Готовимся к техосмотру. ПИКИ-КОЗЫРИ
Готовимся к техосмотру. ПИКИ-КОЗЫРИ
НЕ ПРИКЛАДАЯ РУК. Никакого, извиняюсь за выражение, волюнтаризма в данном деле нет. А есть муниципальный эталон РФ*, где верно обозначено, где, что, чем и как следует проконтролировать. Правда, придумывали его в наилучших российских традициях. С одной стороны, он, непременно, строг, с другой – практически в каждом разделе есть «дышло», позволяющее толковать требования «по обстоятельствам». Взять хотя бы проверку авто на шипованной резине. Прямого запрета в эталоне нет – на техосмотр можно приезжать в сезонной обувке. Но… «при проверке должна соблюдаться аннотация по эксплуатации стенда»! А там в большинстве случаев категорическое требование: никаких шипов! – ведь обыденные ролики из-за их мгновенно изнашиваются. (Есть, очевидно, исключения, но они очень дороги.) Так что если на ПИКе вас вышлют переобуться (либо выковырять шипы), не лезьте на рожон – все по закону.
Документ – управление не только лишь для проверяющих. Это к тому же аннотация для исполнителя, готовящего автомобиль к экзамену в ГИБДД. Сегодня многие передоверяют это дело автосервису. Но, как досадно бы это не звучало, с нашими профи не забалуешь – присматривать нужно.
Начинать нужно, очевидно, с аква процедур. Особо стоит позаботиться о читаемости идентификационных номеров. Удостоверьтесь лично – заодно узнаете, где они находятся.
Последующий шаг – проверка токсичности. Лояльнее всего эталон относится к «древностям» – машинам до 1986 года выпуска. Их тестируют только в режиме холостого хода и лишь на содержание СО (до 4,5%). Более современную технику без нейтрализатора либо с нейтрализатором без оборотной связи (т. н. двухкомпонентная система) инспектируют на 2-ух режимах – оборотах холостого хода и завышенных, фиксируя СО и СН. Если нейтрализатор трехкомпонентный (с оборотной связью, снабженный датчиком кислорода), контроль еще труднее. Нужен газоанализатор, способный измерить СО, СН, СО2, О2 и на базе приобретенных данных высчитать l – коэффициент излишка воздуха. Последний определяют только на завышенных оборотах, а СО и СН – к тому же на холостых. По окончании проверки (и если будет нужно, регулировки) не забудьте взять распечатку. Ведь токсичность без цифр – дым из трубы. К трубе, кстати, свои требования – выпускной тракт должен быть комплектным и герметичным.
Настолько же мудрены методы проверки тормозов. Главных способов два – стендовый и дорожный. Последний поближе к действительности, но трудоемок. К тому же для замеров нужен значительный кусочек «ровной горизонтальной сухой и незапятанной дороги с цементно- либо асфальтобетонным покрытием». В тесноте крупных городов – роскошь непозволительная.
Роликовый щит куда компактнее, прост в использовании, а итог нагляден. Стоит наехать на ролики одной из осей и затормозить, как на табло высветятся нужные числа. Правда, веровать им можно только при соблюдении ряда критерий. Так, тормозные механизмы должны быть «холодными» (температура поверхности трения диска либо барабана – наименее 100°С), а покрышки – незапятнанными и сухими. На фронтальном сидение испытуемого авто должны (!) находиться шофер и пассажир. И еще одна тонкость – не всякий роликовый щит подходящ для контроля машин с антиблокировочной системой (АBS). Удостоверьтесь, что нужная функция находится.
Идеальнее всего, если щит на «вашем» сервисе аналогичен ПИКовому – при техосмотре их показания в эталоне должны совпасть. Вобщем, щит – не панацея, при подготовке полностью возможно обойтись без него. В робко оборудованных мастерских вся подготовка сводится к кропотливой чистке тормозных устройств, проверке их работоспособности и оценке состояния трущихся пар. Если мастер подошел к делу радиво, удачная сдача экзамена обещана.
О регулировке света фар мы не так давно писали (ЗР, 2005, № 2). Повторим кратко – в Рф законодательно принят «Европейский луч», так что ни южноамериканская, ни тем паче «праворукая» японская версии шансов пройти ПИК не имеют. Ламп (в том числе голубых!) продают величавое огромное количество – ГОСТу соответствует чуть ли половина. Чтоб не попасть впросак, при подмене загляните в «святцы» – ПДД и советы завода-изготовителя.
Остальное проще. Суммарный свободный ход управляющего управления оценивают по свободному ходу управляющего колеса, а остальные зазоры – органолептическим способом (по стуку). Число двойных ходов «дворников» по влажному стеклу на наибольшей скорости должно составлять более 35 и т. д. Полный список отыщите в приложении к Правилам.
Получив в сервисе перечень выполненных работ, сможете безбоязненно ехать на техосмотр. По идее, представления штатских из автосервиса и служивых из ГИБДД об исправности вашей машины должны совпасть. А по сути?
Занятная Математика
Мастерских, готовых принять в свое лоно наш VAZ 21043, оказалось величавое огромное количество. Правда, предлагаемую схему сотрудничества «слесарь наш – идеи ваши» мы отвергли. Хотелось другого – заплатив Энциклопедия грузовых автомобилей, получить автомобиль стопроцентно приготовленным к инструментальному контролю. Мир не без хороших людей – разыскиваемую услугу рекламировал один из дилерских центров ВАЗа, оценив ее в 943 рубля 49 копеек.
Снаружи все смотрелось по-европейски: парковка для клиентов, незапятнанный пол, мягенькие диваны, туалет и бар. Но возникшее было чувство провинциальной неловкости испарилось, чуть стало ясно – заправляют здесь сограждане! Кто ж еще мог, оформив заказ и изъяв (до оплаты) документы, предложить клиенту проехать в цех по дороге общего использования! Удивительно, что гибэдэдэшники не организовали там неизменный пост: план по изъятию штрафов у «безбилетных» водителей был бы издавна перевыполнен.
Подготовку к ТО сервисмены начали с помывки. Правда, мыли не очень кропотливо и только снаружи. Под капот владельцы шланга и болотных сапог даже не взглянули.
С мойки сходу на щит. Комфортно устроившись (в одиночку!) за рулем, слесарь, смотря на монитор, с пульта дистанционного управления «перелистал» тест-программу. Кое-что в ней не из той оперы, но из песни слова не выкинешь – заплатить пришлось за все.
Задний мост тесты не выдержал. Или поэтому, что колеса влажные, или правый ролик со следами кустарной наплавки подкачал – непонятно. Но на набор новых барабанов с колодками мы «попали». Процесс подмены занял каких-нибудь три (!) часа, а потом слесарь приступил к «приработке поверхностей». С этой целью он принялся азартно гонять на машине по мастерской, завершая разгоны эффектными торможениями «в пол». Тормозам очевидно лучше не стало, как, вобщем, и недешевым покрышкам, которые услужливый… спец старательно «притер» к полу.
Повторный визит на щит показал – тормозная система в полном порядке. Значимый вклад занесли высохший к тому времени протектор – тормозная сила на фронтальных (не подвергавшихся ремонтным воздействиям) колесах выросла аж на 300 ньютонов! Биение каждого из задних колес снизилось на 5% – правда, суммарное почему-либо подросло на ту же величину! Мастер был краток: «В целом все отлично, а притрется – будет еще лучше!» «Лучше» все-же придерживаться эталона – глядишь, обошлись бы без запасных частей.
Фары отрегулировали обычным методом – средством прибора, но приблизительно. Приблизительно так же сделали газоанализ, проглядев импозантную дыру в глушителе. Органолептический конец безбожно скомкали – проверка свелась к пинанию колес и качанию рулем. Результат – 3369 руб., включая цена внеплановых работ и запчастей и месячную гарантию. Любопытно, как оценят старания мастеровых их коллеги на техосмотре?
ВУЛКАН Фортуны
Путь на ПИК оказался тернист, как будто восхождение к горной верхушке. Энциклопедия грузовых автомобилей за услугу концессионеры приняли охотно, а вот оглядеть машину напрочь отказались – месяц не тот. Судя по отметке в прошлогоднем талоне, нас ожидали в декабре, а мы заявились в апреле. Пришлось ехать к милицейскому начальству за разрешением. Заявление секретарь не принял, посоветовав выкинуть несчастный талон. Это, оказывается, единственный источник инфы – компьютерный учет в масштабе ГИБДД пока не налажен.
На последующий денек вновь не подфартило – облюбованный нами ПИК «завис» из-за сбоя компьютера. Малодушный напарник предложил зайти с темного хода: сосед, дескать, затратил на все пятнадцать минут и две тыщи. Как досадно бы это не звучало, заманчивое предложение отвергли – служба! Только с третьей пробы удалось в конце концов попасть на линию диагностики. Сходу выяснилось, что эксперт автослесарю друг, товарищ и брат. Все те же свободные упражнения на щите и свободное трактование ГОСТа. Представления в конечном итоге тоже совпали – годен с первого предъявления! Подфартило – в этой лотерее мы сорвали джек-пот! Сейчас все сзади – и талон в кармашке, и формальности соблюдены. Волнует пустяк: а исправен ли автомобиль по сути? Техосмотр начинается со сверки идентификационных номеров. Забота обладателя - проследить чтоб они читалисьОрганолептический способ контроля технических средств не предугадывает. Но без подъемника не обойтись
Черные полосы в основании щита - влажный след от /сухого и незапятнанного протектора/Не считая кузова, нужно кропотливо вымыть и движок - кусочек грязищи под капотом эксперт исследовать не станетПроверка фар просит четкой ориентации прибора. Как досадно бы это не звучало, созданный для этого визир (зеркало на верхушке стойки), как обычно, глядит в пол
Пайщикам гаражных кооперативов не непременно ехать на ПИК. ГИБДД может организовать осмотр на выездеДевиз говорит, что Законодательство в руках водителя. Что все-таки тогда в руках ГИБДД?