажет. Один из признаков нарушения контакта устройств с «массой» – «необъяснимое» включение индикаторов на приборном щитке: если, к примеру, при нажатии на педаль тормоза вспыхнул индикатор «габаритов», это должно заставить задуматься.
О связях проводки с кузовом полезно временами вспоминать – очищать, смазывать, подтягивать соединения. Хотя мы тут приводим некие примеры отказов, на практике навряд ли есть смысл глубоко изучить причину каждого – обычно проще привести в порядок проводку.
Кусок СХЕМЫ Электрического оборудования:
1, 12 – лампы повторителей указателей поворота; 2, 11 – лампы указателей поворота в фарах; 3, 10 – фронтальные лампы габаритного света; 4, 9 – лампы (либо нити) далекого света; 5, 8 – лампы (нити) близкого света; 6 – вентилятор; 7 – лампа контроля освещения на щитке устройств; 13 – обмотка реле зажигания; 14 – включатель света заднего хода;
15 – включатель стоп-сигнала; 16, 24 – лампы указателей поворота в задних фонарях;
17, 23 – задние лампы габаритного света;
18, 22 – лампы стоп-сигнала; 19, 21 – лампы света заднего хода; 20 – лампы освещения номерного знака; I, II, III и IV – главные точки заземления на «массу».
Представим, окислилось соединение минусового провода левой фары с «массой» в точке I, в нашей схеме самой нагруженной. Из-за этого при включении массивного вентилятора 6 нужный ему ток не может, как положено, уйти на «массу» кузова. Через окисленное соединение, нагревая его, может быть, уйдет часть тока, а другая – через нити ламп 1, 2 и 24 (мигалки по левому борту) попадет на минус через заземление III, вызывая более либо наименее ослабленное свечение этих ламп. Еще одна часть уйдет через нити ламп 3 и 10 «габаритов», также через лампочку контроля 7. Последняя может пылать достаточно ярко – она маломощная, даже на данный момент питания ей хватает. Часть тока через нити 4, 5, 8, 9 далекого и близкого света фар поступает на заземление II. Те лампы, которые в этой ситуации оказались соединены поочередно, делят напряжение, питающее этот участок, в согласовании с законом Ома: больше напряжения перепадает маломощным – они и сияют ярче. Нити близкого и далекого света могут вообщем не пылать – они самые массивные, их сопротивление малое. Вентилятор, мощность которого приблизительно 200 Вт, в этой игре «голодает» больше всех: вертится еле-еле либо вообщем бездействует.
А если заместо вентилятора включить, к примеру, ближний свет? Картина другая. Ток, потребляемый левой фарой, сейчас идет по «ближней» нити 5, а от нее – поначалу по «дальней» левой 4, а потом еще по далекой правой 9. Если допустить, что нить 5 хоть малость сияет, то обе далекие – навряд ли, падение напряжения на их совершенно маленькое. А вот ближний свет правой фары обычный, ведь на его нить подается полное напряжение питания. Естественно, часть тока уйдет и через нити ламп 2, 1, 24 по левому борту машины, а какое-то небогатое питание достанется лампам 3, 7 и 10.
А вот очередной фокус! Если потеряно заземление III заднего левого фонаря, то при включении стоп-сигнала лампа 22 мощностью 21 Вт чуть тлеет – в поочередной цепи с ней две таковой же мощности лампы заднего хода, а параллельно им – другие (23, 24 и.т.д.). А вот правый «стоп» (лампа 18) пылает нормально. При включении же заднего хода картина схожая, только сейчас поочередно с его левой лампой соединены обе лампы «стоп» – 18 и 22. Зато правая лампа заднего хода 19 пылает нормально. Маломощная (5 Вт) лампа 23 левого габаритного света, если его включить, пылает практически в полный накал, ведь нити других – массивных 21-ваттных ламп обеспечивают ей достаточное заземление.
Выходит, оперируя то задним ходом, то тормозами, машину можно уподобить новогодней елке, благо огоньки разноцветные!
Кстати, вероятна ситуация, когда при выключении замка зажигания мотор не остановится. В главном это касается русских карбюраторных авто с реле зажигания. Если включен задний ход (сцепление выжато) и нажата педаль тормоза, напряжение с выключателя 15 через нити ламп 22 и 21 поступает на включатель 14, а с него на контакт 85 обмотки реле зажигания. «Подсевшего» после ламп напряжения все таки довольно, чтоб реле, потребляющее очень маленький ток, около 100 мА, удерживалось во включенном состоянии – зажигание работает. Но если отпустить тормоз либо выключить передачу, мотор остановится. Кстати, при таком режиме лампочка контроля генератора (на схеме ее нет), оставшаяся без плюса от замка зажигания, но с плюсом от генератора, будет ярко пылать.
НАПОМНИМ Неким ЧИТАТЕЛЯМ «АЗБУЧНЫЕ» Правды
Мощность потребителя (к примеру, лампы) – это произведение используемого тока на напряжение питания. (Мощность 1 ватт = 1 вольт . 1 ампер). Если мощности 2-ух ламп в поочередной цепи равны, то обе светят идиентично – вполовину. При различных мощностях слабенькая пылает ярче сильной.
В этой схеме ввели связь меж точкой А и «массой». Это привело к тому, что лампа 21 Вт светит полным накалом, а лампа 2 Вт оказалась не у дел – ток через ее нить не проходит (с обоих концов нити – минус).
Если различные лампы соединить параллельно, то на каждую подается напряжение 12 В – любая светит полным накалом, соответственно собственной мощности. Но – только при условии, что мощность самого источника питания довольно велика, по другому ток в нитях снизится и они греются меньше, чем требуется.