УВЕСЕЛИТЕЛИ
УВЕСЕЛИТЕЛИ
Но настоящее призвание усилителей мощности – не децибелы, а качество звучания.
Спросите, как мы жили без усилителей ранее? Ну, ранее много чего не было… А умеренные усилители мощности скрывались в недрах радиоприемников и магнитол: подключай динамики и слушай на здоровье. Ну и на данный момент фактически каждое головное устройство обустроено встроенными усилителями – это к ним относятся маркетинговые обещания типа «4 по 45 Вт!» Только немногие престижные модели, называемые деками, высокомерно утверждают, что никаких усилителей в их нет – дескать, мы из высшего общества… А все поэтому, что интегрированные усилители вправду не могут прыгнуть выше головы.
Приемущественно это связано… с напряжением питания! Если машина стоит с выключенным мотором в тихом дворике, то слушать Шопена в ней даже очень приятно – все практически как дома. Но стоит пустить мотор да выехать на улицу, как понимаешь – вокруг очень шумно, ну и Шопен куда-то пропал. Добавляешь громкость – сначала это помогает, но равномерно заместо наслаждения начинаешь испытывать раздражение. Еще бы – с ростом выдаваемой мощности резко возрастает уровень искажений сигнала, а этого ухо не терпит. И чем выше класс аппаратуры, тем выше комфортабельная громкость звучания, которую мы устанавливаем.
При чем здесь напряжение питания? Так ведь максимум, на который может рассчитывать интегрированный усилитель мощности, – это 14,4 В! Отымите падение напряжения на выходных транзисторах, будь они хоть «самые-самые», прикиньте амплитуду выходного сигнала – нет, много не получится. А уровень искажений при выходной мощности 35 Вт просто добивается 20% заместо применимых 0,1% – это уже не музыка и даже не какофония, а просто отвратительный шум. Микросхема встроенного усилителя реально выдавит из себя 18… ну, 20–22 Вт «нормальной музыки» – не больше. А чтоб идти далее, необходимо для начала повысить напряжение питания – по другому откуда взяться неискаженному выходному сигналу? И наружные усилители мощности с этой задачей управляются. Грубо говоря, чем лучше (читай, чем тяжелее!) блок питания такового усилителя, тем лучше он должен работать.
Как же рост искажений? Его никто не отменял, но в суровых усилителях он добивается противных значений еще позже – потому обещанные производителями сотки ватт неискаженной мощности, обычно, полностью реальны. Но тем, кому захочется поговорить с торговцем либо установщиком про аспекты схемотехнических решений различных усилителей, придется серьезно покопаться в учебниках по радиоэлектронике – по другому экзальтированные рассказы спецов про усилители классов А, АВ и D останутся, мягко говоря, недопонятыми.
Вобщем, кое в чем можно разобраться и без спецподготовки. Например, усилители различаются числом каналов – это пояснять не надо. Одноканальный усилитель будет обслуживать, к примеру, только сабвуфер, а вот пятиканальный потянет к тому же передние и тыловые динамики. Цены представленных на рынке усилителей лежат в широчайших границах: приблизительно от 60 до 5500 баксов – от ширпотреба до дорогого «эксклюзива». В некий степени стоимость усилителя отражает его качество, хотя разные компании понимают это по-разному. Скажем, южноамериканские производители обожают все «большое» – как литражи движков, так и мощности усилителей: за свои Энциклопедия грузовых автомобилей вы всегда получите у их приличные ватты. А вот итальянцы исповедуют иную «веру»: там что ни производитель, то Гварнери либо Страдивари, исповедующий свой подход к музыке. Мощности там гораздо меньше, но насчет хитрецкой схемотехники, украшенной чуть не золотом, будьте убеждены. Из более узнаваемых имен на рынке отметим южноамериканские Soundstream Tarantula и Rockford Fosgate, британский Genesis Monoblock, шведские DLS A7 и Audison, также итальянский Altomobile.
Не отдавая предпочтения определенному бренду, можно представить, что победу по очкам на «увеселительном» рынке потихоньку одержат так именуемые цифровые усилители. Упомянутый выше итальянский «Альтомобайл» – один их их. Цифровые технологии хозяйничают в музыкальном мире издавна, а поэтому наше предположение полностью обоснованно. Главные достоинства таких усилителей – компактность плюс высочайший КПД. В отличие от аналоговых братьев, в их нет ни разделительных конденсаторов, ни подготовительных усилителей, ни цепей оборотной связи – от «прежней жизни» остался разве что одинокий выходной каскад с высоковольтным питанием. А всю обработку сигналов, включая корректировку и исправление ошибок, производит на цифровом уровне особенный блок меж аналого-цифровым и цифроаналоговым преобразователями. Кстати, частота обработки сейчас добивается 350 МГц – это очень «круто»…
И еще очень принципиальный аспект. Не запамятовывайте, что музыкальный комплекс будет звучать так, как звучит его наихудший компонент! Другими словами, выбрав дорогой усилитель, не пытайтесь сберечь на динамиках либо кабелях. Вобщем, ни один вправду грамотный установщик никогда такового и не предложит