ОВАЛ ШЕСТЕРНИ
ОВАЛ ШЕСТЕРНИ
ТЕХНИКА
НОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯ
ОВАЛ ШЕСТЕРНИ
Премию за наилучшее новаторство года на прошедшей во Франкфурте выставке «Автомеханика-2004» получили компании «КонтиТех» (ContiTech) и «Литенс Отомотив Груп» (Litens Automotive Group), придумавшие… округлую шестеренку. Идет речь о ременном приводе распредвалов, потеснившем сейчас цепную передачу. Гибкий зубчатый ремень всем неплох, еще прирастить бы срок его службы, чтоб совсем исключить подмену из списка сервисных работ.
Исследования проявили, что причина раннего износа ремня – колебания, вызванные неравномерным сопротивлением распредвала. Когда кулачок начинает открывать клапан, усилие на ремне растет. Для компенсации рывков хорошо бы в этот момент «притормозить» коленчатый вал, что, как досадно бы это не звучало, нереально. Зато можно замедлить движение зубьев ведущего шкива, если сделать его… округлым. Таковой «умный» шкив «Смарт Спрокет» (Smart Sprocket) и запатентовала компания «Литенс».
Результаты затмили ожидания: усилия на ремне снизились на 40%! Появилась возможность или сделать его на 1/3 у'же, или, при той же ширине, «вечным». Очевидно, округлый шкив востребовал поменять и конструкцию натяжного устройства, и строение самого зубчатого ремня. Этим уже занимались разработчики «КонтиТех».
Премьера нового привода кулачковых валов состоится под капотом «Ауди» на движках TFSI (турбонаддув+конкретный впрыск бензина). Такие моторы должны выполнить нормы Евро IV и Евро V, а их ременная передача станет необслуживаемой.