ТАКАЯ «ЛЕГКАЯ» РЕЙКА
ТАКАЯ «ЛЕГКАЯ» РЕЙКА
АВТОКЛУБ
МАСТЕРСКАЯ: Рулевое
ТАКАЯ «ЛЕГКАЯ» РЕЙКА
АНАТОЛИЙ ВАЙСМАН
С возникновением реечной конструкции управления автомобилисты сходу оценили принципиальное ее достоинство – малые утраты на трение, легкость маневра. Но у этой «палки» два конца: если она не снабжена усилителем, то шофер своими руками принимает любые дестабилизирующие силы, приходящие от дороги на руль. Здесь сказываются колеи, выбоины, порывы ветра, разбалансированные либо деформированные колеса, неровно работающие тормоза и т. д. Короче говоря, «легкое управление» оборачивается более высочайшими требованиями даже к состоянию машины: то, что прощают нам «жигули», не прощают «самары»!
А сейчас от теории обратимся к практике. Неудача изредка прогуливается одна. Вот «посчастливилось» вам влететь в такую яму, что колесо на выброс. Но поможет ли подмена новым? Не всегда. Полностью может быть (даже нормально!), что придется чинить и другие пострадавшие от удара узлы. К примеру, деформированные ступицу, поворотный кулак и подшипник.
Но яма – дело прозаическое. У нас от этой неудачи никто не застрахован. Куда обидней тому, чью машину искалечили при «ремонте» в автосервисе, да притом не безвозмездно.
Не так давно прибыл к нам радостный юноша на «девятке». И очень смелый. Об этом сможете судить по его рассказу. Уже давным-давно ездил, слыша рокот, исходящий как бы от фронтальных колес. Друзья предупредили: меняй, дескать, подшипники, а то, не приведи господь, на ходу заклинят…
Понимая, чем рискует, храбрец-удалец продолжал ездить – бизнес! Когда рокот стал мешать общению с попутчиками, отправился в конце концов в сервис. Тамошние кудесники приглянулись: радостные, чумазые – все сделали в два счета, в присутствии покуривающего заказчика. На смену 2-ух подшипников издержали часа полтора. Я, было, не поверил рассказчику: так, «по-стахановски», мои мастера работать не могут! Но когда обладатель обрисовал «передовую технологию», сообразил, что юноша не лжет, благо налицо были и результаты ударного труда – вот она, «девятка» с трясущимся на ходу рулем, ожидает диагноза!
Оказалось, что рационализаторы упростили технологию подмены подшипников. Они это делают, не снимая стоек либо поворотных кулаков, не пользуясь прессом. Для чего это все, когда в руке хорошая кувалда! Отсоединив привод и шаровую опору, отводят поворотный кулак в сторону и, сняв стопорные кольца, бьют по подшипнику! Один поддерживает кулак, другой – лупит. Производительность удивительная.
Новые подшипники? Тоже кувалдой! Вот так наш герой, оставив умельцам 900 руб., и уехал. Сначала просто счастливый: рокота как не бывало! Но позднее стал замечать новые, противные черты в поведении машины: на ходу руль вибрировал при различных скоростях, но сильней всего – при каждой попытке затормозить, хотя сами тормоза стали «невнятными».
Сообразительный малый поновой отбалансировал колеса. К величавому его огорчению, лучше от этого не стало. Вот с этой загадкой и прибыл.
В чудеса я не верю. Если тормоза трясут после подмены фронтальных подшипников – означает, что-то с дисками. Вот от этой «печки» и начнем наш танец: поставим приспособление и померим биения дисков. Операция очевидная. Сделали. Итог ошеломил: левый диск показал биение аж 1,13 мм! Правый – 0,4 мм.
Сняв диски, померили биения ступиц. С учетом различия в радиусах картина вышла пропорциональная: «кривые» ступицы задавали закон поведения дисков, а с ними – и колес. Вот вам и источники вибраций.
Ну а что все-таки послужило первопричиной? Ударно-кувалдовый подход к таковой пикантной работе, как подмена подшипников. Последние (не постыжусь повторить!) очень нежные: внешнее кольцо, посаженное в деформированное гнездо поворотного кулака, просто воспримет подобающую форму, внутренние кольца так же просто натянутся на искривленную ступицу. А кувалда – инструмент действенный: 1-го нерасчетливого удара довольно, чтоб деформация, неприметная для глаза, «вылетела» далековато за допуски!
Да и это не все. Если при запрессовке подшипник идет с перекосом, он к тому же сминает более мягенький металл гнезда, а то и снимает стружку. Вот почему эту работу мы делаем с предельным вниманием ко всем «нюансам» – и лишь на прессе.
Но чем посодействовать клиенту? Промерили посадочные места подшипников. Поворотные кулаки – в допуске. (Ему подфартило!) Биения ступиц измерили на токарном станке. Они запредельные. На выброс! Картина ясная, сейчас можно собирать. Запрессовали новые подшипники и ступицы, после этого проверили биения ступиц уже в подшипниках. Не больше 0,03 мм – в норме. Поворачивать на 180°, что часто помогает, не пришлось. Осталось пожелать клиенту попутного ветра.
Кстати, рядовая разработка предугадывает снятие со стойки поворотного кулака в сборе со ступицей. Но болты крепления кулака иногда трудно отвернуть, к тому же завершает эту работу регулировка схода-развала. Мы же снимаем всю стойку в сборе. Трудозатратность не намного больше (1,22 нормочаса заместо 1 часа), заказчик же только выиграет, сэкономив на сходе-развале.
Вот таковой увлекательный случай, правильно? Но хотелось бы, чтоб их было меньше!
Часто рулевое докучает более скучноватыми неуввязками. Вот не так давно был случай. Приехал на «Самаре» немолодой мужик, в очах – кошмар… Решил поменять изношенный управляющий механизм, купил новый. А когда стал отвертывать гайки крепежных шпилек, одна «не пошла». Надавил сильней – и срезал шпильку! Так и остался механизм на 3-х шпильках, а клиент – к нам.
Что в таких случаях делать? Оставшегося хвостика, хватает для того, чтоб навернуть на него удлинитель – футорку с внутренней резьбой М8 и внешней М12х1,25. В скобе крепления соответственное отверстие мы тоже рассверливаем до 12 мм. Крепкость крепления, с учетом нрава нагрузок, достаточная: случаев возврата клиентов с претензиями у нас не было.

АВТОКЛУБ
МАСТЕРСКАЯ: Рулевое
ТАКАЯ «ЛЕГКАЯ» РЕЙКА
АНАТОЛИЙ ВАЙСМАН
С возникновением реечной конструкции управления автомобилисты сходу оценили принципиальное ее достоинство – малые утраты на трение, легкость маневра. Но у этой «палки» два конца: если она не снабжена усилителем, то шофер своими руками принимает любые дестабилизирующие силы, приходящие от дороги на руль. Здесь сказываются колеи, выбоины, порывы ветра, разбалансированные либо деформированные колеса, неровно работающие тормоза и т. д. Короче говоря, «легкое управление» оборачивается более высочайшими требованиями даже к состоянию машины: то, что прощают нам «жигули», не прощают «самары»!
А сейчас от теории обратимся к практике. Неудача изредка прогуливается одна. Вот «посчастливилось» вам влететь в такую яму, что колесо на выброс. Но поможет ли подмена новым? Не всегда. Полностью может быть (даже нормально!), что придется чинить и другие пострадавшие от удара узлы. К примеру, деформированные ступицу, поворотный кулак и подшипник.
Но яма – дело прозаическое. У нас от этой неудачи никто не застрахован. Куда обидней тому, чью машину искалечили при «ремонте» в автосервисе, да притом не безвозмездно.
Не так давно прибыл к нам радостный юноша на «девятке». И очень смелый. Об этом сможете судить по его рассказу. Уже давным-давно ездил, слыша рокот, исходящий как бы от фронтальных колес. Друзья предупредили: меняй, дескать, подшипники, а то, не приведи господь, на ходу заклинят…
Понимая, чем рискует, храбрец-удалец продолжал ездить – бизнес! Когда рокот стал мешать общению с попутчиками, отправился в конце концов в сервис. Тамошние кудесники приглянулись: радостные, чумазые – все сделали в два счета, в присутствии покуривающего заказчика. На смену 2-ух подшипников издержали часа полтора. Я, было, не поверил рассказчику: так, «по-стахановски», мои мастера работать не могут! Но когда обладатель обрисовал «передовую технологию», сообразил, что юноша не лжет, благо налицо были и результаты ударного труда – вот она, «девятка» с трясущимся на ходу рулем, ожидает диагноза!
Оказалось, что рационализаторы упростили технологию подмены подшипников. Они это делают, не снимая стоек либо поворотных кулаков, не пользуясь прессом. Для чего это все, когда в руке хорошая кувалда! Отсоединив привод и шаровую опору, отводят поворотный кулак в сторону и, сняв стопорные кольца, бьют по подшипнику! Один поддерживает кулак, другой – лупит. Производительность удивительная.
Новые подшипники? Тоже кувалдой! Вот так наш герой, оставив умельцам 900 руб., и уехал. Сначала просто счастливый: рокота как не бывало! Но позднее стал замечать новые, противные черты в поведении машины: на ходу руль вибрировал при различных скоростях, но сильней всего – при каждой попытке затормозить, хотя сами тормоза стали «невнятными».
Сообразительный малый поновой отбалансировал колеса. К величавому его огорчению, лучше от этого не стало. Вот с этой загадкой и прибыл.
В чудеса я не верю. Если тормоза трясут после подмены фронтальных подшипников – означает, что-то с дисками. Вот от этой «печки» и начнем наш танец: поставим приспособление и померим биения дисков. Операция очевидная. Сделали. Итог ошеломил: левый диск показал биение аж 1,13 мм! Правый – 0,4 мм.
Сняв диски, померили биения ступиц. С учетом различия в радиусах картина вышла пропорциональная: «кривые» ступицы задавали закон поведения дисков, а с ними – и колес. Вот вам и источники вибраций.
Ну а что все-таки послужило первопричиной? Ударно-кувалдовый подход к таковой пикантной работе, как подмена подшипников. Последние (не постыжусь повторить!) очень нежные: внешнее кольцо, посаженное в деформированное гнездо поворотного кулака, просто воспримет подобающую форму, внутренние кольца так же просто натянутся на искривленную ступицу. А кувалда – инструмент действенный: 1-го нерасчетливого удара довольно, чтоб деформация, неприметная для глаза, «вылетела» далековато за допуски!
Да и это не все. Если при запрессовке подшипник идет с перекосом, он к тому же сминает более мягенький металл гнезда, а то и снимает стружку. Вот почему эту работу мы делаем с предельным вниманием ко всем «нюансам» – и лишь на прессе.
Но чем посодействовать клиенту? Промерили посадочные места подшипников. Поворотные кулаки – в допуске. (Ему подфартило!) Биения ступиц измерили на токарном станке. Они запредельные. На выброс! Картина ясная, сейчас можно собирать. Запрессовали новые подшипники и ступицы, после этого проверили биения ступиц уже в подшипниках. Не больше 0,03 мм – в норме. Поворачивать на 180°, что часто помогает, не пришлось. Осталось пожелать клиенту попутного ветра.
Кстати, рядовая разработка предугадывает снятие со стойки поворотного кулака в сборе со ступицей. Но болты крепления кулака иногда трудно отвернуть, к тому же завершает эту работу регулировка схода-развала. Мы же снимаем всю стойку в сборе. Трудозатратность не намного больше (1,22 нормочаса заместо 1 часа), заказчик же только выиграет, сэкономив на сходе-развале.
Вот таковой увлекательный случай, правильно? Но хотелось бы, чтоб их было меньше!
Часто рулевое докучает более скучноватыми неуввязками. Вот не так давно был случай. Приехал на «Самаре» немолодой мужик, в очах – кошмар… Решил поменять изношенный управляющий механизм, купил новый. А когда стал отвертывать гайки крепежных шпилек, одна «не пошла». Надавил сильней – и срезал шпильку! Так и остался механизм на 3-х шпильках, а клиент – к нам.
Что в таких случаях делать? Оставшегося хвостика, хватает для того, чтоб навернуть на него удлинитель – футорку с внутренней резьбой М8 и внешней М12х1,25. В скобе крепления соответственное отверстие мы тоже рассверливаем до 12 мм. Крепкость крепления, с учетом нрава нагрузок, достаточная: случаев возврата клиентов с претензиями у нас не было.

