НЕ НАША ЧАЙКА
НЕ НАША ЧАЙКА
Машине подфартило – в свое время она смогла преодолеть «железный» занавес. Помните кинофильм «Мертвый сезон»? Известным актерам Донатасу Банионису и Ролану Быкову ассистировал очередной персонаж – серебристый Подвескаивный автомобиль с кузовом купе. И сколько бы раз ни демонстрировали узнаваемый русский боевик, диковинка с открывающимися ввысь дверцами постоянно завлекала внимание. В сегодняшнем году «Мерседес-Бенц 300 SL», а это был конкретно он, отметил свое пятидесятилетие.
ВСТРЕЧА В ДОЖДЛИВЫЙ СЕЗОН
Щелкнул замок, и дверь просто поднялась ввысь. Протягиваю руку в салон, чтоб отбросить управляющее колесо. Та-а-ак, преодолен широкий порог, и тело попало в объятия узенького сидения. Маленькая спинка чуть доходит до лопаток – видимо, придется запамятовать о комфорте. Возвращаю руль в обычное положение. Последующее движение – подать на себя серебристый переключатель по центру приборной панели. Сработало, послышалось жужжание топливного насоса высочайшего давления. Зажигание, стартер, и чуть аппетитно заурчал 6-цилиндровый трехлитровый движок, возвращаю переключатель назад – сейчас мотор сам приводит в действие механическую (!) систему распределенного впрыска горючего.
Пока идет прогрев, можно осмотреться в салоне. Приборы максимально лаконичны. Перед водителем – два больших циферблата: спидометр и тахометр. В нижней части приборной панели кругляшки гораздо меньше: указатели уровня горючего, температуры воды и масла, давления в системе смазки. Поближе к пассажиру маленькие часы VDO, переключатель управления стеклоочистителями и… дублирующая кнопка гудка.
Педаль акселератора напольная, тормоза и сцепления – навесные. На левую ногу возложена еще одна функция – управление светом фар, зачем на полу смонтирована особая кнопка. Рычаг коробки узкий и длиннющий, его венчает маленький, но удачный набалдашник. Вот умопомрачительно, схема переключения передач отлично знакома российскому водителю по вазовским «самарам». Задняя врубается так же, без каких-то утапливаний рычага и блокирующих колец.
Подгоняю единственную регулировку сидения (вперед-назад), настраиваю внутрисалонное зеркало – очень занимательная процедура, ведь оно смонтировано меж водителем и пассажиром поверх «торпедо». Единственное внешнее регулировке не поддается – не неудача, все равно видно мало. Если пригодится подать задним ходом – проще обернуться. Рабочее место водителя размещено так близко к задней части автомобиля, что с обзорностью заморочек не появляется. Кажется, до заднего бампера можно достать рукою.
А сейчас вперед! С первых же метров – море воспоминаний. А «дед»-то еще ого-го! Разгонная динамика впечатляет. Передачи врубаются просто, как будто на современном автомобиле. Стопроцентно насладиться высокоскоростными способностями мешает зигзагообразная дорога. Но какова маневренность! Руль большой, с узким ободом, все же, позволяет ощутить все аспекты. Естественно, без усилителя приходится напрягать руки, но конкретно так, по капельке, и втягивается Подвескаивная машина в поворот. В особенности в этих критериях. Ведь мне несказанно «повезло» – знакомство со Подвескаивным «Мерседесом» состоялось на узеньких горных дорогах Германии. Добавьте сюда к тому же дождик с туманом… Автомобиль так лихо атакует влажные виражи, что иногда забываешь – ходовой части и управляющему управлению исполнилось 50 лет. Никаких реечных устройств, шаровых опор, стоек «Мак-Ферсон» и электрических помощников. Со сложной дорогой лихо управляются рычаги, пружины, маслонаполненные рессоры, шкворни, управляющий механизм типа «винт-шариковая гайка». Машина отлично глотает выпуклости и практически не накреняется в поворотах.
На затяжных спусках хватает и тормозов. А ведь тут барабанные впереди и сзади. Сначала им не доверял и подтормаживал передачами. Но позже опаски прошли – оказывается, эта конструкция при должном качестве выполнения полностью надежна на Подвескаивном автомобиле.
Горы остались сзади. За этот период времени так поверил в «старичка», что решил разогнать его «по-взрослому». Где там красноватый сектор тахометра? Ага, начинается с 6 тыщ. До их и будем раскручивать движок. 2-ая – газ в пол, 3-я – опять в пол: вот это динамика! Оказывается, в районе 4000 об/мин мотор только пробуждается. Нет никаких колебаний, что положенные 260 км/ч «максималки» и 10 секунд разгона до «сотни» автомобиль выполнить способен. Когда на спидометре за «двести», «Мерседес» прилипает к дороге как будто современный «Гран Туризмо» – никакого подруливания либо умения ловить машину не требуется. Даже звучный шум двигателя и выпускной системы гласит не столько о возрасте, сколько о предназначении купе. Весь набор личных чувств подтверждает: «Мерседес-Бенц 300 SL» – чистокровный спорткар, волею судьбы оказавшийся на дороге общего использования. И это вправду так!
Фуррор УГАДАЛ ИМПОРТЕР
«Подвескасмен» с кузовом купе появился в 1952 году. И сразу стал завоевывать титулы на соревнованиях. Самый звучный из их – победа на 24-часовых гонках в Ле-Мане. Дорожная версия купе родилась спустя два года. Ее «продавил» официальный импортер «Мерседеса» в Америке. Управление «Даймлер-Бенц» начало выпуск штатской модификации машины благодаря его напористым просьбам. С 1954 по 1957 год собрано 1400 «мерседесов 300 SL». Около 70% машин на ходу до настоящего времени!
Напористый импортер не прогадал. Сегодня цена купе, ставшего вожделенным раритетом, порядка 300 тыс. евро. Автомобиль до сего времени участвует и одолевает в гонках, к примеру в итальянской Mille Miglia. Обладателями уникального купе были Софи Лорен, Джина Лоллобриджида, Элвис Пресли, Кларк Гейбл, фотограф известного агентства «Магнум» Дэвид Дуглас Дункан и многие другие.
Благодаря броской наружности и, сначала, поднимающимся ввысь дверям автомобиль обладает большой привлекательной силой. Конкретно форма открытых дверей отдала ему собственное имя Gullwing – «Крыло чайки». Но самое любознательное, что это не находка маркетолов прошедшего, а принужденный шаг.
У «Мерседеса 300 SL» нет несущего кузова. Гоночный по происхождению автомобиль представляет собой легкий каркас из тонких труб (либо по другому – пространственную раму), обшитый металлическими панелями. Такая конструкция обладает высочайшей жесткостью на скручивание, при этом каркас серийного SL весит всего 82(!) кг. Форма спрятанной под обшивкой пространственной рамы такая, что установить обыденные двери нельзя. И выход был найден – «крыло чайки».
Но это, как вы осознаете, далековато не единственное для тех пор передовое решение. Уже упоминался движок с конкретным впрыском горючего. Его особенность – механическое регулирование и шестипоршневый насос высочайшего давления. Добавим, что мотор также оборудован системой смазки с сухим картером, а распределительный вал размещен в головке блока цилиндров.
Кресло пилота установлено поблизости центра тяжести автомобиля, который находится точно в центре кузова. Такая сборка оптимальна исходя из убеждений маневренности. «Мерседес 300 SL» поступал в продажу с различными вариациями коробки. Клиент мог сам расставить ценности: принципиальна ли ему наибольшая скорость либо оживленный разгон. Исходя из его пожеланий, автомобиль комплектовали одной из 5 основных пар.
«Мерседес» вышел так удачным и надежным, что стал долгожителем. Вспомним, к примеру, 300 SL, принадлежавший уже упомянутому фотографу Дэвиду Дункану. Как того добивалась профессия обладателя, за 40 лет эксплуатации автомобиль прошел по дорогам мира практически полмиллиона км, при этом сохранился в постоянном виде и продолжает путешествовать по свету с новым владельцем.
КОГДА ВРЕМЯ БЕССИЛЬНО
Странноватая штука судьба. Обычно, век спорткара короток, и только отысканные при его конструировании технические решения время от времени передаются потомкам. Но нет правил без исключений. Одно их их – пред нами. «Мерседес-Бенц 300 SL» вправду жива история. Что касается техники, то пространственная рама, впрыск, система смазки с сухим картером – атрибуты многих современных спорткаров. Но самое главное – ветеран не смотрится старцем. Его вид как и раньше необыкновенно притягателен. Мне довелось узреть настоящий энтузиазм окружающих к знаменитому купе и, признаюсь, я не сумел отказать провинциальному германскому мальчику, который попросил его прокатить. Автомобиль вне времени… Думаю, в хоть какой стране мира и взрослые, и малыши будут с восхищением рассматривать поднятое «крыло чайки»..
ФОТО Создателя