Ассистент ДИРИЖЕРА
Ассистент ДИРИЖЕРА
Меж тем на забугорных автомобилях давным-давно появились тумблеры модульного типа, объединяющие целый ряд различных функций. Машины год от года усложняются, добавляются все новые потребители – и набор функций тумблера можно расширять.
Модульный тумблер света появился, в конце концов, на «Калине». О дизайне можно спорить; что касается технического содержания, то этот модуль, при всей компактности, отвечает за включение наружных осветительных устройств (ближний и далекий свет фар, габаритные огни), заднего противотуманного света, освещения устройств и его регулировку, вспомогательную подсветку ряда индикаторов и т.п.
Из любопытства мы вскрыли таковой тумблер, исследовали внутренности… и даже доработали. Корпус – неразборный, на защелках, усиленных каплями клея. Разбирая узел, их просто сломать. Но тот, кто хоть раз открывал пульт от телека, этих проблем не ужаснется. Последующий шаг – выпаивание с вакуумным отсосом припоя (прибор для этого комфортен и недорог – около 40 руб.) 2-ух плат из базисной платы. Остальное – в оборотном порядке. Если защелки сохранились, при сборке клей не нужен.
1. Модульный тумблер, рядом – одно из 2-ух импульсных реле. Этот тумблер поставили на VAZ 2108, поверив наши выводы практикой. В правой части снизу есть «пустышка» – заглушка без кнопки. На фото 1 вы видите знак обогревателя заднего стекла – это уже итог нашего творчества. Подходящую кнопку (2 на фото 2) приобрели всего за 15 руб. Интересно, что сама интегральная схема 1 под установку кнопки подготовлена – пользуйтесь! Почему таковой возможностью пренебрег АВТОВАЗ, нам неизвестно – на «Калине» подогрев заднего стекла врубается раздельно.

Предназначение выводов тумблера. Широкие штыри: 1 – «плюс» аккумуляторной батареи; 2 – «плюс» на габаритные огни; 3 – «плюс» на головной свет фар; 4 – «плюс» зажигания. Узенькие штыри: 1 – «минус» на подогрев стекла; 2 – «плюс» контроля подогрева стекла; 3 На фото 1 рядом с модульным тумблером вы видите электрическое импульсное реле. На «Калине» импульсное реле введено в цепь управления задней противотуманной фарой. У нас на VAZ 2108 2-ое обслуживает самодельную кнопку подогрева заднего стекла. У таких электрических реле еще есть одно принципиальное достоинство: обесточенные при выключении зажигания, они ворачиваются в начальное («нормально выключенное») состояние. И шофер, забывший выключить подогрев стекла, не возвратится позже к разряженному аккуму. Согласитесь, что при таких плюсах стоимость импульсного реле (около 130 руб.) не кажется очень высочайшей. Обыденное электромеханическое еще дешевле, но далековато не все задачки ему по плечу, включая только-только упомянутую.
2. «Неразборный» модуль в деталях: 1, 7, 9 – печатные платы; 2 – новенькая кнопка (выключатель подогрева стекла); 3 – зеленоватый светодиод; 4 – желтоватый светодиод; 5, 8 – переменные резисторы; 6 – тумблер внешнего освещения. Вернемся к фото 2 – модуль в разобранном виде. Главный элемент конструкции – базисная (материнская) плата 7. В нее намертво впаян тумблер 6 наружных световых устройств. Проводники платы не заметны – они на обратной ее стороне. К базисной плате припаяны (перпендикулярно к ее плоскости) еще две платы – 1 и 9. Та, что слева на фото, относится к тумблеру электрокорректора фар и только-только установленного нами включателя подогрева стекла. (На нем вы видите кнопку 2, о которой мы гласили.)
Правая плата обслуживает выключатель и регулятор освещения устройств, также выключатель заднего противотуманного света. У каждой платы собственный переменный резистор (5 и 8), управляемый колесиком с комфортной насечкой. Посреди огромного количества светодиодов 10 зеленоватых (они подсвечивают все принципиальные знаки, включая новый – подогрев стекла) и два желтоватых (они подсвечивают индикаторы включения заднего противотуманного фонаря и подогрева заднего стекла). Кстати, тут мы применили более калоритные светодиоды, благо стоимость им всего 10 руб. Напомним, что подменять их лампочками, даже очень маленькими, нельзя. В отличие от светодиодов, лампочки, очень нагревшись, могут расплавить пластмассу, а новый модульный тумблер влетит в 900 целковых! Сможете нам поверить: устройство фактически неремонтопригодно, так что будем надеяться на его высшую надежность.
Таковой тумблер на «восьмерке» оказался очень удобным: отлично читается и деньком, и ночкой. Включать потребители, регулировать их питание и т.д. совсем не сложно, по этому шофер еще пореже ошибается. Тем, кто захотит последовать нашему примеру, показываем на рисунке размещение выводов в разъеме тумблера (нумерация наша), а подробности установки – в последующем номере журнальчика.
ДЛЯ СПРАВКИ
Импульсное реле – это электрическое устройство с микросхемой (сдвоенным триггером), которое при поочередной подаче управляющих импульсов перебегает из включенного положения в выключенное и назад. Очень комфортно, когда размеры управляющей кнопки должны быть наименьшими, из-за чего ее делают нефиксируемой.