ТАК ЗАКАЛЯЛАСЬ ПЛАСТМАССА
ТАК ЗАКАЛЯЛАСЬ ПЛАСТМАССА
Невзирая на применение особых жаропрочных видов стали для выпускной системы, временами "прогорающие" глушители остаются противной реальностью для автомобилистов. "Прогорающие" - не случаем в кавычках. Ведь даже плохонькая сталь не сгорит и не расплавится при температуре в несколько сотен градусов. Дыры возникают в итоге ускоренного окисления, в том числе из-за солей на дорогах, перепадов температур.
Естественно, нержавеющая сталь еще долговечней, но Ремонт и эксплуатация из нее существенно дороже. А ведь есть материалы, которые полностью инертны, другими словами не вступают в реакцию с кислородом и другими элементами, к тому же легче и технологичнее стали. К примеру... пластмассы.
Да, да, пластмассовый глушитель - сейчас совсем не фантастика. Правда, пока идет речь об элементах, установленных снутри выпускного тракта. В современных движках ради чистоты выхлопа приходится управлять потоками отработавших газов, направляя часть назад в цилиндры либо по специальной трубе для понижения температуры (ЗР, 2003, № 12). Здесь не обойтись без заслонок, управляемых компом, которые должны выдерживать "адские" температуры и работать без заеданий.
Железные подшипники тут длительно не протянут. А вот выполненные из нового материала Vespel марок ТР-8311 либо SP-22, разработанного компанией "Дюпон", расслабленно терпят нагрев выше 550°С. Ремонт и эксплуатация клапанов рециркуляции отработавших газов, втулки подшипников скольжения, направляющие заслонки без приреканий и без износа выдержали 400 тыщ рабочих циклов. При всем этом, кстати, не нуждались в смазке, так как владеют очень низким коэффициентом трения. Похоже, технических препятствий на пути к нескончаемому пластмассовому глушителю уже нет, остались только экономические...
Ремонт и эксплуатация клапанов и подшипников для выпускной системы из нового материала уже используют на дизельных автомобилях концернов "Дженерал моторс" и "Даймлер-Крайслер".