Контролирующая электроника. Все под контролем
Контролирующая электроника. Все под контролем
Невзирая на больший ресурс и долговечность, «совершенная машина» XXI века не лишена недочетов. Зато сейчас автомобиль сам в состоянии вычислить поломку, не допустить ее и даже посодействовать водителю в процессе управления.
СЕТИ РАССТАВЛЕНЫ
Неважно какая машина сегодня может похвастать электрической системой управления. 1-ые серийные эталоны появились еще в 70-х годах. Ее принцип заключается в последующем: на вход подается сигнал с датчика либо тумблера, осознав который электроника использует тот либо другой исполнительный механизм.
В современных автомобилях насчитывается более 10-ка электрических блоков управления. Чтоб держать под контролем и синхронизировать их работу, все почаще употребляют принцип мультиплексирования, при котором несколько разных сигналов передают по одному каналу. Мультиплексная сеть, кроме иных благ, дает выигрыш в массе – до 40 кг на каждом автомобиле.
В бортовую сеть, обычно, заходит несколько шин, на каждой из которых «висит» один задающий блок и несколько ему подчиненных. Более скоростной сейчас признана шина CAN: она позволяет передавать данные со скоростью выше 100 кбит/с. В сигнале задающего блока зашифрована подходящая информация. В случае отказа того либо другого устройства самодиагностика выявит «самое слабенькое звено» без подключения к стационарным диагностическим комплексам.
ЭКСПРЕСС-ДИАГНОЗ
С самой всераспространенной самодиагностической функцией многие из нас сталкиваются каждый денек, запуская движок. На панели на короткий срок зажигается и угасает надпись «Check engine» либо контур мотора: электроника, опросив несколько датчиков, докладывает, что мотор исправен. Основная задачка – при отказе какого-то элемента скорректировать работу исправных узлов, к примеру, перевести их на неопасную «обходную» программку. Сигнализаторы недостающего уровня масла, тормозной либо охлаждающей жидкостей уже стали повседневностью.
Чем далее, тем подобного рода проверок становится больше. Если сначала самодиагностика была пассивной и только оповещала водителя о поломке, то сейчас машина не только лишь гласит владельцу «я сломалась», да и помогает предупредить проблема.
К примеру, за работой большинства современных движков повсевременно смотрит диагностический блок On-Board Diagnostic (OBD). Он способен регулировать подачу горючего, выслеживать длительность горения консистенции в цилиндре. Эти характеристики очень важны для настоящей и длительной работы каталитического нейтрализатора, который может выйти из строя даже из-за краткосрочного отличия в составе консистенции. Всего одна пропущенная вспышка за 400 оборотов коленчатого вала будет зафиксирована OBD, и точность эта продолжает расти.
Сейчас идет речь о внедрении электроники в процесс эксплуатации и управления автомобилем. Примеры «поумневших» исследовательских систем встречаются на многих импортных машинах класса «выше среднего»: интервал меж посещениями сервиса для планового техобслуживания впрямую находится в зависимости от «воли» бортовика. Исходя из средней скорости движения, количества моточасов и пройденного километража, он назначает время визита на станцию. Но это не предел способностей управляющей электроники: все почаще она действует в интересах активной безопасности.
КУРС Исцеления
Падение давления в шинах представляет суровую опасность при езде на огромных скоростях. Тема эта близка не только лишь шинникам, да и разработчикам электрических устройств.
«Моторола» предлагает монтирующийся в стандартный вентиль шины датчик: он работает в паре с бортовым приемником. Стоит давлению свалиться ниже нормы – шофер тотчас выяснит об этом. А подразделение «Джип» концерна «Даймлер-Крайслер» не ограничилось функцией оповещения на борту «Джипа-Чероки» – в модификации «Консьерж» имеется насос, автоматом подкачивающий «проблемное» колесо.
Что может произойти, если ваш автомобиль быстро догоняет попутную машину, а вы отвлеклись, например, на телефонный звонок? Ничего ужасного… если авто оборудовано контролем за дистанцией. Показавшийся на свет в конце 90-х «Дистроник» производства «Даймлер-Крайслер» установлен сейчас более чем на 45 000 машин.
Встроенный в радиаторную решетку радар «ощупывает» дорогу на 100 м вперед и передает данные на компьютер. Тот в свою очередь по времени возврата сигнала и его частоте определяет дистанцию до объекта и его скорость. По мере надобности «Дистроник» сам понизит скорость, используя до 20% тормозного потенциала авто, параллельно сообщая водителю звуковым сигналом об небезопасной ситуации. Схожая система компании «Бош» не только лишь завлекает внимание водителя и использует тормоза, да и подтягивает ремни в случае реальной опасности столкновения. Правда, компания пока не ввела ее в серийное создание – молвят, это дело пары лет.
Итак, чего же ожидать от бортовой электроники в дальнейшем?
Планы – наполеоновские. А именно, OBD третьего поколения (на данный момент в строю 2-ое) планируется снабдить передающим устройством, которое немедленно скажет через спутник о нарушении норм токсичности выхлопа! В сообщении будет содержаться идентификационный номер машины и причина «тревоги».
С другой стороны, телеметрия делает лишними визиты исправных машин на пункты контроля, тем сберегая время обладателям и ремонтникам. Есть предложения взять под контроль и таковой параметр, как скорость на дороге. При нарушении правил движения сообщения будут высланы в надлежащие структуры, а на водителя наложат штраф. Агрессивно, изумитесь вы? Еще бы. Но ради порядка на дорогах и незапятнанного воздуха, похоже, придется потерпеть