Правила деления
Правила деления
Высочайший и просторный «Форд-Турнео Коннект» – близкий родственник микроавтобуса «Транзит». И все-же это всего только вэн, при этом не самый емкий – 5-местный. Количество вероятных классификаций предметов, событий и пр. громадно и стремится к бесконечности. Авто – в числе более благодатных предметов для систематизатора. Можно группировать их по мощности либо объему цилиндров, по стоимости либо типу кузова, по конструкции коробки либо, скажем, цвету. Исходя из убеждений маляра, последнее – совершенно не абсурдно.
Можно, естественно, именовать японский «Мицубиси-Миникэб вэн» мини-вэном: по форме похож. Правда, машинка 5-местная, длиной всего 3395 мм, к тому же вэдовая. Придумайте для нее класс сами. Русская, а позже и русская отраслевая систематизация предполагала деление по рабочему объему движков. Напомню: 2-ой по счету в индексах всех легковых автомобилей стояла цифра 1. 1-ая зависела от объема мотора: до 1,2 л (особо малый класс) – цифра 1, от 1,2 до 1,8 л (малый класс) – 2, от 1,8 до 3,5 л (средний класс) – 3, выше 3,5 л (большой класс) – 4. Был еще высший класс, в каком объем цилиндров не регламентировали. В особо малый класс попадала только «Ока», в 3-ий – «Волга», ЗИЛ и «Чайку» называли автомобилями высшего класса. Все другие русские модели имели сначала индекса сочетание 21. 3-я и 4-ая числа составляли порядковый номер модели, те, что после – 5-ая, шестая – модификация.
«Додж-Калибр» формально малость перерос С-класс (4415 мм), хотя на рынке соперничает быстрее с моделями этой группы. Но осанкой (дорожный просвет 190 мм) похож на кроссовер, и никак не случаем: на родине в Америке он – вэдовый. Все как бы разумно, но годилось только для русского автопромышленности с его маленьким числом моделей. К тому же в ординарную в общем-то советскую систему еще при ее рождении занесли ошибки. Вспомните объем цилиндров ВАЗ-2101, 2102 и 21013. Верно – 1198 смз. Означает, именовать их было надо 1101, 1102 и 11013. Аналогично следовало называть ВАЗ-21081 с движком объемом 1,1 л – ВАЗ-1108. «Старые» русские фабрики и сейчас, обычно, употребляют ту, еще советскую индексацию. Правда, отраслевую норму все так же не соблюдают конкретно, иногда присваивая модификациям индексы наподобие телефонных номеров. Массовому покупателю они тотчас неопознаны, ну и не необходимы. Ну а поголовье привезенных из других стран автомобилей, хлынувшее к нам в последние 15 лет, укладывать в русские классы просто абсурдно.
«Мерседес-Бенц R» – большой (длина недлинной версии – 4920 мм, длинноватой – 5160 мм) вэдовый универсал. Но внедорожником его никак не назовешь. Все-же ему место в E (бизнес)-классе. Пожалуй, более логична так именуемая европейская систематизация – по длине кузовов (см. таблицу). Да и она совсем не без недостатков: ведь практически каждую модель выпускают с различными, в том числе и по длине, кузовами. Потому 3-х дверный «Форд-Фокус» (4340 мм) попадает в класс С, а автомобиль (4490 мм) – «переросток», перешедший в класс D. То же самое с нашей «Калиной»: 5-и дверный хэтчбек – класса В (3850 мм), а автомобиль – класса С (4040 мм). Чтоб избежать неурядицы, принято систематизировать авто по «низшей» модификации – 3-х дверному хэтчбеку (очевидно, если он есть).
«Мазда RX-8» – 4-х дверное, но купе. Хотя близкий концептуально «Мерседес-Бенц CLS» почаще все таки числят седаном. Если строго управляться размерным делением, «Форд-Мондео» и «Фольксваген-Пассат» – соперники «Мерседес-Бенцу» класса Е и «Тойоте-Кэмри», ведь они все длиннее 4700 мм. А «Тойота-Авенсис» (4645 мм) – аналог БМВ серии 3, «Мерседес-Бенца С» и «Фольксвагена-Джетта». Кстати, придется смириться и с тем, что в один класс попадут машины, различающиеся ценой – иногда в пару раз.
Для автомобилей, схожих «Фольксвагену-Гольф R32», впору заводить отдельную группу. Вэдовый хэтчбек с 250-сильным движком не очень вписывается в обыденный C- либо гольф-класс. Есть и другие издержки серьезного следования европейской систематизации. Скажем, в одной группе оказываются «Альфа-Ромео Спайдер» и «Опель-Мерива», «Рено-Эспас» и «Ауди-А4»… Чтоб избежать этого, мини-вэны, купе, автомобили с откидным верхом и родстеры принято выделять в отдельные классы, как и внедорожники. Да и в их не все верно. Скажем, что считать мини-вэном? Согласитесь, малогабаритный, хотя и высочайший «Рено-Сценик», просторный, но 5-местный «Форд S-max» и большой семиместный «Пежо-807» можно свести в один класс только условно. Тем паче что у «Форда» есть и емкий домашний вэн – «Гэлакси».
Пикапы, к примеру китайский «Грейт Уолл», – отдельная категория. Если надеть на кузов колпак с окнами, вэдовый автомобиль, на самом деле, преобразуется во внедорожник. И все таки в легковые систематизации и сборники пикапы пока не включают. Что уж гласить об большой армии так именуемых кроссоверов, другими словами дословно – гибридов. Их ведь так окрестили не случаем: привод полный, но вроде не внедорожник. Но и поставить в ряд легковых моделей с 4-мя ведущими колесами (таких, как «Субару-Импреза» либо «Ауди» отделения «Кваттро») – тоже нельзя. А ведь еще есть модели, реализующиеся как в моно-, так и в вэдовом варианте. Скажем, «Ниссан-Кашкай» либо «Чери-Тигго» претендуют сходу на два класса. Либо нужно сделать отдельный, к примеру, «кроссоверы с 2-мя типами привода». Кроме технических качеств, в европейскую систематизацию вмешиваются и рыночные. Авто классов Е и F отличаются ценой, комплектацией, статусом. Снова же – условное деление.
Разумно ли сводить совместно «Крайслер-РТ Крузер», «Мерседес-Бенц В» и «Ситроен-Берлинго»? Так поступают спецы ЕuroNCAP, придумавшие свои девять классов. Исходя из убеждений испытаний на Законодательство выстроены они, в общем-то, разумно, хотя навряд ли кто, покупая «РТ Крузер», относится к нему как к вэну.
Очевидно, можно сделать очень точную систематизацию, кропотливо проработав аспекты соответствия для каждой группы. Но их тогда будет минимум 10-ка полтора – и практически наверняка в некий все равно придется идти на компромисс. Ну не выделять же в отдельный класс внедорожники с неразрезными мостами, каких в мире осталось совершенно малость. Трудно будет со Подвескаивными моделями, в том числе высокоскоростными модификациями массовых. Кстати, в одной из германских классификаций попался класс Traumauto (авто мечты), куда входили «Бентли-Континенталь GT», все «феррари» и… «Мицубиси-Лансер Эволюшн». Своя логика, хоть и не неоспоримая, в этом есть.
Казалось бы, исходя из убеждений рынка проще и логичней разделять авто по ценам. Да и ценовые группы частично условны, так как очень тяжело учитывать и разграничить все растущие модификации и комплектации каждой модели.
Создавая классы для «Гран-при «За рулем» наилучшему автомобилю (ЗР, 2007, № 4), мы руководствовались сначала европейской систематизацией. Расставляя авто, ориентировались на хэтчбек, если он представлен на русском рынке. Для нашего конкурса огромное количество классов – неприменимо. Потому мы, а именно, соединили классы А и В, свели совместно внедорожники и кроссоверы, также автомобили с откидным верхом с родстерами. Естественно, в наших классах иногда сходятся очень различные авто. Кого-либо возмущает, что «КИА-Спектра» соседствует с «Ягуаром Х-Туре» (а они полностью легитимно попадают в средний класс – 4400–4700 мм). Некие удивляются, что «Шевроле-Ланос» и «Лацетти» – совместно. Но ведь хэтчбек «Лацетти» длиной 4295 мм, а автомобиль «Ланос» (хэтчбека на нашем рынке нет) – 4237 мм. Означает, им обоим место в компакт-классе. Точно так же, как двум «Рено» – «Символу» и «Логану». Оба никак не мелкие: 4150 и 4250 мм соответственно.
Но так как наш конкурс все-же рыночный, мы, ранжируя авто, иногда третировали несколькими сантиметрами длины. Так, «Опель-Корса» последнего поколения, как и многие новые модели, – переросток, строго говоря, претендующий на место в старшей группе. Автомобиль длиной 3999 мм должен бы попасть в компакт-класс. Но, согласитесь, на рынке «Корса» соперничает конкретно с машинами нашего малого класса – «Ниссаном-Микра», «Тойотой-Ярис» и другими. А бой с соперниками в компакт-классе ведет «Опель-Астра».
Наша систематизация, предназначенная для Гран-при, очевидно, не претендует на правду в последней инстанции. Но право на существование, как и другие системы деления, она имеет. Кстати, сможете поупражняться в этой области – попытайтесь придумать свою систематизацию! Если возьметесь, обязательно почувствуете: занятие интересное, но не настолько обычное, как кажется на 1-ый взор.