Диагностика охранной системы Lada-Kalina. На охране рубежей
Диагностика охранной системы Lada-Kalina. На охране рубежей
Составляющие охранной системы: 1 – контроллер М7.9.7; 2 – блок АПС-6; 3, 4 – рабочий и обучающий ключи; 5 – замок зажигания; 6 – блок системы дистанционного управления. это 1-ый российский автомобиль, на который даже в простейшей комплектации «норма» завод ставит всеполноценную охранную систему. Главные ее звенья – на фото 1. Это контроллер 1 (Bosсh M7.9.7), блок управления 2 авто противоугонной системы (АПС-6), рабочий ключ зажигания 3 с пультом дистанционного управления и транспондером (кодирующим устройством), обучающий ключ 4 со своим транспондером (в красноватой оболочке), замок зажигания 5 со интегрированной катушкой связи, блок 6 системы дистанционного управления. Отметим одно из преимуществ нового иммобилизатора АПС-6 от прежнего АПС-4, знакомого обладателям «самар» и «десяток»: сейчас не надо прикладывать ключ к приемному устройству, отнесенному от замка зажигания. Ключ в замке «Калины» сходу обеспечивает связь транспондера с катушкой – без излишних манипуляций! Блок управления АПС-6 считывает код, сокрытый в транспондере ключа, и передает в контроллер, а тот ассоциирует этот код с записанным в энергонезависимой памяти. Если чужой ключ и удалось воткнуть в замок (возможность достаточно низкая!), запуск не получится – коды не совпадут. Либо… чужой ключ «чистый», необученный, – запуск опять-таки неосуществим. Ничего не получится и при попытке действовать чужим обучающим ключом.
В то же время стоит держать в голове, что при потере рабочего ключа вы сможете завести мотор обучающим и ездить, пока не купите новый рабочий. Понятно, что его придется поновой запрограммировать (научить).
Сигнальные лампы АПС (1) и «Проверь двигатель» (2). К слову сказать, ВАЗ не советует продавать авто с неактивированной охранной системой – если клиент от нее отрешается, в сервисной книге должна быть изготовлена соответственная запись. Но жизнь штука непростая…
Купив «Калину» с активированной системой АПС-6, вы получили два ключа – обучающий и рабочий. Но в продаже уже есть «чистые» рабочие ключи: где гарантия того, что нерадивый торговец не научил очередной рабочий ключ (система это допускает) и не передал его «заинтересованным лицам»? Вот почему АПС-6 лучше переобучить сразу, на новейшей машине. Давайте этим и займемся.
При следующих манипуляциях нам пригодится стремительно подменять один ключ другим, потому оба освободим из связки. И еще: заправим бак, по другому может зажигаться сигнальная лампа и сразу будет звучать зуммер, сбивая с толку – нам необходимы только те сигналы, которые связаны с обучением!
Итак, сели за руль. Двери закрыли? Можно начинать.
Обучающий ключ и транспондер. 1. Включив зажигание обучающим ключом, движок не пускаем. В композиции устройств есть индикатор состояния АПС – 1 на фото 2. Включился и не мигает – система не обучена. Не включился – обучена. Мигает 20 секунд – система неисправна. В нашем случае «машинка с ключиком» не пылает – обучена.
2. Выключив зажигание, вынимаем ключ – индикатор мигает.
3. Включаем зажигание рабочим ключом. Три раза прозвучит зуммер блока управления АПС, а через 6 секунд еще два раза.
4. Выключив зажигание, вынимаем рабочий ключ и…
5. …Не позднее чем через 6 секунд вставляем обучающий и включаем зажигание! (По другому система «промолчит» – и все придется делать поновой.) Три раза звучит зуммер, а через 6 секунд два раза.
6. Выключаем зажигание, но обучающий ключ не вынимаем. Зуммер прозвучит один раз. Индикатор начнет стремительно мигать. Переход в этот режим занимает до 15 секунд – ожидайте!
7. Включаем зажигание. После одиночного сигнала зуммера (но не позже чем через 10 секунд) три раза вспыхнут указатели поворота, в такт с ними прозвучат сигналы зуммера и один раз просигналит клаксон. Во время этой операции система запоминает коды, потому выключать зажигание, не дождавшись 3-х подтверждающих сигналов зуммера, нельзя. Время ожидания – не меньше 5 секунд.
8. Вынимаем из замка обучающий ключ. Дело изготовлено.
Может быть, эти манипуляции показались вам замысловатыми, в особенности если с первой пробы ничего не вышло. Оно и понятно: попытайтесь, руководствуясь некими книгами, всего только разобрать какой-либо узел автомобиля – дело это часто совершенно сложное. А в нашем случае необходимо еще смотреть за бегом времени. «Кто не успел, тот запоздал!» – шуточка иногда животрепещущая. Потому советуем свести аннотацию к лаконичной шпаргалке, хорошо ее осмыслить и потом уже действовать. К вашим услугам тут же эталон.
Как проверить работоспособность системы? Включим рабочим ключом зажигание. Мотор не заводится, а секунд через 6 начинает моргать индикатор и с интервалом в 10 секунд слышен сигнал зуммера – система неисправна. Тут четыре варианта.
Одиночный сигнал. Не считывается код ключа. К примеру, в рабочем неисправен впаянный в плату транспондер. (Можно проверить это, заменив обучающим ключом. Но помните, что некие умудрялись утратить вставной транспондер обучающего ключа – фото 3.) Если рабочий сломан, придется брать новый и учить (см. выше). Ну а если неувязка не в ключах? Разумеется, придется проверить катушку связи (сопротивление 6–8 Ом) и исправность ее цепей.
Два вывода катушки связаны с контактами 1 и 11 блока управления АПС-6. Если цепь в порядке, то скорей всего придется поменять блок.
Два сигнала зуммера: нет связи меж блоком управления АПС и контроллером (W-линия). Проверим цепь меж контактом 18 блока и контактом 71 контроллера М7.9.7. Другая вероятная причина – отсутствие напряжения 12 В на контактах 44 и 63 контроллера, связанных с клеммой 30 замка зажигания, – в большинстве случаев из-за нарушений контакта в колодке жгута проводов либо недостатка в основном реле. Нужно проверить также напряжение на контактах 12 и 13 контроллера, связанных с клеммами 30 и 15 (соответственно) замка. А за питание блока АПС отвечают его контакты 6 (от клеммы 30 замка) и 20 (от клеммы 15 замка). Если все цепи в порядке, то неисправны сами блоки – АПС и (либо) контроллер.
Три сигнала: чужой блок АПС или ключ! Последний можно поменять «чистым» и переобучить АПС. Если же у вас чужой обучающий ключ – дело ужаснее. Контроллер, в памяти которого есть метка, приобретенная при обучении, сейчас не переобучить, пока его память не очищена. А это просит программного обеспечения и т.д., которыми большая часть из автолюбителей не располагают – часто проще приобрести новый контроллер.
Четыре сигнала: не совпали коды ключа и контроллера. К примеру, в сервисе ошиблись и заместо родного контроллера поставили чужой. Выход – см. выше.

ОБУЧЕНИЕ АПС-6 (Эталон ШПАРГАЛКИ ВАЗа)
1. Об. ключом вкл. зажиг.: индикатор АПС не пылает.
2. Выкл. зажиг., вытащить об. ключ: индик. АПС мигает 6 с.
3. Вкл. зажиг. раб. ключом: 3 сигн. зумм. – 6 с – 2 сигн.
4. Выкл. зажиг., вытащить раб. ключ – и успеть за 6 с…
5. …Вкл. зажиг. обуч. ключом: 3 сигн. зумм. – 6 с – 2 сигн.
6. Выкл. зажиг., ключ не вынимать: 1 сигн. зумм. – переход 15 с – индик. нередко мигает.
7. Вкл. зажиг.: 1 сигн. зумм. – 3 раза указатели пов., 3 сигн. зумм. – 1 сигн. клаксона.
8. Вытащить оба ключа.