ПРИГЛАСИТЕ ТРУБОЧИСТА
ПРИГЛАСИТЕ ТРУБОЧИСТА
АВТОКЛУБ
МАСТЕРСКАЯ: ВЕНТИЛЯЦИЯ КАРТЕРА
ПРИГЛАСИТЕ ТРУБОЧИСТА
АНАТОЛИЙ ВАЙСМАН
Людей «с бензином в крови», фанатичных любителей возиться с техникой, сейчас не достаточно. Для обычного же потребителя автомобиль, даже очень дорогой, – не повод запамятовать обо всех иных радостях бытия. Для чего растрачивать силы на очевидную подмену колпачков, крестовин, сайлент-блоков, если спецы все это выполнят и быстрей, и грамотней. Короче, неплохой сервис – восхитительная штука!
Но при всех плюсах есть в нем некоторая «уравниловка», даже ущербность! Честные мастера не выйдут за рамки предписанного изготовителем, так что от серийного автомобиля не стоит ожидать очень многого.
…Эта «Нива», прибывшая к нам, – из таких. Владелец осторожный, но обслуживал машину «по состоянию»: время от времени подменял масло и фильтры, но менее того. Так что к пробегу 90 тыщ машина поубавила прыти. Ужаснее того, на низких оборотах холостого хода мотор стал глохнуть. Кто-то порекомендовал проверить вентиляцию картера. Отсоединил шланг – мотор сходу заработал охотней. Владелец, недолго думая, вывел трубку вентиляции вниз, под машину – метод общеизвестный! Правда, в салоне появился «паровозный» запах, а в душе – тревога: осознавал, что это ухищрение трудности уже не решит. Запасную канистру масла приходилось все почаще пополнять, а движок сейчас не только лишь «потел» по всем соединениям – сзади авто разливался шлейф сизого дыма. Но продолжал ездить, пока замасленные свечки не стали отказывать через каждые 100 км.
Делать нечего – пора в ремонт. В солидном сервисе хорошо отремонтировали машину, в пробной поездке ее было не выяснить! Хороший запуск, красивая приемистость, тяговитость… Но недолго музыка игралась: через две недели мотор опять стал глохнуть на холостом ходу и ужаснее пускаться.
Обладатель обратился в тот же сервис. Рекламацию приняли, и когда владелец возвратился, машина опять отлично работала. Мастера растолковали, что предпосылкой отказа была грязь в карбюраторе (последним при ремонте, естественно, не занимались – заказа на это не было).
Заплатив за профилактику системы питания, наш герой вновь счастливо ездил… ровно две недели. Все повторилось! Сейчас он остался понаблюдать, как приводят в порядок карбюратор. Он отлично запомнил то, что ему проявили. Внутренние поверхности диффузоров почему-либо были очень закопченные, а воздушные жиклеры забиты нагаром. Сейчас карбюратор очистили безвозмездно. Заодно проверили зажигание и токсичность отработавших газов. Все стало «о’кей», машина снова вела себя прилично. Но… вы, естественно, додумались: через некое время ситуация повторилась! Тогда обладателя и надоумили обратиться к нам (везет мне с схожими загадками!).
Разобрав карбюратор, мы полюбовались диффузорами, покрытыми слоем сажи, и запятанными воздушными жиклерами. Ясно: необходимо вычистить и помыть прибор «с пристрастием». Сделали. Движок заработал как новый. На всякий случай проверили диагностические характеристики: полный порядок, «конкурентов», ремонтировавших мотор, упрекнуть не в чем.
Но как быть с три раза повторившейся загадкой? В чудеса я не верю – здесь очевидно что-то «не стыковалось». Почему при хорошей работе мотора загрязняется карбюратор?
Владелец стоял рядом с работающей машиной и с надеждой смотрел на меня: что, дескать, мастер произнесет? А мастер, не находя ответа, злился: неужто обычный мотор, издавна изученный повдоль и поперек, принудит его расписаться в некомпетентности! И здесь я шестым чувством ощутил какое-то несоответствие в его виде. Подводящий шланг радиатора – новый… А шланг вентиляции картера – поседевший от старости! Меня как будто током стукнуло: «Не в этом ли загвоздка?»
Мотор выключили. Шланг отсоединили, и я, обжигаясь, засунул в него палец. Так и есть: снутри – напластования сажи, здоровый кусочек я здесь же вынул. Шланг оказался как будто нафарширован! (Потом мы его разрезали: показываем на фото.)
Что сказать в заключение? У системы вентиляции картера бывают хитрые заболевания. Видно, шланг при ремонте мотора не поменяли, а он около пламегасителя уже издавна был забит грязюкой. Она-то создавала дополнительное сопротивление газам и увеличивала давление в картере. Зависимо от баланса давлений по различные стороны такового «затора» могут случаться разные проблемы. К примеру, в корпус воздушного фильтра выбрасывается мелко распыленное масло с копотью, попадает в воздушные жиклеры и диффузоры карбюратора. В итоге очень обогащается поступающая в цилиндры смесь, к тому же «сдобренная» частичками масла! А если давление в картере превзойдет атмосферное, масло выдавливается наружу не только лишь через шланг вентиляции и отверстие под масляный щуп, да и через прокладки на соединениях блока с крышками, через сальники и т. п. Напомню, отлично собранный и верно работающий мотор – сухой, без любых «отпотеваний».
Кое-кто не считает необходимым уделять свое внимание на подобные «пустяки», но я мог бы привести примеры того, как после «генеральной чистки» вентиляции движок, ранее терявший 100–150 мл масла на сотку км, практически переставал его расходовать. Вот вам и «отпотевание»!
В нашем случае поставили новый шланг с пламегасителем – и неудачи как не бывало!
С этого денька обладатель «Нивы» поддерживает с нами связь. Сейчас он знает, что за состоянием системы вентиляции нужен глаз да глаз. Схожих отказов больше не было, но до чего пуглив наш человек! Не так давно в преддверии далекой поездки прибыл с просьбой поменять карбюратор. Мы уговаривали не делать этого – прибор, дескать, ни в чем же не повинет. Но владелец, твердо решив расстаться с большими средствами, был непреклонен: «Замените – и дело с концом!» Желание заказчика, если только оно не подрывного нрава, для нас, естественно, закон. Поменяли… Не в обиду будет сказано: пуганая ворона кустика опасается!